Вступая в общение, люди «настраиваются» на взаимодействие друг с другом. Каждый хотя бы приблизительно представляет, что и как он скажет либо сделает, какова будет реакция других на это, его собственная реакция на данную реакцию и т.д. Представления такого рода образуют индивидуальный сценарий общения.
Индивидуальные сценарии общения строятся людьми не произвольно, а исходя из установок, заданных культурой. Поэтому в основе индивидуальных сценариев лежат типовые культурные сценарии общения. Среди них есть и сценарии, определяющие способы, цели, формы общения, принятые в какой-то группе или субкультуре, и сценарии более общего типа, выраженные в общекультурных нормах и правилах общения. Такого рода общекультурные сценарии представляют собою то, что называют культурой общения.
В культуре есть два взаимосвязанных аспекта: внешний, ритуальный, «этикетный» и внутренний, социально-психологический.
Первый аспект – это то, что называют «внешней формой культуры». Он выражается в выполнении общепринятых ритуалов общения, правил этикета, предписаний, что и как надлежит во время общения делать. Но «этикетный» аспект культуры общения представляет собою лишь ее поверхностный слой. Второй слой культуры общения, социально-психологический, составляет «внутреннюю культуру» человека.
К основным нормам «внешней культуры» относятся следующие требования: 1) Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе («Золотое правило нравственности»). 2) Выполняй свои обещания, договоренности и обязательства. 3) Будь доброжелателен, старайся по возможности делать людям добро, выполнять их просьбы.
Конкретный человек строит общение по сценариям, предполагающим единство и согласованность внешней и внутренней культуры. Рассогласованность означает невоспитанность, бескультурье.
Общение людей происходит в различных формах. Обычно различают формальное (анонимное, функциональное) и неформальное (приятельское, интимное) общение.
Анонимное общение – это кратковременный контакт с незнакомыми людьми, например, на улице, в городском транспорте. Сценарии анонимного общения на улице требуют соблюдения правил движения: держаться правой стороны, уступать дорогу встречным, переходить улицу по сигналу светофора и т.д. Главное в анонимном общении – доброжелательное отношение к людям (За границей, в США незнакомые люди при случайном контакте обычно улыбаются. Улыбка – знак доброжелательности).
Функциональное общение. Оно имеет место тогда, когда люди вступают в контакт как исполнители определенных функций, связанных с их социальными ролями. В этом случае отношения с ними определяются правами и обязанностями, соответствующими их ролям. Функциональное общение вообще не должно зависеть от личностных особенностей. Функции, права, обязанности – это все прикреплено к социальной позиции, а не к личности. Функциональное общение не требует личностной эмоциональной вовлеченности. Надо делать то, что положено, а не то, что хочется.
Функциональное общение – типичная форма деловых отношений. На первом месте стоят интересы дела, а не личности собеседников.
Приятельское общение. Это неформальное общение достаточно хорошо знающих друг друга, которых связывают какие-то общие дела, интересы, отношения, просто желание сохранить сложившиеся в прошлом (например, в школе) отношения.
В приятельских отношениях нередко присутствует меркантильный мотив – в целях получения какой-то выгоды.
Приятельские отношения тем прочнее, чем меньше они опираются на корыстные, престижные соображения и чем больше в них личностной духовной заинтересованности в общении.
Приятельское общение является неформальным, поскольку сценарии его не требуют обязательного соблюдения принятых в обществе правил этикета, но и здесь предполагается выполнение определенных норм поведения. Обычно в каждом кругу приятелей складываются свои обычаи, формы обращения друг к другу, способы проведения досуга.
Интимное общение. Основой этого общения является личностная эмоциональная заинтересованность друг в друге и глубокая душевная близость. На интимное общение разрушительно действуют меркантильные или престижные мотивы, отсутствие взаимной эмоциональной заинтересованности или духовной общности. В таких случаях рано или поздно общение оскудевает и прекращается или же поддерживается лишь привычкой.
Интимное общение еще меньше, чем приятельское, регламентировано формальными правилами поведения. Однако это не значит, что его сценарии складываются независимо от культурных установок. Общие нормы культуры действуют и здесь. Особую важность приобретают нравственные качества партнеров, умение их слушать друг друга, понимать мысли и чувства другого, прощать ему случайные промахи и ошибки, преодолевать разногласия.
Основные типы отношений, с которыми связано интимное общение – это дружба и любовь.
Основным средством общения в культуре является язык. Он представляет собою код, на котором люди передают друг другу информацию. Сам же процесс общения с помощью языка, т.е. передачи информации в этом коде, осуществляется посредством речи.
Культура никогда не бывает «ничьей» – это всегда культура какого-то конкретно-исторического объединения людей. Очевидно, что такое объединение не может существовать без системы коммуникации, обмена информацией, согласованных представлениях о тех или иных явлениях и событиях.
Кроме вербального языка прямого и личностного общения, в качестве особых (невербальных) языков в культуре задействованы акты человеческого поведения, имеющие высокую информационную значимость; художественные образы в искусстве; церемониальные, ритуальные, обрядовые ситуации, совершаемые по особому сценарию; символические черты любых продуктов материальной деятельности человека. Эти специфические языки обладают локальными, национальными или сословными особенностями.
В этих невербальных языках есть также много интернационального, общего (в хозяйственном или цивилизационном аспектах). Различия в невербальных языках культуры имеют преимущественно стилевой характер.
Социальный смысл разнообразия языков культуры связан с потребностью людей в многократном дублировании черт своей групповой идентичности; и отсюда их стремление к манифестации национальной (религиозной или сословной) социальной бытности буквально в любом предмете. Языковая и стилистическая маркировка далеко не всегда наносится специально. Ведь у каждого народа исторически сложился свой вкус, своя система эстетических предпочтений, своя мифология и ее символическое выражение. Все это «проступает» на любом культурном объекте, поведенческом акте, стиле коммуникации и т.п. Это и есть специфический комплекс языков культуры всякой человеческой общности.
К сущностным функциям языка в культурологическом аспекте относятся следующие:
1. Информационная – выработанный человеком способ символического обозначения знания о родовых свойствах предметов, явлений и процессов, о различных проявлениях чувственного и интеллектуального опыта человека, вовлеченных в общественную деятельность. Язык выражает, хранит и воспроизводит такое знание.
2. Кумулятивная – способность языка быть не только хранителем, но и накопителем знания о социальном опыте человечества.
3. Координационная – проявляется в двух ипостасях – по «горизонтали» и по «вертикали». В первом случае язык служит средством согласования совместных действий людей на основе консенсуса относительно значимых для них образов, процессов, явлений.
4. Рефлексивная – способ социального понимания и социального выражения человека.
Культурные универсалии – это духовные и материальные элементы присутствующие в содержании любой культурной системы. Разные авторы выделяют различные по качеству и количеству элементы. Но среди них практически всегда присутствуют важные для нашего общества такие элементы, как ценности, идеология и техника, которые мы и рассмотрим.
Ценности
В современной философии проблема ценностей решается в плане диалектики объективного и субъективного, объекта и субъекта. На сегодняшний день мы имеем целый ряд трактовок понятия «ценность». В общем виде можно выделить три основных подхода понимания ценность:
1) ценностями являются вещи и их свойства, которые нужны (необходимы, полезны, приятны) людям в качестве средств удовлетворения их потребностей и интересов. В данном случае мы имеем дело с утилитарным подходом. Ценность есть то, что полезно, она сближается с понятием благо и ничего принципиально нового не прибавляет к нему.
2) другие представляют ценности как идеалы, святыни, например: добро, истина, красота. В данном случае мы имеем дело с противоположным утилитарному подходом. Потребительская стоимость ценна не сама по себе, как таковая, но становится ценностью в определенных условиях, когда она окрашивается в тона духовного отношения к предмету, когда возникает особая близость к нему.
3) ценность есть значимость объектов, причем значимость положительная.
Ценность зависит от свойств и субъекта и объекта, но не совпадает с ними. Ценностное отношение, несмотря на всю его кажущуюся пристрастность объективно, поэтому следует подчеркнуть недопустимость смешения понятий «ценность» и «оценка». Если ценность объективна, то оценка не всегда, это суждение о ценности.
Разумеется разные люди, социальные группы оценивают одно и то же явление (например, частную собственность или демократию) по-разному, и в этом – субъективный момент ценностного отношения. Но если мы посмотрим глубже, то обнаружим, что одно и то же явление объективно находится в разном функциональном отношении к разным субъектам, объективно имеет различную: положительную или отрицательную значимость для них. Критерием, позволяющим отличить ценности мнимые от подлинных является практика, общественный прогресс. Технический, социальный, духовный прогресс объективно направлен на достижение все большей свободы человека от власти внешней необходимости природы и общества, на удовлетворение и развитие его потребностей и способностей. В качестве критерия общественного прогресса в последнее время предлагается рассматривать уровень развития потребностей и способностей человека, всесторонность и универсальность этого развития. В той мере, в какой потребности той или иной социальной группы, личности соответствуют тенденциям общественно-исторического развития, их отношения к явлениям жизни выражают общезначимое и являются объективно ценными, поэтому для определения объективной ценности социального явления или процесса необходимо знание общих тенденций общественно-исторического развития. В современную эпоху такие явления как фашизм, милитаризм, тоталитаризм представляют собой антиценности, поскольку противоречат социальному прогрессу, несут в себе угрозу человечеству.