Сероглиняная курильница с вдавленными солярными изображениями и дырочками найдена на поселении Беляус в слое II—I вв. до н. э. К концу античного периода во II—III вв. н. э. формы курильниц упрощаются.
«Не исключена возможность того, что бронзовые статуэтки, …Горгиппии - Изида, Афродита Анадиомена,- могли быть принадлежностью домашнего ларария».[80]Тип Афродиты с 2 эротами за плечами известен коропластике ещё в 3 в. до н. э.
В Горгиппии найдена часть большой терракоты – голова Мена в высоком уборе, верхом на петухе. Известно, что Горгиппия чеканила медные оболы с изображением на лицевой стороне головы бога Мена и тетрахалки с головой Аполлона.
«На терракотовой фигурке, найденной в Горгиппии, изображение богини Тюхэ (в городском доме, конца 3 – первой половины 1 в. до н.э.), вместе с терракотой Великой матери, формой для оттиска других таких же фигурок, статуэткой беременной женщины, глиняными птицами культового назначения и глиняной формой для оттиска терракотового изображения сидящего перед чаном Силена. Тюхэ из мраморовидного сероватого известняка величественно сидит в высоком кресле. Над пышными прядями волос богини возвышается калаф, рукаф хитона с прорезями скреплён украшениями, с правого плеча на колени спускается покрывало. Обратная сторона статуи обработана бучардой. Слева к плечу Тюхэ тянулся рог Амалфеи».[81]
На тераккотах Тюхэ в Горгиппии – рог изобилия наполнен плодами, подобно бронзовым фигуркам Фортуны с рогом изобилия.
На терракотовой статуэтке 1 в. до н.э. – 1 в. н.э. – Афродита, возлежащая и увенчанная диадемой. На глиняном рельефе начала ІІІ в – Афродита стоит у алтаря рядом с Потосом, олицетворением страсти в виде маленькой фигурки бородатого мужчины. На терракоте1в. Афродита изображена с Эротом около геммы Приапа, её сына, бога плодородия и покровителя стад. В горгиппийском доме 1 в. н.э. найдена фигурка Афродиты Анадиомены с дельфином около геммы Приапа.
Глиняные фигурки Деметры ІІ в до н.э. восходят к образцам VІ в до н.э., известным в метрополии и Северном Причерноморье и имеют стандартные прототипы. На ранних фигурках сидящая богиня изображалась в статической позе, в переданной слитно с телом одежде и обычно без атрибутов, что затрудняет определение её эпиклезы и даёт основание многим исследователям видеть в ней Великую богиню-мать.
Со временем изображения на терракотах богинь усложнялись, детализировались и дополнялись символами, атрибутами – кресло с высокой спинкой, калаф на голове, на шее – гривна, в руке – фиала. Складки одежды на статуэтках эллинистических времён не всегда обозначены.[82]
«По- видимому, изображения Деметры с чашей и плодом, сложившиеся в эпоху эллинизма, легли в основу иконографического облика синкретического верховного женского божества, распространённого на Боспоре во 2 – 3 вв.н.э., объединившего идеи плодородия, умирания и воскрешения жизни, лежавшие в основе культов Деметры, Афродиты, Кибелы.»[83]
Культ малоазийской Кибелы выявлен в Горгиппии с ІV в до н.э.На терракотах этого периода – богиня, сидящая со львёнком на коленях, с большим животом. Найдены фигурки с чашей и яблоком в руках. Этот образ богини восходит к малоазийским прототипам.
Астральный символ – лев, сопровождающий Кибелу, указывает на владычество богини над небесным сводом.
Таким образом, характер астральной символики в мелкой пластике подтверждает всеобщий для Причерноморья синкретизм культов.
Поскольку бог Мен – восточное лунное божество, почитавшееся в основном в сельских районах Малой Азии, постольку святилища Мена часто представлены лишь жертвенниками и зольниками. На изображениях Мена, которым иногда уделялось центральное место, всегда присутствует серп Луны за плечами. Именно по этому признаку можно отличить святилища Мена, даже если нет соответствующей надписи. Символика в святилищах Мена разнообразна: это и лев, и цыплёнок, и обоюдоострая секира. Мен часто изображался рядом с такими божествами, как Аполлон, Арес, Артемида и др.
Изображения Мена в хитоне и гиматии во фригийской шапочке, с юным лицом, обрамлённым волнистыми волосами, встречаем в эллинистический период. Поскольку Мен являлся покровителем сельских общин, его эпитеты часто сочетались с этниконами деревень. Святилища Мена косвенно подтверждают синкретизм культов в Малой Азии.
Выводы ко второй главе:
- общий кризис эллинской идеологии, имевший место в период раннего эллинизма привел к ослаблению культов эллинских божеств официальвого пантеона и открыл дорогу для расцвета культов местных божеств;
- в Причерноморье, на почве благодатной экономической и природо - ресурсной базы, в результате смешения этносов - возник синкретизм греческой и восточной культур;
- на основе Греко - римской культуры с влиянием египетских, ассиро-вавилонских, индийских, персидских и древнееврейских традиций наметилось тяготение к монотеизму;
- астральные культы использовались правящей верхушкой для поддержания незыблемости своей власти, её богоданности, что подтверждается нумезматическим материалом.
- культовые действия нашли свое отражение в изобразительном искусстве;
- характер астральной символики в мелкой пластике подтверждает всеобщий для Причерноморья синкретизм культов;
Заключение.
Человеку с самых ранних времён приходилось осмыслять окружающий мир.
Сознание, ещё не скованное законами традиций, отражало мир так, как оно его видело, создавая мифы о природных явлениях и силах, которые за ними стоят. Астральные культы являются наиболее ранней формой мировосприятия, понимания мира и самого себя. Миф – аллегорическое выражение идеи, не вмещающейся в синтаксис языка. Космогонические идеи в астральных культах выражают «мироощущение и миропонимание эпохи его создания».
В астральных культах Причерноморья произошло соприкосновение и взаимопроникновение греческой и восточной культур. В период римского господства народы Азии приобщились к Греко-римской культуре, оказывая друг на друга взаимное влияние.
В сознании передовой мыслящей части людей, соединились для переосмысления на основе Греко – римской культуры, египетские, ассиро-вавилонские, индийские, персидские и древнееврейские идеи культурно – исторических традиций. Платон «Тимей», Пифагор, Плутарх «Об Исиде и Осирисе», Ликург, Геродот, восхищаясь египетской религией, на первое место ставят не обрядовую, а познавательную функцию религии. «Людям, обладающим рассудком, следует искать всех благ у богов, а более всего познания самих богов, насколько оно для человека достижимо. Нет ничего выше стремления к истине, в особенности той, которая касается богов и заключает в себе жажду приобщения к божественному началу, так что изучение мудрости является восстановлением подлинного богослужения»[84]
В греческих астральных культах на первом месте стоит природа, на ней и вечном постоянном макрокосмосе концентрируется внимание, а человек лишь ступень в этом порядке. Ближневосточное влияние сказывается в том, что на первое место выступает этика, практическое воспитание человека.
Такие понятия как пространство, время и история в астральных культах разных этносов воспринимаются по разному.
Грек воспринимал жизнь как существование в определённом месте космоса. Он живёт настоящим, поэтому прошлое для него быстро становится мифом. Греческое влияние в астральных культах Причерноморья выражается в скульптурности и пластичности, осязательности. Недаром же «эйдос» - идея, восходят в греческом к глаголу «видеть», созерцать. Основными категориями греческих астральных культов являются красота, гармония, мера, соразмерность. Но поскольку жизнь процесс динамичный, то не всех устраивало лишь его созерцание. Отчасти, поэтому так быстро были восприняты, заимствованные из ближневосточных, идеи света и нравственной чистоты.
Наиболее плодотворное взаимодействие ближневосточных и греческих культур происходило в период эллинизма.
Можно назвать несколько причин возникновения астральных культов:
- греки и римляне обожествляли своих древних царей и героев, природные стихии, космические тела, основные элементы мира, персонифицировали и обожествляли почти все свойства человеческой души:
- поэты и писатели воспели это в мифах и сказаниях;
- скульпторы и художники создали внешний вид богов – их культовые статуи;
- народ разработал систему культов;
- а архитекторы построили им храмы.
Для ориентации разума на постижение высших истин бытия, для мобилизации духовных сил человека ему всегда был необходим символический образ, и доказательством тому служит греческая «пластичность».
В Причерноморье, в области религии наметился всеобъемлющий синкретизм, признающий всех богов и внутренне тяготеющий к своей противоположности – монотеизму.
«Таким образом, в Горгиппии, например, были распространены все основные культы эллинского мира, их почитали здесь в различных ипостасях. Собранный материал не позволяет нам проследить развитие в городе каждого культа и выявить специфику их развития. Официальный государственный характер почитания установлен не менее чем для 20 культов: Посейдона, Геракла, Афродиты, Гермеса, Деметры и Коры- Персефоны, Великой богини - матери, Кибелы, Аттиса, Артемида, Зевса, Гелиоса, Аполлона, Мена, Диониса и Пана-Сатира, Бога высочайшего, римского императора. В городе поклонялись Тюхэ, Афине, знали Эрота, Персея, горгон, Сфинкса, Гарпократа, Изиду, Сераписа. Сведения о распространённых в Горгиппии культах, подтверждают сильную эллинизацию городской культуры.