90-е годы ослабили порыв к дифференциации как библиографоведения в целом, так и внутри собственных границ. Стало как бы второстепенным выделение или невыделение в самостоятельные структурные единицы тех или иных направлений. Это не означает, что принято какое-либо соответствующее решение или появилось негласное запрещение на продолжение исследований по частным проблемам. Причина в другом – научная общественность потеряла как бы ко всему этому интерес. На первый план вышли проблемы освоения новых информационных технологий.
На практике эта тенденция реализуется в тесном переплетении процессов, которые традиционно относили к разным сферам деятельности: издательской, библиографической, библиотечной, книготорговой, информационной. Цепочка продвижения информации «автор-издатель-хранитель-распространитель-потребитель» – сконцентрировалась в едином блоке. Интеграция на уровне практических операций сделала междисциплинарность научных исследований объективной необходимостью.
Представляется неслучайным распространение исследований «библиотечно-информационного» плана, включающих в себя проблематику библиографоведения, книговедения, информатики. Данное утверждение вместе с тем не отрицает специализации познания, которое является признаком его совершенства, поскольку погружение исследования в конкретные фрагменты реальности позволяет получать предельно точные и глубокие знания. Речь идет о том, чтобы за наращиванием познавательной информации о частном не утрачивать знание целого [9, С. 140].
Методология интегративного подхода к библиографии – отражение новой ситуации. Суть ее заключается в усложнении объекта исследования, в оперировании с более сложной системой, в которой каждое звено может быть правильно понято лишь в контексте целого. Однако, намечается тенденция упрятать библиографоведение в информационную «упаковку». Это в определенной мере допустимо на уровне специальности, по которой ведется обучение в вузе, «библиотечно-информационная деятельность», что оправдано рядом обстоятельств социального характера, но как научная дисциплина библиографоведение не должно обозначаться терминами других наук.
История теории библиографоведения свидетельствует, что на протяжении времени представления о библиографии менялись, и это происходило не только из-за несовершенства и ограниченности теоретических концепций. Логично предположить, что сама библиография меняла свои очертания, границы, функции. Она изменялась как под влиянием внешних факторов, так и вследствие процессов самоорганизации. Документографическая концепция библиографии сформировалась потому, что объект библиографии перестал соответствовать понятиям «книга», «произведение печати».
Нельзя не отметить воспроизводство в истории библиографоведения одних и тех же проблем. Можно предположить, что неопределенность, неточность, вариативность, преемственность проблем является свойством библиографоведения, отражающего природу библиографии как интегративного, «всепроникающего» феномена. Библиография в том или ином виде, непосредственно или опосредованно, присутствует хотя бы своими элементами, во всех сферах человеческой деятельности. Она «встроена» в бытие человека, интегрирована в его жизнедеятельность, поскольку человек живет в пространстве информации и знания.
Это не означает, что в библиографоведении все неопределенно и неточно, скорее это свидетельствует о его динамизме, который следует также считать специфическим свойством библиографоведения. Динамизм нарастает в связи с резкими изменениями в системах коммуникации, в значительной мере определяющих функционирование библиографии. Каждая историческая эпоха рисует свой образ библиографической науки.
1.2 Библиографоведение как полидисциплинарный комплекс
Библиографоведение как система знаний представляет собой единую в своей основе научную дисциплину, охватывающую всю библиографию как целостный объект изучения. Одновременно она включает в себя целый ряд отдельных научных дисциплин, например, историю библиографии, библиографию художественной литературы, библиографию литературы для детей и юношества и т.д. Данное обстоятельство позволяет трактовать библиографоведение как полидисциплинарный комплекс. В библиографоведении стало традиционным выделять разделы по признаку объекта, когда многообразное разграничение научной деятельности на виды зависит от выделения предметов изучения, конкретизирующих объект. Первый уровень его декомпозиции обнаруживает выделение общего и частного библиографоведения в зависимости от уровня общности решаемых задач: относятся ли исследования к библиографии в целом или к отдельным ее составляющим.
Библиографоведение, развивается в условиях сочетания двух тенденций: дифференциации и интеграции знания. Следствием первой тенденции явилось формирование частных библиографических дисциплин, следствием второй – разработка основ общей теории библиографии. При этом вплоть до 70-х годов наиболее активно развивалась первая часть библиографоведческого знания, связанная с разработкой узких, конкретно-прикладных задач. Объективную обусловленность этого явления следует искать, во-первых, в потребностях библиографической практики, выдвигающей на первый план задачи, требующие скорейшего решения; во-вторых, в сравнительной «молодости» библиографической науки. Необходимо время, чтобы накопить в достаточном объеме эмпирический материал, который позволил бы подняться на уровень обобщений и сформулировать закономерности общего порядка.
В русле первой тенденции наиболее продуктивным является формирование отраслевых библиографических дисциплин. Об этом свидетельствует рост числа научных публикаций по этим направлениям, выделение соответствующих учебных курсов, первоначальная разработка в рамках отраслевых библиографических дисциплин многих проблем, имеющих общебиблиографическое значение [11, С. 46].
Развитие интегративных тенденций в библиографоведении также повлекло за собой ряд позитивных явлений: создание общей теории библиографии, активное использование методов и результатов других наук, развитие междисциплинарных связей.
Дифференциация библиографоведческого знания, вместе с тем, осуществлялась неравномерно по разным направлениям. Одни из них разрабатывались достаточно детально, другие даже не выделены в качестве предметов изучения. Так, в библиографоведении стали разрабатываться частные дисциплины, основанные не только на отрасли, но и на подотрасли (библиография общественно-политической литературы, библиография исторической литературы и т.д.). Вместе с тем недостаточное внимание уделялось и уделяется направлениям, связанным с библиографическим обеспечением потребностей различных читательских категорий, всесторонним изучением документа как объекта деятельности.
В связи с этим решение двух задач представляется главным: выделить основные уровни или направления развития библиографоведения, на основе создания блоков проблем; определить границы дифференциации библиографоведения по этим направлениям.
Решение первой задачи должно помочь ввести в зону внимания библиографоведов вопросы, неправомерно остающиеся долгие годы не освещенными, и представить их крупно, в обобщенном виде, обозначив их как исследовательскую перспективу. Вторая задача связана с необходимостью преодоления негативных последствий чрезмерной дифференциации в библиографоведени. В сложившихся условиях легко обнаруживается разрыв в библиографоведческих исследованиях между общетеоретическими положениями, сформулированными на уровне абстракций, и конкретными выводами частно библиографических дисциплин. На данном этапе библиографоведения необходимо обнаружение связей между ними, что возможно на пути формирования внутри библиографоведения научных дисциплин комплексного характера. Так, сопоставление отраслевых библиографических курсов обнаруживает наличие в них многих общих закономерностей и тенденций, которые пока в сравнительном аспекте не сформулированы. Представляется целесообразным формирование единой внутринаучной комплексной, или компликатиеной, дисциплины, которая исследовала бы весь круг вопросов, связанных со спецификой библиографической деятельности в отраслевом плане, – отраслевого библиографоведения – совокупности дисциплин, обладающих внутренним единством, а именно - единством предметной области.
В качестве исходного момента выделения компликативных систем библиографоведения должна выступать сама библиографическая практика, а именно – система «документ-потребитель». Все основные моменты деятельности, элементы ее внутренней структуры и внешней центрируются вокруг этой системы. По существу, в библиографоведении могут быть выделены еще две крупные компликативные системы – адресатное библиографоведение, изучающее библиографические потребности и способы их удовлетворения, и документное библиографоведение, изучающее способы библиографической переработки отдельных видов документов и их доведения до потребителя.
Первая система фрагментарно представлена в отечественном библиографоведении как «библиография для детей и юношества». Но специфичны и другие категории потребителей: молодежь, специалисты, пенсионеры, люди с ограниченными возможностями и др. Наличие довольно большого числа работ о библиографических потребностях различных категорий и способов их обеспечения, хотя и недостаточно взаимосвязанных друг с другом, нуждается в обобщении на уровне единого направления – адресатного библиографоведения.