Структура работы: введение, две главы, заключение, список литературы, приложение.
Глава 1. Космогонические идеи в астральных культах Причерноморья и их истоки.
Государственные законы повсюду имеют в виду лишь внешнюю, обрядовую сторону религии, предоставляя внутреннюю, сознанию и совести каждого гражданина. В этих условиях в астральных мифах Причерноморья происходили, с течением времени, изменения космогонических идей.
Поскольку Астральные мифы о происхождении солнца, звёзд, луны являются очень древними, космогонические идеи в них включают в себя пространственно- временные параметры вселенной, условия в которых протекает существование человека, знания о том, как возникла вселенная. Пространство, в астральных культах - пластично и персонифицировано – это отражает состояние сознания древних греков.
"Греческий "космос",- покоился в пространстве, выявляя присущую ему меру.[3] Высшей ценностью (максимум сакральности), в космогонических идеях, обладает та точка в пространстве и времени, где совершился акт творения, координаты, задающие схему развёртывания всего, что есть в пространстве и времени, организующими весь пространственно – временной континуум. Календарный ритуал также соотнесён с ними. Космологический код в архаичных культурах обладает особенно большими «разрешающими» способностями; постоянно прослеживается тенденция к персонификации (отец – небо, мать-земля); солнце и месяц в сюжете небесной свадьбы. Космологические идеи в астральных культах часто начинаются с того, что предшествовало творению; поэтапное возникновение и развитие Космоса, а также продолжение этого процесса. Элементы или стихии – как правило, огонь, вода, воздух, земля, к которым добавляется иногда пятая стихия, условно соответствующая эфиру, - образует первичный материал для строения космоса. Смешанные и неразделимые в хаосе эти стихии разъединяются и «очищаются». Это разъединение стихий – один из элементарных космогонических актов, которые совершаются при космогенезе. Основными космогоническими актами считаются:- установление космического пространства;
- создание космической опоры- мировой горы, мирового дерева, укрепление на небе Солнца;
- наполнение пространства конкретными объектами (ландщафт, люди, растения, животные), абстрактными сущностями;
-сведение всего сущего к единому, и выведение всего из единого. Порядок сотворения мира соответствует следующей идеальной схеме: хаос, небо и земля, солнце и месяц, звёзды, время, растения и животные, человек, дом, утварь и т. д.
Космогонические идеи описывают становление мира как результат последовательного введения основных бинарных оппозиций, причём идеи в культах греческого происхождения отличаются от идей в культах восточного происхождения.
Порядок творения иногда подчёркивается числовыми показателями, примерно следующего вида: « один объект на первом шаге порождает два объекта» - «два объекта на втором шаге порождают три объекта» - «три объекта на третьем шаге» и т.д. В целом космогонические идеи соответствуют сюжетной схеме, в которых движение осуществляется от прошлого к настоящему, от божественного к человеческому, от космического и природного к культурному и социальному, от стихий к артефактам, от внешнего и далёкого к внутреннему и близкому. Широко распространён мотив биологического порождения космических объектов, богов и людей творцом и часто связан со сменой поколений богов.
Космогонические идеи прослеживаются в астральных культах – о созвездиях, звёздах, планетах (в широком смысле – лунарные и солярные мифы). В типологически ранней группе Астральных культов звёзды или созвездия часто представляются в виде животных, часто речь идёт об охоте на животных (этот мотив прослеживается в культе Артемиды – Дианы, охотницы). Этимология имени которой, возможно «медведица».
Характерная черта Астральных культов – наличие нескольких космических персонажей, воплощаемых расположенными рядом созвездиями. Чаще всего встречается мотив объяснения многих (обычно 12) созвездий, посредством астрального мифа, в которых выступает такое же число животных. Дальнейшее развитие таких астральных мифов приводит к построению системы соответствий между 12 созвездиями и таким же числом животных. На этой основе было выделено 12 знаков зодиака, позднее перенятое греческой традицией (зодиак – от греческого «животное»). На основе космогонических идей греками и переселенцами различных этносов по различным причинам, в астральных культах Причерноморья, была построена закономерная картина движения небесных светил, описывающихся посредством астральных персонифицированных божеств.
Космогонические идеи в астральных культах Причерноморья являются продолжением индоевропейской мифологии.
Стоит отметить, что изучение астральных культов часто ведётся по произведениям изобразительного искусства и скульптуры,( не говоря уже о керамике и бытовых предметах), но искусство лишь иллюстрирует религию, объясняет или комментирует её и «тем самым предполагает свою вторичность по сравнению с неким образцом». В Причерноморье, как и собственно, в Греции искусство является и само по себе мифотворческим и на этом уровне уже можно говорить о привнесении в культ бытовых, «профанных» элементов, но иногда и об очищении астрально-культовых традиций. Происходит взаимное влияние мифологии и искусства, а также социальных мотивов.
«Мы располагаем большим количеством примеров, когда божество с определённым именем или мельчает с веками, теряя свои функции. Постепенно, сходит на нет, или же «отбирает» функции других богов, становится многозначным, выдвигается на видное место в пантеоне».[4]
Например, культ Афродиты – богини любви и красоты малоазийского происхождения. По версии, описанной Гомером, родилась из крови оскоплённого Кроном Урана, которая попала в море и образовала пену, отсюда народная этимология её имени «пенорождённая» и одного из её прозвищ – Анадиомена – «по явившаяся на поверхности моря». Идеи культа Афродиты близки внутреннему содержанию культа финикийской Астарты, вавилоно-ассирийской Иштар, египетской Исиде. Этимология имени не ясна.
В Сев. Причерноморье малоазийские черты богини сближают её с богиней – матерью и Кибеллой. Далее, рождение Афродиты из крови Урана было забыто. Спутники Афродиты – Эроты – первоначально космические божества, порождения хаоса, затем всего лишь создание Афродиты, подчёркивающее самостоятельную созидающую силу богини любви. Космогонические идеи в культе Афродиты со временем теряются, и сила её распространяется только на сферу любви, приобретая всё более кокетливые черты. Возникает противопоставление Афродиты Урании («небесной», в связи с происхождением от неба - Урана) и Афродиты Пандемос («всенародной» дочери Зевса и малозначительной Дионы). По свидетельству Геродота, Афродиту Уранию почитало и коренное население Причерноморья – скифы, видимо ассоциируя её с богиней матерью. Космогоническая идея культа Афродиты, изначально подразумевает рождающую женскую энергию, которая вышла и появилась из ничего (хаоса), из пены.
Классический образ официального астрального культа Сев. Причерноморья Аполлона включает архаические и хтонические черты. О неиндоевропейском происхождении образа свидетельствует то, что этимология имени Аполлон неизвестна в греческом языке.
С течением времени, Аполлон приобретает множество функций, прорицателя, блюстителя гармонии космической и человеческой. Образ Аполлона как Солнца, соединяет воедино небо, землю и преисподнюю.
Основное символическое содержание этого культа, хотя и подвергалось с течением времени определённым изменениям, носило, в общем, одинаковый характер во всех местах его почитания в Северно-Западном Причерноморье. Космогонические идеи в культе Аполлона могут быть объяснены представлениями индоиранцев о Солнце, вечно вращающемся вокруг горы. Сурья, как и Хвар, не по своей воле совершают прогулку слева направо, а по указанию создателя мира сего, и не может сойти круга. Даосократик Эпопид связывал Аполлона также с движением Солнца по Эклиптике: «Аполлон называется Лонсием, так как он выводит поклонный круг, двигаясь с Запада на Восток». В своих пифийских трактатах Плутарх, бывший жрецом Аполлона в Дельфах, подчёркивал, что Аполлон не равен Солнцу, Аполлон - персонификация эманации Бога Света, тем не менее, пророк Аполлона Орфей, поклонялся ему как Солнцу. В одном орфическом гимне Аполлон прямо назван « Солнцем, взмывающем ввысь на золотых крыльях». Орфини вообще понимали Аполлона как символ солнечного объединения всяческих множеств ….В культе Аполлона присутствует не только персонификация Солнца, но поклонение Аполлону связано ещё и с огнём. Всё сферическое и вообще шарообразное подобно Космосу и Солнцу. Геродот связывает происхождение культа Аполлона с Египтом, где Гор – Аполлон являлся, якобы, сыном Осириса – Диониса и Исиды- Деметры. Аполлон связывался своим рождением и с такими хтоническими существами, как Силен, Пан и т. д. Соединение в образе Аполлона рациональной ясности и тёмных стихийных сил подтверждается теснейшими связями Аполлона и Диониса, хотя это божества – антогонисты: один по существу бог светлого начала, другой – бог тёмного и слепого экстаза. После 7 в до н. э. образы этих богов сближаются. Можно говорить о деградации образа Аполлона, об утрате первоначального внутреннего содержания. На более поздней ступени архаики Аполлон – охотник и пастух, из массового поклонения Аполлону напрочь исчезают космогонические идеи, и это божество когда-то подобное Солнцу начинает выполнять бытовые нужды верующих в него.
Содержание культов с течением времени постоянно претерпевало изменения. Так, Аполлон архаический, классический и эллинистический довольно сильно отличаются друг от друга, оставаясь при этом одним божеством и нередко сохраняя отдельные свои архаические черты до конца античности.[5]