Содержание
Вступление
Раздел 1.Биография и талант Майи Плисецкой
1.1. Биография Майи Плисецкой
1.2.Творческая деятельность и пятидесятилетний рубеж.
Раздел 2.Новая книга Майи Плисецкой
2.1. Тринадцать лет спустя».
2.2. Через тернии к звездам.
2.3. Легендарный лебедь.
Заключение
Список использованной литературы
Вступление
Плисецкую называют блистательной, легендарной, непревзойденной, Богиней… А начиналось всё в далекие 20-е годы прошлого столетия. Однажды на одном из московских бульваров внимание москвичей привлекала маленькая рыжеволосая девочка. Вытянувшись на носочках, это рыжее чудо вдохновенно танцевало под уличное радио-вальс Делиба из балета "Коппелия".
Это было первое публичное выступление будущей балерины Майи Плисецкой. Потом была учеба в Московском хореографическом училище. С 1 апреля 1943 года для Плисецкой началась яркая, но трудная жизнь на сцене Большого театра, на сцене, которую Майя Михайловна считает лучшей сценой мира.
Природа одарила Плисецкую "певучим" телом, которым балерина владела в совершенстве. У неё гибкая "модильянистая", по выражению А. Вознесенского, шея; красиво посаженная голова, стройная, сильная спина; прекрасной формы ноги, а мягкие и гибкие руки Плисецкой называют "произведениями искусства". По выражению многих критиков, Плисецкая является ярчайшим "воплощением классической чистоты и дисциплины".
Уже первые зарубежные гастроли закончились полным успехом балерины и признанием её как одной из лучших балерин мира. Известный американский критик, приверженец танца "Модерн" Джон Мартин отмечал, что с помощью логики "московского стиля" балерина "способна создавать самые волнующие образы".
Плисецкую называют "Королевой русского балета". 10 октября 1993 года на сцене Большого театра состоялся юбилейный вечер Майи Михайловны Плисецкой - 50 лет на балетной сцене. Программа вечера, составленная ею самой, была представлена только танцем, без приветственных речей и хвалебных слов. На юбилее была впервые показана "Безумная из Шайо" Р.К.Щедрина. 50-летний юбилей стал, по выражению самой балерины "её звездным часом".
Выставка строится по монографическому принципу. В большом зале будут присутствовать материалы, отображающие творческий путь балерины на сцене Большого театра, который условно можно разделить на три этапа:
I. Солистка Большого театра. В её репертуаре: страстная Зарема; поэтичная, изящная Аврора; огневая и озорная Китри; героическая Лауренсия; романтическая Джульетта; лирическая, гордая Одетта и коварная обольстительница Одиллия и другие известные партии.
II. "Кармен - сюита" Ж.Бизе - Р.К.Щедрина. С этого балета начинается новый этап творчества балерины, когда она уже хочет танцевать по-другому, ей хочется испытать в балете новые формы. Её стремление к новизне балетного языка поддерживают зарубежные хореографы, специально для нее поставившие "Гибель розы" (Ролан Пети); "Болеро" Равеля и "Айседору" (Морис Бежар).
III. Плисецкая - хореограф. В этом разделе представлены такие балеты, как "Анна Каренина", "Чайка" и "Дама с собачкой" Р.К.Щедрина.
IV. Малый зал отдан под зарубежную деятельность балерины. Еще со времен "Спящей красавицы" и "Раймонды" Плисецкая тяготела к воплощению трагедийных образов. Возможность станцевать подлинную трагедию предоставили балерине иностранные труппы. Здесь представлены работы, осуществленные Майей Плисецкой в Европе и Америке.
Выставка посвящается не только блистательному творческому пути балерины, но её мужеству и её гражданской позиции, её способностям в преодолении не только балетного репертуара, но и её стойкости в преодолении травм и болезней, многократно встречающихся на пути танцовщиков.
Цель работы - исследования биографии и творческой деятельности Майи Плисецкой.
Объект исследования – творческая биография Майи Плисецкой.
Предмет исследования – творческие труды Майи Плисецкой.
Задачи работы исследование биографии и творческой деятельности Майи Плисецкой.
Изучение новых книг Майи Плисецкой.
Раздел 1. Биография и талант Майи Плисецкой
1.1 Биография Майи Плисецкой
Характер Плисецкой сосуществовал в редкостной гармонии с характером ее артистического дарования. Смелость она превращала в эстетическую категорию. Не боялась нарушать «канон», не рассуждая, верила в себя и всегда была современной, потому что побеждала в споре со временем, заставляя его убыстрять свой ход. Самыми лучшими и точными определениями сути ее искусства стали такие найденные для нее критиками «амплуа», как актриса идеи и балерина-стихия. Известный французский балетный критик Андре Филипп Эрсен считал, что для ее характеристики достаточно трех слов: «гений, мужество и авангард».
Природа наградила Плисецкую уникальными данными: большим шагом, высоким прыжком, великолепным вращением, мощным артистическим темпераментом и необыкновенной восприимчивостью к музыке. Ее талант был замечен, когда она еще училась в балетной школе. Однако ей пришлось выдерживать ожесточенные бои, отстаивая право своего таланта на самоопределение. После того как Президент Франции Франсуа Миттеран вручил ей орден Почетного легиона, один из советских чиновников выразил свое недоумение: «Я думал, что этот орден дают только борцам Сопротивления». Плисецкая, всегда славившаяся находчивостью и умением афористично излагать свои мысли, ответила: «А я всю жизнь и сопротивляюсь». Падение социалистического строя в одной отдельно взятой стране Плисецкая переживала как собственное торжество. К тому времени она, словно личного врага, ненавидела советскую власть, которая, с одной стороны, воздавала ей почести, а с другой – тиранила, годами не выпускала за границу, шпионила и пыталась ей помешать танцевать то, что хотелось.
Впрочем, власть действительно была ее личным врагом. Самый страшный удар она нанесла Майе Плисецкой, когда та была еще ребенком. В 1937 году был арестован отец, чья преданность коммунистическим идеалам не составляла секрета и для его юной дочери. Михаил Плисецкий исчез навсегда. А через год была арестована и мать, которую отправили в Бутырскую тюрьму вместе с младшим сыном, лишившимся отца за два месяца до своего рождения. Над Майей и другим ее братом, тоже моложе ее, но уже вышедшим из младенческого возраста, нависла вполне реальная угроза попасть в детский дом. Воспрепятствовали тетка и дядя – Суламифь и Асаф Мессереры. Они разобрали детей по своим домам и сумели добиться смягчения участи для своей сестры Рахили. Она была выслана в Казахстан, в Чимкент. Вернуться в Москву ей удалось лишь в 1941 году, за два месяца до начала войны [7,37].
Кинематографическая карьера матери Плисецкой (она снималась под именем Ра Мессерер) была недолгой. Но навыки, полученные на съемках (немое кино стимулировало работу над пластикой), и зрительский опыт, накопленный во время посещений балетных спектаклей Большого театра, пригодились и в Чимкенте. Никогда не учившаяся балету, она давала уроки танца в одном из чимкентских клубов, сумела даже воспроизвести со своми учениками так называемый танец маленьких лебедей. Развитию ее увлечения балетом способствовали С. и А. Мессереры, видные танцовщики Большого театра, впоследствии нашедшие свое второе призвание в педагогике. В течение долгих лет народный артист СССР Асаф Мессерер (1903–1992) вел класс в Большом театре. У него занимались все ведущие артисты балетной труппы, в том числе и его знаменитая племянница. По словам Плисецкой, всю жизнь боровшейся с последствиями травм, его класс лечил ноги.
В 1932 году Михаил Плисецкий получил назначение на Шпицберген. Там Майя Плисецкая училась в школе, лихо каталась на лыжах, впервые – и с успехом – выступила на сцене в самодеятельном представлении оперы А.С. Даргомыжского «Русалка». В июне 1934-го, когда Плисецкие вернулись домой на время отпуска отца, Майя поступила в Московское хореографическое училище. И уже в первом классе обратила на себя внимание будущего замечательного хореографа Леонида Якобсона, с которым не раз встретится в работе в зрелые годы и талантом которого не устанет восхищаться всю жизнь. Номер, поставленный Л.В. Якобсоном для воспитанников училища, назывался «Конференция по разоружению». Каждый участник изображал главу того или иного государства. Острая, гротесковая пластика, предложенная хореографом, делала узнаваемым любого персонажа (конечно, помогали и костюмы) и несла в себе его оценку в соответствии с требованиями «политического момента». Плисецкой досталась роль трусливого гоминьдановца Чан Кайши…
Она хорошо помнит дату своего первого настоящего успеха: 21 июня 1941 года. Ей оставалось до выпуска еще два года, но в числе лучших учащихся старших классов она принимала участие в выпускном концерте училища, проходившем на сцене филиала Большого театра (ныне – театр «Московская оперетта»). С двумя партнерами танцевала номер «Экспромт» на музыку П.И. Чайковского, поставленный опять-таки Леонидом Якобсоном. На следующий день началась Великая Отечественная война.
Получив ошибочную информацию о том, что Большой театр будет эвакуирован в Свердловск (ныне – Екатеринбург), Рахиль Мессерер-Плисецкая уехала с детьми в этот город. Но ни театр, ни училище в Свердловск эвакуированы не были. В течение года Майя Плисецкая не имела возможности заниматься балетом [7,42].
Мало-помалу меня охватила паника. Еще такой год – и с балетом надо распрощаться. В попавшейся на глаза заметке было написано, что остававшаяся в Москве часть труппы показала премьеру на сцене филиала Большого. Сам Большой был закрыт. Потом дошли вести, что и часть училища не уехала. Занятия продолжаются. Меня как током ударило. Надо ехать в Москву.
В Москву, не имея специального пропуска, она пробиралась тайком. И сразу же по приезде возобновила занятия. К тому времени когда надо было сдавать выпускной экзамен, она уже выступала на сцене филиала в нескольких сольных партиях. Экзамен был сдан на «отлично». И 1 апреля 1943 года Плисецкую приняли в труппу Большого театра. (С годами эта дата, поначалу воспринимавшаяся просто как некий курьез, стала производить на нее мистическое впечатление – и чем дальше, тем сильнее. «Есть в этом что-то дьявольское – быть зачисленной в труппу в день, когда нельзя никому верить,» – сказала она в одном из своих интервью накануне празднования 50-летия этой даты.)