Смекни!
smekni.com

Биография и творческая деятельность Майи Плисецкой (стр. 6 из 7)

20 ноября 2000 года в Большом театре отмечался 75-летний юбилей Майи Плисецкой. На этом юбилейном вечере состоялась московская премьера балета «Кармен» в постановке замечательного шведского хореографа Матса Эка – танцевали артисты балетной труппы варшавского Большого театра. Еще одним гвоздем программы стала собственная премьера Плисецкой – она исполнила номер «Ave Maya» на музыку И.-С. Баха – Ш. Гуно, специально к этому вечеру поставленный для нее М. Бежаром. Снова японские мотивы, переплетенные с лебединой темой, – трехминутный танец, по сути, стал ретроспекцией всей ее жизни. Этот номер она исполнила и на открытии фестиваля, посвященного 70-летию Родиона Щедрина. Концерт прошел на сцене Большого театра 2 декабря 2002 года [6, 162].

В жизни Майи Плисецкой всегда есть место интересному творческому предложению. 11 июля 2003 года в японском городе Такаразука в театре, где, в противоположность театру Кабуки, играют только девушки, состоялась премьера мюзикла «Аида» (по стопам Верди пошел современный японский композитор Каи). Майя Плисецкая была приглашена поставить танцевальные номера в этом спектакле.

Щедрин и Плисецкая живут на три дома. Большей частью в Мюнхене. В Москве – когда у них проходят здесь концерты и фестивали. И на своей даче в Литве – когда им хочется сделать передышку в своей бурной, насыщенной событиями жизни. Но и на отдыхе они не перестают интересоваться тем, что происходит в мире. Плисецкая говорит, что никогда не воспринимает отстраненно новости, сообщаемые средствами массовой информации, особенно если это новости из России и если они плохие. К сожалению, ей пришлось убедиться в том, что чужого горя действительно не бывает. Взрыв, произошедший в Москве в подземном переходе на Пушкинской площади, унес жизнь очень близкого человека. Александра Борисовна Ройтберг, умный и благодарный театрал с полувековым стажем, была ангелом-хранителем московского дома Майи Плисецкой и Родиона Щедрина, их секретарем и настоящим энциклопедическим справочником по их жизни и творчеству. Плисецкая и Щедрин – в силу независимости характеров – считались конфликтными людьми, однако всегда умели хранить дружбу. Друзья, попавшие в их орбиту в те времена, когда все триумфы были еще впереди, остались с ними на всю жизнь.

Майя Плисецкая снималась в кинофильме-концерте «Мастера русского балета» (1953), кинофильмах-балетах «Лебединое озеро» (1957), «Сказка о Коньке-Горбунке» (1961), «Анна Каренина» (1975), в кинофильме-опере «Хованщина» (1959), в телеэкранизациях балетов «Болеро» и «Айседора» («Поэзия танца», 1977), «Чайка» (1982), «Дама с собачкой» (1986). В 1976 году А.В. Эфрос снял телевизионный фильм «Фантазия» по повести И.С. Тургенева «Вешние воды», в котором Плисецкая сыграла роль Полозовой. Действие «комментировалось» хореографическими дуэтами (балетмейстер В.Н. Елизарьев). Снималась в художественных кинофильмах «Анна Каренина» режиссера А.Г. Зархи (1968), «Чайковский» И.В. Таланкина (1970, в роли певицы Дезире Арто), «Зодиак» И. Вайткуса (1985, в роли «музы» М.К. Чюрлениса).

О ней сняты документальные кино- и телефильмы, в том числе «Майя Плисецкая» В.А. Катаняна (1964, новая ред. 1981), «Майя Плисецкая. Знакомая и незнакомая» Б.Д. Галантера (1987), «Майя Плисецкая» Д. Делуша (1999, для французского телевидения), «Майя» М. Сакагуши (2000, для японского телевидения), «Майя Плисецкая assoluta» Э. Капнист (2002, для французского телевидения). Творчеству Плисецкой также посвящены книги, среди них: «Майя Плисецкая» Н.П. Рославлевой (М., 1968), фотоальбомы с тем же названием (М.,1975; М., 1980, фотографии Л.Т. Жданова; Милан, 1992, фотографии разных авторов – подарочное издание Пьера Кардена).

Майя Михайловна Плисецкая – великая балерина ХХ столетия, являющая собой уникальный пример творческого долголетия. Ей присвоено звание народной артистки СССР (1959), Героя Социалистического труда (1985). Она награждена первой премией и золотой медалью на конкурсе артистов балета II Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Будапеште (1949), премией имени Анны Павловой Парижской академии танца (1962), Ленинской премией (1964), медалью «Про Финляндия» (1968), премией «Виа Кондотти» (1989, Италия), золотой медалью Испании за заслуги в области изящных искусств (1990), премией «Триумф» (2000), премией «Российский Национальный Олимп» (2000) и др. Является кавалером трех орденов Ленина (1967; 1976; 1985), орденов Франции «За заслуги в литературе и искусстве» (1984, Командор) и Почетного легиона (1986), российских орденов «За заслуги перед Отечеством»I степени (2005), II степени (2000), III степени (1995). Майя Плисецкая – почетный доктор Сорбонны (1985) и почетный профессор Московского государственного университета (1993). В 1994 году Институт теоретической астрономии присвоил имя Плисецкой малой планете 4626.

В 2005 году легендарная русская балерина Майя Плисецкая стала лауреатом премии Фонда принца Астурийского, престижной награды, которую часто называют «испанской Нобелевской премией». Впервые за 25 лет существования Фонда премия присуждена за вклад в развитие танца. Майя Плисецкая сыграла большую роль в становлении испанской хореографической культуры. С 1987 по 1990 год она возглавляла труппу Национального классического балета Испании.

Однажды, еще в молодые годы, Плисецкую спросили, любит ли она успех. «Да, – сказала она, – он мне дает возможность отдыхать во время спектаклей». (Разумеется, имелись в виду поклоны в ответ на бесконечные аплодисменты.) Любовь, как всем хорошо известно, была взаимной. После одного из ее выступлений в Аргентине кто-то поставил на запись часовую аудиокассету – пленка закончилась до того, как стихли рукоплескания. Это лишь одно из многих впечатляющих свидетельств ее ошеломляющего мирового успеха.

Что вынесла я за прожитую жизнь, какую философию? Самую простую. Простую – как кружка воды, как глоток воздуха. Люди не делятся на классы, расы, государственные системы. Люди делятся на плохих и хороших. На очень хороших и очень плохих. Только так.

…И в Канаде или в Люксембурге было бы неплохо родиться. Но я родилась в Москве. В царствие Сталина. Затем – при Хрущеве жила, при Брежневе жила, при Андропове, Черненко, Горбачеве, Ельцине жила… И второй раз родиться не выйдет, как ни старайся. Свое живи!.. Я и жила. Себе говорю – честно. Ни детей, ни старцев, ни меньших братьев наших – зверье – не обижала. Друзей не предавала. Долги возвращала. Добро помнила и помню. Никому никогда не завидовала. Своим делом жила. Балетом жила. Другого ничего в жизни я делать толком и не умела. Мало только сделала. Куда больше могла. Но и на том спасибо. Спасибо природе своей, что выдюжила, не сломалась, не сдалась…[ 3, 27]


Раздел 2. Новая книга Майи Плисецкой

2.1 «Тринадцать лет спустя»

03.10.2007 11:50 выдающаяся балерина, народная артистка СССР Майя Плисецкая представила в Москве вторую книгу своих мемуаров под названием "Тринадцать лет спустя". Именно столько лет прошло после выхода первой книги "Я, Майя Плисецкая".

Как передает канал "НТВ", в новой книге 13 глав, по одной на каждый год. В них содержится именно то, чего, по мнению автора, ждет публика: скандалы, триумфы, встречи с принцами, президентами, королями и фразы вроде "сцепление балетной туфли с линолеумом ныне оптимально комфортно".

Сама М.Плисецкая говорит о том, что взяться за перо ее побудил давний знакомый – редактор книжного издательства Александр Проскурин. Все эти годы после выхода первой автобиографии в свет они общались, и он постоянно, чуть ли не каждый день, убеждал ее, что надо снова сесть за письменный стол.

"Много раз переписывала, перечеркивала. Ни одна фраза не родилась сразу. Потому что масса слов – богатейший наш язык. Как лучше, как красивее? Я очень мучилась. Тяжело было физически, морально, сердцем", – поделилась М.Плисецкая.

Майя Плисецкая живо, ярко, образно пишет обо всех явлениях и людях, с которыми она столкнулась за последние 13 лет. Один из литературных критиков, присутствующих на презентации, сказал: "Майя Плисецкая и в роли писателя настолько же ярка, хороша и образна, как она была на сцене в своих лучших балетных партиях".

Напомним, мемуары "Я, Майя Плисецкая...", презентация которых состоялась в августе 1994 года, вызвали колоссальный общественный резонанс во всем мире.

«Страдающая» балетом Пенелопа Крус, например, недавно призналась, что Анна Павлова и Майя Плисецкая были «ее идолами больше всех актрис». А руководитель Большого театра Юрий Григорович называл ее не идолом, а «стальным клинком», который «чем старше, тем дороже». И действительно, когда ее ровесницы, бывшие примы, уже увяли и коротали дни за мемуарами, Плисецкая еще блистала на сцене. Даже сейчас, когда о тех самых бывших примах уже никто не помнит, имя Майи на слуху. В 2005 году она отметила свой юбилей – 80 лет [4, 59].

2.2 Через тернии к звездам

Майя заболела театром еще в 5 лет. Тогда семья Плисецких перебралась в Москву из Литвы после первой русской революции. Майя всегда была очень артистичным и непоседливым ребенком, и внезапно проснувшуюся любовь к театру родня восприняла как очередное быстропроходящее увлечение. Девчонку поддержал один только дедушка, который пророчил ей большое актерское будущее, но его слова никто не воспринял всерьез. Дедушка – он на то и дедушка, чтоб в своих внучатах видеть звезд.