Смекни!
smekni.com

Бальные танцы как вид искусства (стр. 6 из 8)

Быстрый фокстрот, напротив, учащиеся постигают с самого первого занятия. Это очень живой, искрометный танец, часто с элементами прыжков, подскоков, и если пара "станцована", у зрителей создается впечатление, что она "порхает" по паркету.

2.2.2 Танцы латиноамериканской программы

Латиноамериканские танцы пленяют своей эмоциональностью и фонтанирующей энергией. Быстрый темп, головокружительные вращения и зажигательные мелодии, - все это делает латиноамериканские танцы очень популярными.

Самба - один из самых известных латиноамериканских танцев. Пришедший из Африки и Испании в Южную Америку, он стал необычайно популярен в Бразилии, где всеобщее увлечение им переросло в карнавальные действа. Этот танец по праву считается самым зажигательным латиноамериканским танцем. В основе его лежит пружинистый шаг с разворотом бедра. Кроме того, это очень ритмичный и задорный танец. Глядя на него со стороны, вы не сможете устоять и сами начнете пританцовывать.

Еще один не менее ритмичный танец - ча-ча-ча - родился в результате совмещения движений нескольких танцев, в частности мамбо и румбы. Этот танец считается сравнительно молодым, так как он сформировался в середине ХХ века. Легкая и ритмичная музыка ча-ча-ча создает непринужденную обстановку и позволяет расслабиться, а выразительные движения бедер придают этому танцу особую изюминку.

Из всех танцев латиноамериканской программы, отличительной чертой которых является быстрый темп, выделяется один - румба. Без преувеличения можно сказать, что это самый красивый танец, проникнутый чувством, и даже с некоторыми элементами эротизма. Несмотря на это, научиться танцевать его достаточно просто - по сравнению с другими латиноамериканскими танцами румба - относительно медленный танец с несложным основным движением. Однако танцевать его нейтрально, не вкладывая душу, совершенно невозможно. Танцуя румбу, каждая пара рассказывает свою историю любви. Появившись еще в 19 веке в Америке, этот танец уже тогда завоевал популярность, однако был под запретом, так как считался достаточно фривольным. В настоящее время румба сильно стандартизирована, но это не мешает ей завоевывать все большую популярность среди любителей бальных танцев.

Пасодобль - это танец тореадора, подразумевающий стилизацию его движений во время корриды. В отличие от остальных латиноамериканских танцев, где партнер, как правило, танцует для партнерши, в пасодобле главную роль принадлежит партнеру, а партнерша в данном случае выполняет вспомогательную функцию.

Завершает латиноамериканскую программу искрометный, прыгучий джайв. Если вы любите рок-н-ролл, то джайв - это как раз то, что придется вам по душе. Не менее зажигательный, чем самба или ча-ча-ча, сходный по темпу и основным движениям с рок-н-роллом, джайв пришел в Европу во время Второй Мировой войны и был несколько упрощен. В результате такого эксперимента появилось несколько танцев, активно исполнявшихся на танцплощадках середины ХХ века, в том числе и невероятно популярный рок-н-ролл. Характерное отличие латиноамериканской программы от европейской программы состоит в характере исполнения танцев. В Европейскую программу (стандарт) входят 5 танцев (как указывалось выше): медленный вальс (темп - 28-30 тактов в минуту), танго (темп - 31-33 тактов в минуту), венский вальс (темп - 58-60 тактов в минуту), медленный фокстрот (темп - 28-30 тактов в минуту) и квикстеп (быстрый фокстрот) (темп - 50-52 тактов в минуту). Все танцы Европейской программы танцуются с продвижением по линии танца (по кругу против часовой стрелки). Дамы должны быть одеты в специальные, соответствующие требованиям, бальные платья. Кавалеры должны быть одеты во фраки черного или темно-синего цвета и носить галстук-бабочку. В Латиноамериканскую программу входят танцы: самба (темп - 50-52 тактов в минуту), ча-ча-ча (темп - 30-32 тактов в минуту), румба (темп - 25-27 тактов в минуту), пасодобль (темп - 60-62 тактов в минуту) и джайв (темп - 42-44 тактов в минуту). Из Латиноамериканских танцев только самба и пасодобль танцуются с продвижением по линии танца. В остальных танцах танцоры более или менее остаются на одном месте, хотя и в этих танцах возможно перемещение танцоров по танцевальной площадке с возвратом к исходной точке или без. Платья дам, как правило, короткие, очень открытые и облегающие (в соответствии с теми же требованиями). Костюмы кавалеров тоже очень облегающие, часто (но не всегда) черного цвета. Смысл таких костюмов - показать работу мышц спортсменов [22].

3. Социальное значение бальных танцев

3.1 Бальные танцы как спортивно-эстетическая деятельность и педагогический процесс

Развивая культуру танца у младших школьников, правильнее рассматривать этот процесс неотъемлемо с музыкальным воспитанием. Танец - это мелодичный и ритмичный звук, ставший мелодичным и ритмичным движением человеческого тела, раскрывающем характеры людей, их чувства и мысли о мире. Основоположник балетного театра Ж.Ж. Норверр (С.В. Филатов, 1993) писал: "Вложенная в нас природой любовь к музыке влечет за собой и любовь к танцу. Оба эти искусства - братья, неотделимые друг от друга. Нежные и гармонические интонации одного из них вызывают приятные выразительные движения другого, сообща они являют увлекательные картины зрению и слуху".

В то же время, как и любому артистическому виду спорта, бальному танцу присуща соревновательность, стремление к достижению наивысших результатов.

Однако, включая бальные танцы в общеобразовательную программу начальной школы, не стоит акцентировать внимание на соревновательном моменте, лучше, если программа танцевальной подготовки обеспечит наилучшие условия для проявления способностей каждого ученика, роста его потенциальных возможностей.

Огромное значение имеет точное и эффективное исполнение технических двигательных задач. Красота движений достигается во многом за счет легкости, геометрической точности, ритмичности, последовательности, гармоничности сочетания движений и музыки (СИ. Бекина и др., 1983, Н. Базарова, В. Мей, 1983, А. Месессер, 1990, П. Арнольд, 1997, Т.С. Лисицкая, 1997, В.И. Столяров, 1997 и др.). "Не может быть красоты без осанки и правильной пропорции, и ты - несравненный мастер обеих, так как создаешь гармонию, ты наполняешь движение ритмом, ты делаешь силу грациозной и обладаешь способностью придавать предметам гибкость", - эти слова П. Кубертена (1966) можно в полной мере отнести к бальному танцу.

Таким образом, бальный танец сочетает в себе черты как спорта, так и искусства. Наряду с двигательными навыками, ловкостью, координацией движений большое значение имеет эстетическое впечатление, художественное содержание, воплощенное в танце исполнителем и передаваемое зрителю "В действии и ритме, свидетельствующих о совершенном владении пространством и временем, спорт приближается к искусству, которое создает красоту", - писал Р. Мэхью (1970). Автор считал, что красота спорта заключается в движении, которое создает красоту, этим она и отличается от "застывших" произведений живописи и литературы.

Единству музыкального и физического воспитания огромное значение придавалось еще со времен древней Греции. Так, Аристотель рассматривал феномен танца как телесную реакцию на эмоциональное состояние человека и соответственно показатель его психического здоровья. Он относил танец, наряду с речью и музыкой, к примарным (первичным) выразительным средствам человека, когда инструментом экспрессии является собственное тело [14].

Древнегреческие философы понимали музыку как своеобразную нравственную и интеллектуальную гимнастику. В своем трактате "Политика" Аристотель писал: "Важнейшими предметами обучения являются для греков: грамматика, гимнастика, музыка и иногда рисование... ". Платон утверждал, что без помощи музыки гимнастика делает людей слишком грубыми и бездушными. Органическое же сочетание музыки и гимнастики позволяет государству, по мысли философа, воспитывать идеальных людей, гармонично соединяющих в себе духовное и физическое совершенство. Идеал воспитания для древних греков обозначался как "калокагатия" - совокупность высокоразвитых физических и духовных качеств. Это требовало развития психофизической соразмерности - сочетания силы, красоты и тренированности тела с духовным развитием и моральной чистотой.

Нам представляется важным отметить, что идеи древнегреческих мыслителей приобретают особую актуальность при организации процесса танцевальной деятельности в современной школе, воплощают гуманистические тенденции образования и воспитания личности.

В современной психологии формируется представление о танце не только как о виде искусства или форме социального общения, а как о средстве самопознания и самосовершенствования. Такое направление получило в западной литературе название "educational dance", что означает обучающий или воспитывающий танец. "Обучающий танец", если вкладывать в это понятие не овладение определенной танцевальной формой, а познание собственного тела, а значит самого себя (А.А. Михайлова, 1998). Данное положение реализуется в работах И.В. Курис (1989, 1996) по обучению элементам йоги и индийского танца в группах хореографии и пластики. Само понятие танца имеет здесь некий другой, более глубокий смысл, нежели современный термин "хореография", оно отражает скорее сущность его греческого корня ("chorey" - движение). Понятие танца имеет здесь широкий смысл и охватывает соматический, экспрессивный и социальный аспекты. Движение в данном случае рассматривается с точки зрения его интеграционных аспектов, используемых для достижения педагогических или терапевтических целей. Обучение бальному танцу является одним из важных факторов формирования творческих способностей учащихся. Танец развивает силу и гибкость, улучшает телосложение, координацию движений, способствует развитию спонтанности и свободы движений, повышает умственную активность и работоспособность.