В «Кармен» она впервые ступила на полную ступню. Не на цыпочках пуантов, а сильно, плотски, по человечьи. Хотя спектакль и не разрешили показать на «Экспо-67» в Канаде (в культурную программу выставки входили гастроли балетной труппы Большого театра), он все-таки запрещен не был. Раз от разу «Кармен» набирала успех и в конце концов стала выезжать и на гастроли. Самым дорогим для Плисецкой было признание испанской публики. «Когда испанцы мне крикнули “Оле!”, я поняла, что победила», – говорит она. Балет был экранизирован в кино (кинофильм «Балерина», 1969) и на телевидении (1978).
Плисецкая всегда считала, что литературное произведение поддается переводу на язык хореографии. Великая литература и была источником ее вдохновения, когда она создавала свой репертуар. В 1971 году, уже будучи автором музыки к кинофильму «Анна Каренина», в котором Майя Плисецкая блистательно дебютировала как драматическая актриса в роли княгини Бетси Тверской, Родион Щедрин пишет по роману Л.Н. Толстого балет. 10 июня 1972 года на сцене Большого театра состоялась его премьера. Плисецкая не только исполнила роль главной героини, но и впервые попробовала себя в качестве хореографа (вместе с ней над постановкой работали балетмейстеры Н.И. Рыженко и В.В. Смирнов-Голованов). В роли Вронского выступил М.Э. Лиепа, в роли Каренина – Н.Б. Фадеечев. Дирижировал Ю.И. Симонов. Художником-постановщиком этого спектакля был В.Я. Левенталь, с которым Плисецкая будет сотрудничать, работая и над своими балетами по произведениям А.П. Чехова. Имя Пьера Кардена, создавшего костюмы для Анны, в афише указать не разрешили. Да и сам балет, как и «Кармен», показавшийся чрезмерно эротичным, едва не был запрещен. После московской премьеры «Анна Каренина» Щедрина в хореографии Плисецкой ставилась в театрах Ташкента, Новосибирска, Вильнюса, Одессы и Свердловска. Плисецкая танцевала «Анну Каренину» в Литовском театре оперы и балета и на гастролях Одесского театра оперы и балета в Испании. В 1976 году этот балет был показан на гастролях Большого театра в Австралии. В 1988-м она выступила в нем с артистами Большого театра на фестивале музыки Щедрина в Бостоне [9, 82].
27 мая 1980 года на сцене Большого театра прошла премьера балета «Чайка» Р. Щедрина в постановке Майи Плисецкой (ассистент И.Д. Якобсон). Дирижировал А.Н. Лазарев. Плисецкая сыграла Нину Заречную и создала символический образ чайки. Чехова на балетной сцене (восприятие этого явления, естественно, было неоднозначным) приветствовали знатоки творчества писателя. Вот что, в частности, писала после премьеры Н.А. Крымова: «Роль Майи Плисецкой в этом спектакле на удивление разнообразно согласуется с мыслями пьесы, важными автору. Плисецкая-балетмейстер явно исповедует треплевское – «новые формы нужны», ломает традиционные балетные каноны, заменяет их сложной пластической пантомимой. Плисецкая-балерина в роли Нины Заречной выражает танцем только то, что «свободно льется из души». К танцу Плисецкой в «Чайке» можно с полным правом отнести слова о «жизни человеческого духа». «Чайка» с участием Плисецкой затем была поставлена в театре «Пергола» во Флоренции (1983) и в Муниципальном театре в Гетеборге (1985). С артистами Большого театра она показала ее на гастролях в Испании.
После гетеборгской премьеры «Чайки» один из шведских журналистов, интервьюировавших Плисецкую и Щедрина, поинтересовался, нет ли у них желания поставить балет по рассказу Чехова «Дама с собачкой». В тот момент они не были готовы ответить. Но по возвращении в Москву Щедрин решил, что «Дама с собачкой» – прекрасный сюжет для небольшого балета, и начал писать музыку. Хореографический текст Майя Плисецкая сочиняла в содружестве с Б.И. Мягковым. Премьера в Большом театре состоялась 20 ноября 1985 года, в день рождения Майи Плисецкой. Дирижировал А.Н. Лазарев. Плисецкая танцевала Анну Сергеевну, роль Гурова исполнил Б.Г. Ефимов. Кажется, еще больше, чем триумфальному успеху премьеры, По 13 В программу юбилейного вечера, состоявшегося в Большом театре 23 мая 1978 года, наряду со вторым актом «Лебединого озера» были включены и балеты «Айседора» и «Болеро». Публика буквально брала театр штурмом. Ажиотаж нагнетался еще и тем, что разрешения танцевать «чуждое советской морали» «Болеро» Плисецкой не давали. Она получила его только накануне. В 1976 году на гастролях в Австралии она уже исполняла этот балет вместе с танцовщиками Большого театра, выучившими «аккомпанемент» главной балеринской партии по просьбе австралийского импресарио, но разрешения у дирекции театра не спрашивала. Два года спустя ей это припомнили. Чтобы сломить сопротивление, Плисецкой пришлось добраться до самой правительственной верхушки.
В 1979 году в Париже на сцене Дворца конгрессов состоялась премьера балета «Леда» (на старинную японскую музыку), поставленного М. Бежаром для Майи Плисецкой и ведущего солиста его брюссельской труппы, великого танцовщика Хорхе Донна. С этого балета, в основу которого Бежар положил, переплетя их друг с другом, две старинные легенды – древнегреческую о лебеде и Леде и японскую о любви рыбака к некой вещей птице, в их совместном творчестве с Плисецкой и начались настоящие метаморфозы (персонажи спектакля, демонстрируя изменчивую суть натуры и любви, постоянно перевоплощались один в другого). Балет был показан во многих странах. Но станцевать «Леду» на родине Майе Плисецкой так и не удалось.
«Не будь “Федры” и других балетов Лифаря, не было бы ни Бежара, ни Ролана Пети. Впрочем, были бы, конечно, но совсем иные», – утверждает М. Плисецкая. В балете «Федра»Ж. Орика, впервые поставленном Сержем Лифарем в 1950 году, Майя Плисецкая танцевала с балетной труппой театра города Нанси (Франция) – в 1984 году в самом Нанси, в 85-м в Париже на сцене театра «Одеон» и в 86-м в Москве на сцене Театра оперетты. В 85-м она выступила в «Федре» с балетной труппой Римской оперы. Античная чистота и экспрессия линий ее танца в сочетании с подлинно трагической наполненностью исполнения заставляли театралов сожалеть о не воплощенных в балете древнегреческих трагедиях, в которых могла бы выступить Майя Плисецкая.
В 1983 году – неожиданный поворот судьбы: ей предложили стать художественным руководителем балета Римской оперы. Бывая в Риме наездами, она занимала этот пост в течение полутора лет. За это время осуществила постановку «Раймонды» для открытой сцены в Термах Каракаллы, показала на сцене Римской оперы свою «Айседору», организовала возобновление «Федры» и нескольких других балетов.
Откуда у меня такая страсть к Испании? Всему испанскому – фламенко, корриде, гребням, цветку в волосах, мантильям, монистам? Ничего определенного сказать не могу. Но какая-то тайная связь между нами есть.
Испанцы все доводят до крайности. И каждый момент жизни для истинного испанца – это восхождение к идеалу. Будь это любовь или свобода.
С конца 1987 по 1990-й Плисецкая преимущественно работала в Испании, возглавляя мадридскую балетную труппу Театро лирико насиональ «Ла сарсуэла». Для этой труппы она, в частности, поставила балет «Тщетная предосторожность» П. Гертеля, ввела в ее репертуар «Кармен-сюиту» и сама танцевала в этом балете. По инициативе Монтсеррат Кабалье приняла участие в постановке ранней оперы-балета Дж. Пуччини «Вилисы», показанного на фестивале искусств в Переладе. Впервые исполнила «Умирающего лебедя» под запись человеческого голоса – аккомпанемент для нее «напела» М. Кабалье. И выступила в главной партии балета «Мария Стюарт» (на музыку Э. де Диего), поставленного специально для нее художественным руководителем труппы фламенко Хосе Гранеро (1988). Впервые ступив на всю ступню в «Кармен-сюите», Плисецкая на сей раз танцевала и вовсе отказавшись от пуантов (ее героиня была обута в сандалии), и произошло это именно в Испании.
С Театро лирико насиональ Плисецкая объездила всю страну и неоднократно гастролировала за ее пределами. Классический балет не получил в Испании широкого распространения. Деятельность Плисецкой тем более была на виду, и она заслужила самое доброе расположение королевы Софии.
Эксперимент, противоположный тому, что проделал Х. Гранеро в «Марии Стюарт», совершил в своем балете «Арена для петушиного боя» аргентинский хореограф Хулио Лопес (премьера состоялась в 1990 году в Буэнос-Айресе на сцене театра «Колон»). В балете, проникнутом духом аргентинского танго (музыку к нему написал А. Пьяццолла), Майе Плисецкой – единственной из всех артисток, занятых в постановке, пришлось танцевать на пальцах [12, 64].
В 1990 году, находясь с Щедриным в Чикаго, где состоялась мировая премьера его нового сочинения, Плисецкая экспромтом исполнила с чикагской балетной труппой балет «By Django» (на музыку певца и гитариста Джанго Рейнхардта, звезды джаза 1930–1950-х годов), поставленный хореографом Гордоном Шмидтом. Ей давно хотелось станцевать что-нибудь на высоких каблуках и на джазовую музыку. Исполнилась и эта мечта.