Ощущению глубокой связи Парфенона с природой способствует характер и обработка материала, из которого создан храм. Парфенон сложен из мрамора, добывавшегося на окраине Афин и Пентелликоне. Пентеллийский белоснежный мрамор, пока добывался, на воздухе постепенно менял цвет. Мельчайшие железистые частички, находившиеся в камне, под воздействием влажной атмосферы окислялись, и мрамор покрывался тонкой пленкой желтовато-коричневой патины, которую можно видеть и на многих древнегреческих статуях, исполненных из этого красивого материала. Нижние части Парфенона – ступени стилобата, поставленного на грубую скалу Акрополя, имеют соответственно шероховатые поверхности; колонны Парфенона несут следы уже более тщательной отделки мрамора, антаблемент, особенно фриз с имевшими раскраску рельефами, обработан еще более искусно. Чувствуется постепенное, все более заметное кверху здания совершенство материала. Сооружение кажется подобным дереву, в котором, чем дальше от могучих и грубых корней, тем нежнее становятся ветви и листья.
В тесном соединении чувства органической связи с природой и инженерной мысли, естественности и продуманности притягательная сила главного храма Афин, отличающая его от многих других шедевров. Человеческое сознание заявило о себе здесь как о венце божественного создания [4, С. 210].
Фронтоны, метопы, фриз Парфенона, необычные по богатству и разнообразию, свидетельствовали о значении, какое придавалось сооружению, прославлявшему не только покровительницу города – богиню Афину, но и самих афинян, оказавшихся во главе союза греческих полисов после греко-персидской войны. Композиция фронтонов, сцены на метопах и фризе не просто украшали храм. Они заключали в себе глубокий смысл: в знакомых сюжетах раскрывалась идея совершенства и величия человека.
В то время как в одной из самых прославленных святынь первой половины V в. до н.э. – храме Зевса в Олимпии имелось лишь двенадцать рельефных метоп, афиняне украсили Парфенон девяносто двумя, располагавшимися со всех его четырех сторон.
В древности святилище было известно не только как знаменитый культовый центр, но и как памятник великого искусства, подтверждающий славу Афин как «школы Эллады» и самого прекрасного города.
Продуманная композиция всего ансамбля, прекрасно найденные общие пропорции, гибкое сочетание различных ордеров, тончайшая лепка архитектурных деталей и необычайно точный их рисунок, тесная взаимосвязь архитектуры и скульптурного убранства делают сооружения Акрополя высшим достижением древнегреческой архитектуры и одним из самых выдающихся памятников мирового искусства [7].
Парфенон, расположенный в Акрополе, является символом Греции. Это одна из наиболее совершенных построек Древнего Мира. В 1987 году Афинский Акрополь был включения в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Помимо храмов греческие зодчие возводили много других архитектурных сооружений общественного характера: стадионы, палестры (зал для гимнастических упражнений), жилые дома, театры (одеоны). Театры в Греция располагались на склонах холмов. Поперек склона делались подмостки для зрителей, внизу перед ними возводили сценическую площадку для выступлений хора – «орхестру», а актеры находились на эстраде, «скене». Самый большой театр вмещал до 25 тыс. зрителей.
2. Кем для греков была богиня Афина? Что символизирует статуя богини, созданная древнегреческим скульптором Фидием?
Что означают четыре предмета, окружавших Афину?
Какие другие работы Фидия вам известны?
Афина (Афина Паллада) – в греческой мифологии богиня войны и победы, а также мудрости, знаний, искусств и ремесел. Среди наиболее известных изображений Афины – скульптурная группа «Афина и Марсий» (Мирон), колоссальные статуи «Афина Промахос» и «Афина Парфенос» на афинском Акрополе (Фидий; не сохранились) – все 5 века до н.э. [5, С. 64].
Мифы говорят о том, что богиня Афина была рождена самим Зевсом. Зевс-громовержец знал, что у его первой жены, богини мудрости Метиды, родится ребенок, необычайного ума и силы, превосходящий по мудрости своего отца. Мойры, богини судьбы открыли ему эту тайну. Испугался Зевс, что может свергнуть его родившееся дитя. Чтобы избежать грозной судьбы, он, усыпив Метиду, проглотил ее, уже носившую во чреве ребенка. Через некоторое время почувствовал Зевс страшную головную боль. Тогда он призвал своего сына Гефеста и приказал разрубить себе голову, чтобы избавиться от невыносимой боли и шума в голове. Гефест мощным ударом топора расколол череп Зевсу, и вышла на свет из головы громовержца могучая воительница, богиня Афина Паллада [1, С. 25].
В полном вооружении, в блестящем шлеме, с копьем и щитом предстала она перед изумленными очами богов-олимпийцев. Голубые глаза Афины горели мудростью, вся она сияла дивной мощной красотой. Славили боги рожденную из головы Зевса любимую дочь его, защитницу городов, богиню мудрости и знания, непобедимую воительницу Афину Палладу. А проглоченная мать ее, Метида, будучи бессмертной, так и осталась жить в голове Зевса, давая советы и помогая править миром.
Афина покровительствует героям Греции, дает им мудрые советы и помогает во время опасности. Она хранит города, крепости и их стены. А девушки Греции особо чтут Афину за ее покровительство в рукоделии.
Родившись из головы Зевса, Афина была мудрее всех других богов и богинь. Зная это, Зевс сажал Афину рядом и советовался с ней, прежде чем что-либо предпринять.
И люди, желая улучшить свою жизнь, обращались к Афине за помощью и советом. Она научила дев вытягивать из шерсти нити, сплетать их в плотную ткань и украшать ее узорами. Одним юношам она показала, как очищать шкуры, как смягчать грубую кожу в котлах и изготавливать из нее мягкую и удобную обувь, другим дала в руки острые топоры, обучив их плотничать и вырезать мебель, третьим вручила узду для усмирения диких коней, которые стали служить людям. Она водила руками ваятелей и художников, украсивших жизнь и сохранивших все достойное памяти. И все они, ткачихи, скорняки, сапожники, плотники, художники и многие другие, кто стал создавать все нужное для людей и кормиться от рук своих, славили Афину, называя ее Работницей.
Особым покровительством Афины пользовался главный город Аттики, получивший ее имя. Афиняне считали, что они обязаны Афине своим благосостоянием, ибо она дала им масличное дерево [2, С. 76].
В древние времена внутри Парфенона стояла десятиметровая статуя богини Афины Парфенос (Девы) в военном облачении. В правой руке Афина держала двухметровую скульптуру богини Победы Ники. Памятник имел деревянный каркас, обнаженные части статуи Афины и целиком скульптура Ники были исполнены из слоновой кости, а одеяние и шлем Афины – из съемных листов чеканного золота (отсюда и название статуи хрисоэлефантинная, т.е. сделанная из золота и слоновой кости).
В первые годы византийского периода памятник бесследно исчез. Сведения, которые имеются сегодня, почерпнуты из произведений древних авторов и из подробных описаний Павсания, знаменитого греческого путешественника II века. Ценным источником информации об утраченной статуе послужили также найденные копии, важнейшая из которых – Варвакиос Афина.
Богиня мудрости и справедливой войны, представленная великим скульптором Фидием в полном вооружении, держала, как убеждают ее изображения на монетах, копье и щит. Голову ее покрывал высокий шлем, украшенный сфинксом и грифонами, на плечи была наброшена свисавшая на грудь эгида – оружие Афины с головой горгоны Медузы в центре. От названия этого грозного оружия Афины – эгиды, при взгляде на которую каждый противник Афины, по мифу, обращался в камень, и сохранилось в современном языке выражение «под эгидой». У ног Афины сидела сова – символ мудрости, а слева змей – олицетворение древнейшего божества Аттики, бога Эрехфея. Выражение лица богини, если верить римским копиям, поражало мудростью, торжественностью и спокойствием. Слегка склонив голову, она смотрела на раскинувшийся у подножия Акрополя город, выбравший ее своей покровительницей. Величественно ниспадали складки ее одежд. Строго вертикальные, четкие, они, как и в других статуях, напоминали желобки стройных колонн. Образ воплощал в себе глубокую идею: в мифологическом, культовом произведении, отлитом из захваченного у персов оружия, нашло выражение живое, реальное напоминание о победе над огромной персидской деспотией.
Фидий и возглавляемая им аттическая школа скульптуры (2-й пол. 5 в. до н.э.) занимали ведущее место в искусстве высокой классики. Это направление наиболее полно и последовательно выражало передовые художественные идеи эпохи. Так было создано искусство, «синтезирующее всё то прогрессивное, что несли в себе работы ионических, дорических и аттических мастеров ранней классики до Мирона и Пэония включительно» [7, С. 112].
Большинство работ Фидия не сохранились, о них можно судить только по описаниям античных авторов и копиям. Тем не менее, слава его была колоссальной.
Фидий (р. ок. 490 до н.э.), древнегреческий скульптор, которого многие считают величайшим художником древности. Фидий был уроженцем Афин, его отца звали Хармидом. Фидий – один из лучших представителей классического стиля, и о его значении достаточно сказать, что он считается основоположником европейского искусства.
Мастерству скульптора Фидий учился в Афинах в школе Гегия и в Аргосе в школе Агелада (в последней, возможно, одновременно с Поликлетом). Среди существующих ныне статуй нет ни одной, которая бы несомненно принадлежала Фидию. Среди ранних работ Фидия, созданных ок. 470–450 до н.э., следует назвать культовую статую Афины Ареи в Платеях, сделанную из позолоченного дерева (одежда) и пентелийского мрамора (лицо, руки и ноги). К тому же периоду, ок. 460 до н.э., относится мемориальный комплекс в Дельфах, сооруженный в честь победы афинян над персами в Марафонской битве. Тогда же (ок. 456 до н.э.), и тоже на средства от добычи, захваченной в Марафонской битве, Фидий установил на Акрополе колоссальную бронзовую статую Афины Промахос (Заступницы). Другая бронзовая статуя Афины на Акрополе, т.н. Афина Лемния, которая держит шлем в руке, была создана Фидием ок. 450 до н.э. по заказу аттических колонистов, отплывавших на остров Лемнос. Возможно, две статуи, находящиеся в Дрездене, а также голова Афины из Болоньи являются ее копиями [7].