Смекни!
smekni.com

Биография И.К. Айвазовского (стр. 2 из 5)

В течение своей долгой жизни Айвазовский много путешествовал: несколько раз побывал в Италии, Париже и других европейских городах, посетил Кавказ, плавал к берегам Малой Азии, был в Египте, а в 1898 году совершил далекое путешествие в Америку. Во время морских плаваний он обогащал свои наблюдения, а в его папках накапливались рисунки. Но где бы ни был Айвазовский, его всегда влекло к родным берегам Черного моря.

В Феодосии жизнь Айвазовского протекала спокойно, без каких-либо ярких событий. Он много работал. Зимой обычно уезжал в Петербург, где устраивал выставки своих произведений. Но, несмотря на, казалось бы, замкнутый, уединенный образ жизни в Феодосии, Айвазовский сохранял близость со многими выдающимися деятелями русской культуры.

Айвазовский - семьянин

В 1848 году Айвазовский женился. В один из приездов в Петербург он был представлен весьма знатной вдове, имевшей двух дочерей "на выданье". Девушки пожелали учиться живописи у знаменитого художника. Через некоторое время вдова стала замечать, что художник слишком прилежен в занятиях, часто засиживается в ее доме. Вдова уже гадала, какой из дочерей художник отдаст предпочтение. Все это, однако, разрешилось самым неожиданным образом: Айвазовский женился на гувернантке - Юлии Яковлевне Гревс, дочери штабс-доктора, находившегося на русской службе.

После женитьбы Айвазовский писал в одном из писем: "Теперь я спешу сказать Вам…о моем счастии. Правда, я женился, как истинный артист, то есть влюбился как никогда. В две недели все было кончено. Теперь, после восьми месяцев, говорю Вам, что я так счастлив, что…я никогда не воображал половину этого счастья. Лучшие мои картины те, которые написаны по вдохновению, так я и женился…Когда встретимся с Вами, тогда увидите всех счастливцев, и тогда выскажу остальной восторг"[4].

Через год после свадьбы рождается дочь Елена, в 1851 году - Мария, а в 1858 году - Иоанна (Жанна).

Известнейшие картины художника

1. "Чесменский бой"

Живопись Айвазовского 40 - 50-х годов отмечена сильным воздействием романтических традиций Брюллова, сказавшихся не только на живописном мастерстве, но и на самом понимании искусства и на мировосприятии Айвазовского. Наиболее ярко это отразилось в одной из ранних батальных картин - "Чесменский бой", написанной им в 1848 году и посвященной выдающемуся морскому сражению.

В 1770 году после Чесменского боя Орлов в своем донесении в Адмиралтейство-коллегию писал: "Честь Всероссийскому флоту. С 25 по 26 июня неприятельский военный флот (мы) атаковали, разбили, разломали, сожгли, на небо пустили, в пепел обратили... а сами стали быть во всем Архипелаге господствующими... ". [5] Пафос этого донесения, гордость выдающимся подвигом русских моряков, радость достигнутой победы прекрасно передал Айвазовский в своей картине. При первом взгляде на картину нас охватывает чувство радостного волнения, как от праздничного зрелища - блестящего фейерверка. И только при детальном рассмотрении картины становится понятным сюжетная сторона ее. Бой изображен в ночное время. В глубине бухты видны горящие корабли турецкого флота, один из них - в момент взрыва. Охваченные огнем и дымом, в воздух летят обломки корабля, превратившегося в огромный пылающий костер. А сбоку, на переднем плане, темным силуэтом высится флагман русского флота, к которому, салютуя, подходит шлюпка с командой лейтенанта Ильина, взорвавшего свой брандер среди турецкой флотилии. А если подойти к картине совсем близко, то на воде видны обломки турецких судов с группами матросов, взывающих о помощи, и другие детали.

Айвазовский был последним и самым ярким представителем романтического направления в русской живописи, и эти черты его искусства особенно проявлялись, когда он писал полные героического пафоса морские баталии; в них была слышна та "музыка боя", без которой батальная картина лишена эмоционального воздействия.

2. "Девятый вал"

Еще сильнее романтические черты сказались в картине "Девятый вал", написанной Айвазовским в 1850 году. Айвазовский изобразил раннее утро после бурной ночи. Первые лучи солнца освещают бушующий океан и Громадный "Девятый вал", готовый обрушиться на группу людей, ищущих спасения на обломках мачт.

Зритель сразу может представить, какая страшная гроза прошла ночью, какое бедствие терпел экипаж корабля и как гибли моряки. Айвазовский нашел точные средства для изображения величия, мощи и красоты морской стихии. Несмотря на драматизм сюжета, картина не оставляет мрачного впечатления; наоборот, она полна света и воздуха и вся пронизана лучами солнца, сообщающими ей оптимистический характер. Этому в значительной степени способствует колористический строй картины. Она написана самыми яркими красками палитры. Колорит ее включает широкую гамму оттенков желтого, оранжевого, розового и лилового цветов в небе в сочетании с зеленым, синим и фиолетовым в воде. Яркая, мажорная красочная гамма картины звучит радостным гимном мужеству людей, побеждающих слепые силы страшной, но прекрасной в своем грозном величии стихии.

Эта картина нашла широкий отклик у общественности в момент ее появления и остается до наших дней одной из самых популярных в русской живописи.

"Образ бушующей морской стихии захватил воображение многих русских поэтов. Ярко отражено это в стихах Е.А. Баратынского. Готовность к борьбе и вера в конечную победу человека звучат в его взволнованных строках:

Так ныне, океан, я жажду бурь твоих - Волнуйся, восставай на каменные грани, Он веселит меня, твой грозный, дикий рев, Как зов давно желанной брани, Как мощного врага мне чем-то лестный гнев... "[6]

Айвазовский сумел воплотить в маринистической живописи чувства и мысли, волновавшие передовых людей его времени, и придать глубокий смысл и значимость своему искусству.

У Айвазовского была своя сложившаяся система творческой работы. "Живописец, только копирующий природу, - говорил он, - становится ее рабом... Движения живых стихий неуловимы для кисти: писать молнию, порыв ветра, всплеск волны - немыслимо с натуры... Художник должен запоминать их... Сюжет картины слагается у меня в памяти, как у поэта; сделав набросок на клочке бумаги, я приступаю к работе и до тех пор не отхожу от полотна, пока не выскажусь на нем кистью..."

Сопоставление методов работы художника и поэта здесь не случайно - на формирование творчества Айвазовского большое влияние оказала поэзия А.С. Пушкина, поэтому часто перед картинами Айвазовского в нашей памяти возникают пушкинские строфы. Творческое воображение Айвазовского в процессе работы не было ничем стеснено. Айвазовский обладал исключительно разносторонним дарованием, в котором счастливо сочетались качества, совершенно необходимые художнику-маринисту. Помимо поэтического склада мышления он был одарен исключительной зрительной памятью, ярким воображением, абсолютной точной зрительной восприимчивостью и твердой рукой, поспевавшей за стремительным бегом его творческой мысли. Это позволяло ему работать, импровизируя, с изумлявшей многих современников легкостью.

Очень хорошо передал свои впечатления о работе Айвазовского над большим полотном публицист В.С. Кривенко: "По легкости, видимой непринужденности движения руки, по довольному выражению лица можно было смело сказать, что такой труд - истинное наслаждение". Это, конечно, было возможно благодаря глубокому знанию разнообразных технических приемов, какими пользовался Айвазовский.

У Айвазовского был большой творческий опыт и поэтому, когда он писал свои картины, на его пути не вставали трудности технического порядка, и его живописные образы возникали на холсте во всей цельности и свежести первоначального художественного замысла. Для него не существовало секретов, каким приемом передать движение волны, ее прозрачность, как изобразить легкую, разбегающуюся сеть спадающей пены на изгибах волн. Он так искусно передавал раскат волны на песчаном берегу, что зритель воочию ощущал прибрежный песок, просвечивающий сквозь пенистую воду. Айвазовский знал множество приемов для изображения волн, разбивающихся о прибрежные скалы. Он глубоко постиг различные состояния воздушной среды, движение облаков и туч. Все это помогало ему блестяще воплощать свои живописные замыслы и создавать яркие, артистически выполненные произведения.

Пятидесятые годы - годы Крымской войны. Как только до Айвазовского дошла молва о Синопской битве, он сейчас же поехал в Севастополь, расспросил участников сражения обо всех обстоятельствах дела. Вскоре в Севастополе были выставлены две картины Айвазовского, изображающие Синопский бой ночью и днем. Выставку посетил адмирал Нахимов. Высоко оценив труд Айвазовского, особенно ночной бой, он сказал: "Картина чрезвычайно верно сделана". [7] Много раз в дальнейшем возвращался Айвазовский к изображению морских сражений. Его батальные картины стали летописью подвигов русского военно-морского флота.

3. Украинские пейзажи

Айвазовский обладал живым, отзывчивым умом, и в его творчестве можно встретить картины на самые разнообразные темы. Среди них - изображения природы Украины, он смолоду полюбил беспредельные украинские степи и вдохновенно изображал их в своих произведениях ["Чумацкий обоз" (1868), "Украинский пейзаж" (1868) и других], близко подойдя при этом к пейзажу мастеров русского идейного реализма. В этой привязанности к Украине сыграла свою роль близость Айвазовского к Гоголю, Шевченко, Штернбергу.

4. Расцвет творчества художника

Шестидесятые и семидесятые годы принято считать периодом расцвета творческого дарования Айвазовского. В эти годы он создал ряд замечательных полотен. "Буря " (1872), "Буря на Северном море" (1865) относятся к наиболее поэтическим картинам Айвазовского.