Сюжеты из Священного Писания, античные мифологические сцены, портреты именитых заказчиков, сцены охот, огромные натюрморты – основные жанры искусства Фландрии XVII в. В нем смешались черты и испанские, и итальянского Возрождения с собственно нидерландскими традициями. А в итоге сложилось фламандское искусство барокко, по-национальному жизнерадостное, эмоционально-приподнятое, материально-чувственное, пышное в своих изобильных формах. Фламандское барокко мало проявило себя в архитектуре, зато ярко и выразительно – в декоративном искусстве (в резьбе по дереву, чеканке металла), искусстве гравюры, но особенно – в живописи.
Центральной фигурой фламандского искусства XVII в. был Питер Пауль Рубенс (1577–1640). Универсальность таланта Рубенса, его поразительная творческая продуктивность роднят его с мастерами Возрождения.
Искусство Рубенса – типичное выражение стиля барокко, обретающего в его произведениях свои национальные особенности. Огромное жизнеутверждающее начало, преобладание чувства над рассудочностью характерны даже для самых драматических произведений Рубенса. В них начисто отсутствует мистика, экзальтация, присущие немецкому и даже итальянскому барокко. Физическая сила, страстность, иногда даже необузданность, упоение природой приходят на смену спиритуалистической, завуалированной эротике берниниевской «Терезы». Рубенс прославляет национальный тип красоты. Дева Мария, как и Магдалина, предстает светловолосой, голубоглазой брабанткой с пышными формами. Христос даже на кресте выглядит атлетом. Себастьян остается полон сил под градом стрел.
Искусство барокко должно было убеждать. Отсюда мистические пространства архитектурных форм и иллюзионизм бесконечного пространства росписей и плафонов, самозабвенные попытки достичь сверхъестественной красоты, стремление к грации, динамизму, декоративной нарядности и напряженности пластических и изобразительных форм.
Искусство барокко преодолевает обыденность и повседневность ожиданием чуда и преобразует предметный мир, придавая ему несвойственную роскошь и великолепие. Театрализация захватила человека не только в искусстве, но и в его жизненном пространстве, сопровождалась целостной и динамичной реорганизацией городского и садово-паркового пространства. Духовная экзальтация, выражавшаяся в живописи, скульптуре и архитектуре, порождала драматизм, напряженность, маньеристскии гигантизм художественных форм.
Человек барочной эпохи, познавший богатство и бедность, славу и бесчестие, всевозможные взлеты и падения под ударами судьбы, тщетно ищет утраченную гармонию ренессансного времени. В художественной культуре барокко предпринимается «попытка реконструкции средневекового христианского единства», соединения имперсонализма и субъективизма и… выдвижения личности на сверхличностную роль».
Литература
1. История искусств. Западноевропейское искусство: Учеб./ Т.В. Ильина. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. шк., 2002. – 368 с.: ил.
2. Культурология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. А.И. Шаповалова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 320 с.: ил.
3. Культурология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 576 с. (серия «Высшее образование»)