Не всех умельцев этого прекрасного вида искусства мы ещё показали, не со многими познакомились, познали, что они есть. Но мы стремимся к этому. Так, с 25 октября в музее открыта персональная выставка вышивки художественной гладью, одной из лучших когда-то учениц В. А. Бодровой, а ныне старшего инженера московского института «Гидроспецпроект», В. И. Паршиной-Барковой. На выставке демонстрируется 8 её работ, и все они заслуживают особого внимания.
Здесь и ранние её вышивки, которые она расшила, будучи школьницей, «Весна», «Сирень», «Лунная ночь» и другие, и тем значительнее и особенно выделяются последние её работы «На севере диком», «Девятый вал», «Последний день Помпеи». В этих произведениях она показала себя не только как талантливого последователя мастерства шитья, но и как неплохого художника, сумевшего передать объём фигур с анатомической точностью, весь ужас людей, выраженный в их лицах. Эти произведения заставляют удивляться, восхищаться, думать и приходить в музей ещё и ещё раз посмотреть эти шедевры.
Статья Круг наших интересов ИГЛОЙ И НИТЬЮ.
В краеведческом музее демонстрируется выставка художественных произведений, исполненных методом вышивки. Я с удовольствием посмотрел её.
Раньше выставки проходили во Дворце культуры. Большая часть экспонатов отображала вещи домашнего обихода: скатерти, полотенца, занавески, покрывала, цветы и тому подобное. Исполнение их не привлекало столь пристального внимания посетителей. На однотипность цветов на полотнах смотрели как на что-то обыденное. Подолгу задерживались только у стенда картин В. А. Бодровой.
В настоящее время трудно завоевать признание публики посредственными вещами. Изысканность взглядов к произведениям искусства с каждым годом возрастает. Поэтому до сих пор признанной художницей вышивки во всеобъемлющем понятии является преподавательница детского кружка при Дворце культуры Варвара Александровна Бодрова. Её творчество с годами становится всё совершеннее, одухотворённее. Техника исполнения с мягкими, едва заметными переходами от светлых до насыщенных тёмных тонов – прекрасна.
Цвета в картине «Беседка» точно раскрывают фактуру зелени и форму виноградного плюща. Удачно увеличена и скомпонована перспектива «Рейхстага» с фигурами в центре Егорова и Контария. Подчёркнута динамика их движений и реющее полотнище Знамени. Самое внушительное впечатление оставляет зарево горящего здания. И этот сполох взрыва, смешанного огня и дыма надолго останется в памяти.
Варвара Александровна смело берётся за объёмные работы, доводит их до совершенства смыслового понятия и исторической точности.
По степени исполнения вышивка гладью отлична от способов решелье, болгарского креста, набивки и других. Она трудоёмка, требует от исполнительницы большого терпения, отнимает много времени. Только большая любовь к подлинному искусству и самокритичность к своему творению приносят желанный результат.
Варвара Александровна секретов своих не скрывает. Из-за дефицита ниток с полным набором цветовых гамм приходится самой красить пряжу, чтобы восполнить недостающие цвета.
Если в работе будут замечены несоответствия целостности содержания – исправит. Это значит, готовую вещь, на которую затрачено 10 часов, - распороть и вновь вышить.
Варвара Александровна имеет ряд дипломов первой степени районного и областного значения. Её работы не раз демонстрировались у нас и за рубежом. У неё много последователей, которым она привила любовь к искусству.
К сожалению, не все жители района знакомы с вышивками местных художниц. Поэтому отделу культуры и музею следовало бы подумать об организации передвижных выставок в сельских Домах культуры. Они принесут только пользу.
Статья ЧАРОДЕЙКА КРАСОК.
… Тугие валки свежескошенной пшеницы. На краю загонки замерли жатки. Механизаторы, сгрудившись, ведут разговор о мирных заботах хлебороба. Неяркое небо, золотистые дали – все это привычное и родное. Я стою у картины В. А. Бодровой «Комсомольцы на уборке урожая».
На седьмой районной художественной выставке изобразительного и декоративно-прикладного искусства экспозиция искусной мастерицы впечатляет. Хотя на выставке представили свои работы около ста самодеятельных художников и народных умельцев. У картин Варвары Александровны посетители задерживаются подолгу. Просто удивительно, как она смогла иглой и нитками передать всю красоту русской природы.
Да, её пейзажи, автопортрет выполнены не кистью и красками, хотя и смотрятся как живописные, а иглой и нитками. И ни одна выставка самодеятельного творчества в Ясногорске не обходится без участия замечательной вышивальщицы. Картины; вышитые её искусными руками, неизменно привлекают всеобщее внимание. И на сей раз в книге отзывов немало сделано записей в адрес мастерицы. Вот одна из них: «Большое впечатление произвели работы В. А. Бодровой, - пишет В. Диброва. – Они отличаются содержательностью, разнообразием тематики, оригинальным жанровым решением, удачным сочетанием цветов. Сделаны с большой любовью и чувством».
Все, кто видел вышивки, признательны художнице за то, что среди них немало вещей, которые вызывают на размышления о том, что есть хорошего на земле, о нашем современнике. Не будет преувеличением сказать, что её вышитые полотна стали достопримечательностью города. Когда, случалось, приезжали зарубежные делегации, то им непременно дарили одну из работ Варвары Александровны. Искусством мастерицы и ныне восхищаются в Польше, Чехословакии, Индии, Японии, на Кубе.
За два с половиной десятилетия ею созданы более 150 картин разнообразных по жанрам. Здесь и пейзажи, и портреты, и бытовые сценки. Сюжеты она черпает из повседневной жизни. Работа тончайшая, требующая помимо вкуса, и огромного терпения. Порой годы уходят на отдельную вышивку. В иной картине используют нитки ста цветов и оттенков. Причём технологию окраски ниток разработала сама.
- Заниматься художественной вышивкой начала давно, - рассказывает Варвара Александровна, - в начале пятидесятых годов. Живя на Украине, прочитала как-то в объявлении, что принимают учениц на курсы инструкторов художественной вышивки. Возраст был далеко не ученический, но записалась и окончила эти курсы.
Что побудило её это сделать? Родилась в большой крестьянской семье и рано познала труд хлебороба. Вместе со всеми участвовала в становлении сельского хозяйства на индустриальные рельсы. А когда мирный труд советских людей прервала война, рыла окопы и строила аэродромы. Всё увиденное: самоотверженный труд крестьян, мужество солдат, красоту родной земли захотелось ей как-то отобразить, запечатлеть потомкам. И раньше вышивала для себя, после курсов стала набираться мастерства, опыта и делиться своими секретами со всяким, кто пожелает.
Кружок художественной вышивки во Дворце культуры машиностроителей, которым более четверти века руководит В. А. Бодрова, самый многочисленный. За эти годы она приобщила к самобытному, истинно русскому искусству не одно поколение ясногорцев. По скромным подсчётам, две с половиной тысячи детей обучила художница. В вышивках её ученицы светы Холиной, которые экспонировались на выставке, чувствовалась рука её талантливой наставницы. Настолько тонко, изящно передавала она ощущение цвета, объемность предметов.
Эта преемственность радует, к самостоятельному творчеству приобщаются всё новые и новые люди. А Варвара Александровна всё ищет, творит.
Она была удостоена Почётной грамоты на выставке за картины «Лунная ночь» и «Портрет Ули Громовой». Затем не раз участвовала в районных и областных вернисажах, удостаивалась дипломов, а в 1980 году ей вручили диплом «Мастер золотые Руки».
В районном краеведческом музее висит ряд картин, подаренных Варварой Александровной городу. И все, кто сможет побывать у нас, имеют возможность познакомиться с этим жизнерадостным, красочным самодеятельным искусством.
Я искала материал во всех структурах города и нашла доклад в районной библиотеке. Это было сочинение девочки, знавшей Варвару Александровну при жизни.
РЕМЕСЛЕННИКАМИ СТАНОВЯТСЯ, ХУДОЖНИКАМИ РОЖДАЮТСЯ.
Варвара Александровна Бодрова – представляется мне - родилась для того, чтобы умножить и возвеличить талант русского человека.
Когда я вспоминаю о ней, мысленно опять оказываюсь в её скромной квартире, где я впервые по-настоящему поняла, что такое истинный художник: это не только мастер, но и скромный, добрейшей души человек. Именно такая она и есть, Варвара Александровна, наставница многих и многих ясногорских девчонок, мастерица-вышивальщица, чьи работы знают не только в её родном городе, но и в Москве, в Киеве, Симферополе, Праге, Варшаве, Токио и других городах. Одаривала мастерством своим Варвара Александровна от всей широкой русской души, вот и разошлись её полотна по всему миру.
Разглядываю выставленные в краеведческом музее картины Варвары Александровны и диву даюсь: как много может сделать человек!
За два с половиной десятилетия ею создано более ста пятидесяти картин, самых разнообразных по жанру. Тут пейзажи, портреты, бытовые и сказочные сюжеты. И ведь выполнены работы не акварелью и не маслом, а самыми обыкновенными нитками. Варваре Александровне скоро семьдесят пять, но нашла я ее за новой работой, далеко уже не первой и, конечно, не последней.
… Живой, приветливый взгляд из-под очков, ласковая улыбка и неторопливый рассказ о том, как еще с раннего детства любила ходить в лес одна, чтобы никто не мешал, как наслаждалась красотой лепестка, бутона, зеленью травы и легким, прозрачным воздухом.