Переселенцы перенесли в Северное Причерноморье культы греческих богов и, прежде всего Аполлона. Богов изображали на монетах, им воздвигали алтари и жертвенники, сооружали храмы. В священной округе храма, а также на агоре ставились посвящения богам, как от отдельных лиц, так и от коллегий (например, стратегов, ситонов, членов фиаса и т.п.). Посвятительные надписи на мраморных и известняковых базах и плитах, на алтарях, жертвенниках и даже на сооружениях, например, надпись на архитраве храма Аспурга, а также граффити и дипинти, статуи и статуэтки богов служат хорошим источником для суждения о культах.
Многовековая история Ольвии одного из крупнейших античных городов Причерноморья насыщена важными и интересными военно-политическими событиями, связанными со скифскими, сарматскими, гетто-фракийскими племенами.
С V по II вв. до н. э. включительно в Ольвии, Херсонесе и городах Боспора известны посвящения астральным греческим божествам, но с некоторыми отличиями. Так, в Ольвии более всего Аполлону Дельфинию, Аполлону Врачу, Афродите-Понтии (покровительнице мореплавания), Плутону и Коре и самофракийским богам. В Херсонесе доминировал культ богини Девы Парфенос, есть посвящения Афине-Спасительнице. В городах европейского Боспора этого времени — более всего посвящений Аполлону Врачу, Артемиде, Афродите. В городах азиатского Боспора особенно много посвящений Афродите Урании, владычице Апатура, Артемиде, Аполлону Врачу. «Специфической особенностью пантеона северопричерноморских культов является наличие культа Ахилла Понтарха и богини Девы. В основе почитания этих божеств, вероятно, лежат сильно эллинизированные варварские культы»[23]
В Горгиппии были распространены все основные культы эллинского мира в различных ипостасях. По доступным материалам сложно проследить развитие в городе каждого культа и его специфику. Официальный характер почитания существовал, примерно для 20-ти культов. В этом городе культы поддерживали незыблемость правящих династий. Наряду с Посейдоном, Гераклом, Афродитой, Гермесом, Деметрой и Корой-Персефоной, почитались и Великая богиня-мать, Кибела, Атис, Артемида, Зевс, Гелиос, Аполлон, Мен, Дионис, Пан-Сатир, Бог высочайший, римский император.[24]
«В Горгиппии также поклонялись Тюхэ, Афине, знали Эрота, Персея, горгон, Сфинкса, Гарпократа, Изиду, Сераписа».
Всё это подтверждает сильную эллинизацию городской культуры. Главным аспектом культовых представлений являлась идея хтонизма, умирания и воскрешения, плодородия. Эта направленность видна в почитании Геракла, Кибелы, Тюхэ; ведущей является в поклонении Афродите, Деметре и Коре-Персефоне, Великой богине-матери, Атису, Артемиде, Изиде, Дионису. Синкретизм мифологических представлений в Горгиппии очевиден, что объясняется многоэтническим составом населения и активными экономическими связями.
Был также известен иконографический образ Деметры с маленькой Корой на плече. Голова Коры в венке эллинистического времени, найденная у хутора Благовещенского в Анапском районе, аналогична ольвийским изображениям Коры эпохи эллинизма. Деметра с эпиклезом Куротрофос была почитаема в Северном Причерноморье. Статуэтки Куротрофос отнесены к первым векам нашей эры. Повсеместно фигурки богини исполнены нечётко. По характеру росписи и грунта можно судить о культовом использовании статуэток для приношений во время отправления культа.
Малоазийская богиня Кибела почиталась в Горгиппии с 4 в. до н.э. Этот образ заимствован из малоазийских центров и получил развитие в позднебоспорском искусстве. Доказательством этого служат находки мелкой пластики, которые будут рассмотрены в работе позднее и более подробно. Принадлежность Кибелы к астральным культам доказывает сопровождающий её Лев – астрологический символ Зодиакального созвездия, также являющийся символом Солнца, власти, а, следовательно и царей. Кибела, в этой связи выступает как владычица небесного свода.
Наряду с Кибелой в городе почитался её супруг Аттис, популярный в Северном Причерноморье с 1-го века до н.э. Аттис – олицетворение весеннего пробуждения растительности «наделённый чертами хтонизма»[25]. В Горгиппии был известен образ стоящего бога во фригийском колпаке с обнажённым животом и сирингой.
Артемида Эфесская как образ великого женского божества почиталась в Горгиппии, Пантикопее и Гермонасе, очевидно со второй половины 4 в. до н.э. Культ Артемиды Эфесской был привнесён колонистами, возможно ионийцами. По свидетельству Павсания, «храм Артемиды в Эфесе выглядел колоссально и великолепно. Множество разного народа молило здесь богиню о защите. Ритуалом культа был выезд жрицы и жертвоприношения на алтаре животных, диких зверей.
В Горгиппии также почиталась египетская синкретическая богиня Афродита – Изида. Заслуживает внимания то, что одежда и прическа богини характерны для римских императриц конца 2 – начала 3 века. По всей видимости, это изображение отдавало дань культу обожествлённого римского императора, т.к. со времени Котиса 1 боспорский царь становится верховным жрецом культа римских императоров. Несмотря на это жители города ставили посвящения общеэллинским богам. Это доказывает, что императорский культ в Боспорских полисах не имел большого значения, а был лишь демонстрацией лояльности к Риму.
Общим для восточных провинций стал обычай совмещать отправления культов императора с наиболее почитаемыми в городе богами.[26]
Посвятительные надписи первых веков нашей эры отличаются от предшествующих. В Ольвии больше всего посвящений Аполлону Простату (защитнику), а также «милостивым богам» — Асклепию, Посейдону, Серапису и Исиде. В херсонесских лапидарных надписях - посвящения Гелиосу, Афродите Немесиде, непобедимому Митре, в связи с воздействием культов, принесенных римскими солдатами.
От имени государства жрецами совершались культовые обряды, но догматических установлений не было. В храм могли входить только жрецы. В храме стояла статуя божества, столы для даров и фимиатерий для воскурения благовоний. Все священнодействия происходили перед храмом на священном участке. На алтаре совершались жертвоприношения. Приносили в жертву домашних животных, употреблявшихся людьми в пищу — быков, овец, коз, свиней, петухов и кур. Бескровные жертвоприношения состояли из плодов, печений и возлияний чистого вина, меда и молока. В честь божества устраивались празднества. Они заключались в исполнении гимнов хором и солистами, двигающимися вокруг алтаря под аккомпонемент кифары или флейты, иногда с пляской. В состав праздневств входили состязания: музыкальные, гимнастические и конные. Культовые действия нашли свое отражение в изобразительном искусстве, особенно в посвятительных рельефах и терракотовых статуэтках. В Ольвии найдена мраморная плита, посвященная богу Внемлющему (конец III — начало-II в. до н. э.). На ней изображены пять ситонов перед алтарем. Стоящий впереди жрец совершает возлияние. На передней стороне алтаря изображен предназначенный для жертвоприношения баран. Герой Внемлющий представлен возлежащим на ложе перед столиком с явствами, около него сидит женщина с ритуальным круглым сосудом. Этот рельеф является произведением местного скульптора, образ героя близок фракийским изображениям.
Наряду с храмами, особенно популярным среди населения божествам, воздвигались святилища. Святилище Деметры в Нимфее VI—III вв. до н.э. было расположено на берегу моря среди скал. В святилищах и около них обычно много находок — приношений. Еще в древности, когда скапливалось много приношений, их сбрасывали в фависсы — иногда в расщелины скал. Внутри святилища Деметры были найдены три больших сероглиняных сосуда, вокруг них — громадное количество обломков амфор, киликов, блюд, лутериев, кувшинчиков, светильников. Большинство сосудов были сероглиняные привозные и местные, много расписных, в том числе чернофигурные аттические килики; обломки ритуальных сосудов в форме ритонов для культовых возлияний
В святилище фракийских богов в Ай-Тодоре II—III вв. н. э. были найдены три алтаря из известняка с посвящениями главному богу римской армии «Юпитеру Высочайшему. И по темам, и по стилю изображений они полностью аналогичны фракийским, таково изображение бога Диониса в виде обнаженной мужской фигуры в венке из листьев и гроздьев винограда, с небридой, переброшенной через левое плечо; в левой руке его жезл, в правой кисть винограда; у ног пантера и козлоногий Пан, из земли вырастают две могучие виноградные лозы. Есть и другие плиты с изображением Диониса, а также бога Митры, убивающего быка, Гермеса, маленький мраморный рельеф с изображением Гекаты. Известно несколько плиток с изображением Артемиды»[27].
Наряду с государственными культами существовали домашние культы особо почитаемых богов
Алтари VI—V вв. до н.э., открытые в городах Северного Причерноморья, были просты, как, например, монументальный алтарь в Ольвии — четырехугольный в плане с более или менее высокими вертикальными стенками, на широком основании. Этот же тип алтаря сохранился и позднее: таков алтарь IV в. до н.э., открытый в Большой Близнице. Этот алтарь был вместе с тем и жертвенником (алтарь-эсхара). На верхней его поверхности видно отверстие, через которое кровь жертвенных животных стекала внутрь алтаря. Углы алтарей уже в VI в. до н. э. иногда завершались акротериями: в Пантикапее было найдено такое завершение алтаря в виде завитка волюты[28] в Фанагории — тонко исполненная волюта IV в. до н. э. со следами розовой краски на глазке.
На Боспоре и в Горгиппии, вплоть до 3 в. н.э. поддерживался культ царей, который носил династический характер. Цель его распространения – придать легитимный характер правящей династии была в духе эллинистических монархий.