Значение и важность порнографии и эротики, как мне кажется, заключается в том, что они делают доступным большее количество информации, а также в том, что использование и потребление эротического искусства позволяет людям критически думать о сексе, сексуальности и власти. Однако из-за того, что сексуальность является областью строжайшего цензурирования, ее освобождение все еще совершается. Не многие люди могут говорить о сексе, сексуальности и желании даже с ближайшими друзьями, членами семьи и любовниками - внутреннее подавление слишком сильно. В то время как феминизм и сексуальная революция 1960-х помогли людям выразить их взгляды на пол (гендер) и сексуальность, «право» («закон») попыталось замаскировать дискурсы вокруг сексуальности посредством узаконенной цензуры. Когда некоторые участницы (ки) феминистского движения объявили порнографию опасной, они предполагали, что средства масс-медиа просто контролируют или укрепляют господствующие представления о сексе, тендере и сексуальности. Я думаю, что хотя культура, социализация, дискурсы убеждения в средствах масс-медиа и других источниках психологического и культурного воспитания используются для того, чтобы формировать менталитет человека и его отношение к жизни, все же это сложный процесс - люди делают себя сами, правда, не всегда из того материала, который является результатом их собственного выбора. Чтобы строить лучшее общество, нам необходимы разнообразие, свобода выбора и различные альтернативы в большей степени, чем цензура. Несмотря на достижения движения геев и лесбиянок в конце 1980-х гг., в сегодняшней Америке все еще существует запрет на определенные формы сексуальности.
Достаточно интересно то, что, по моим сведениям, молодые японки любят гомосексуальные порномультфильмы больше, чем все другие жанры. Я не могу объяснить, почему эти девушки смотрят гомосексуальные порномультфильмы, но могу предположить, что это не делает их лесбиянками. Это нельзя объяснить лесбийским поведением, поскольку они не смотрят лесбийскую эротику. Но если они гетеросексуальные женщины, почему их интересуют отношения двоих мужчин? Я допускаю, что ответ заключается, скорее, в их желании понять поведение мужчин, нежели в интересе посмотреть, как двое мужчин занимаются сексом. Конечно, я могу ошибаться, они могут получать наслаждение и от подсматривания за двумя мужчинами, двумя пенисами, двумя целующимися юношами, двойным удовольствием, однако я думаю, что такое обобщение было бы ошибкой. Знакомые говорили мне, что порнография и эротика - это комплекс материалов для исследования собственной сексуальности, а любовные романы — источник знаний о людях другого пола. Безусловно, это также можно распространить и на гомосексуальные отношения, ведь гомосексуальное порно и эротика могли бы помочь гомосексуалистам раскрыть свою сексуальность до того, как они станут сексуально активными. Что делает порнография для людей с развивающейся, изменяющейся сексуальностью? Это можно рассматривать как замещение в случае, когда кто-то не может заниматься сексом с партнером и может использовать порно и эротику как стимуляцию или вспомогательное средство для мастурбации. Подобным образом пара могла бы смотреть порно или читать эротическую литературу, чтобы усилить половое влечение или узнать о существующих возможностях - для этих целей часто используется нелитературная версия Кама Сутры с иллюстрациями, так же как и «Радость секса» (Joy of Sex) и др. В то время как я могу размышлять о причинах использования порнографии и эротики, надлежащее исследование в этой области может быть сделано только с использованием социологических методов - посредством опроса людей на предмет того, что они думают и делают, но это затруднительно в существующей ныне культуре молчания, окружающей сексуальные практики.
Анализ
Мой анализ японской мультипликации базируется на американской аудитории и находится под влиянием американской культуры. Я не претендую на то, что могу знать, почему художники делают порнографические видео и комиксы или что японская аудитория думает об этой продукции. К сожалению, у меня не было возможности поговорить об этом со многими людьми. Среди моих консультантов в Америке было только три женщины и один мужчина, кроме меня самого, поэтому мой анализ не окончательный, а скорее вводный и умозрительный. Также я не сделал исчерпывающего обзора доступной литературы по данному предмету, а просто применил те небольшие знания в данной области, которые у меня были с помощью нескольких текстов по культурологии, психологии и антропологии. Один из этих текстов - статья Сандры Бакли «Пингвин в рабстве: графическая история японских комиксов». Она говорит, что схема комиксов часто представляет собой серию приключений и романтических встреч, заканчивающихся хэппи-эндом - (вос)соединением истинно любящих. Иногда эти концовки трагичны, как, например, в назидательных рассказах. Бакли доказывает, что цель этих историй состоит в том, чтобы (пере)поместить молодых женщин после того, как они были травмированы, получили девиантный опыт, обратно, в надлежащую тендерную роль в соответствии с нормативной (гетеро)сексуальностью. Она утверждает, что эти истории являются эффективными нравоучительными рассказами.
Несмотря на то что японские порнографические мультфильмы репрезентируют фантазии на тему мужского господства: насильнические, женоненавистнические и садистские, - они также являются своего рода назидательными историями. Они показывают, учат и говорят нам о том, что признается допустимым посредством демонстрации того, что является неприемлемым. К тому же они рассказывают нам об опасностях отклонения от нормы, о безнравственности и о нормативной доминирующей сексуальной гегемонии. Тут важной является идея о существовании в мире сил зла, аморальных личностей, извращенцев, людей, которые жаждут власти, и беспомощных жертв, нуждающихся в спасении, героев и героинь, супергероев и защитников нравственности. Подобно большинству сказок и произведений научной фантастики, эти назидательные истории происходят в неком мире, который отличается от нашего, в котором нет никаких ограничений, однако этот другой мир все же параллелен нашему собственному, и мораль (message) этих историй касается именно нас. Чтобы не быть голословным, я предлагаю анализ анимационного фильма «Ангел тьмы». Я хочу, чтобы вы сделали собственные выводы и самостоятельно оценили смысл, значимость и моральные установки этого фильма.
Я считаю этот фильм порнографическим не только потому, что он подробно показывает сексуальные сцены, но и потому, что он использует специфическую риторику тела, способы повествования, костюмы, позы, взаимодействие активных и пассивных сексуальных субъектов и идеализированные мужские и женские образы и сексуальные роли. Часто порнография использует обыденные вещи, придавая им особое значение, — привычные предметы становятся сексуальными игрушками и стимулируют сексуальное желание. Также и люди изымаются из рутины повседневности и помещаются в сексуальные ситуации, в которых они освобождаются от внутренних запретов и предаются исключительно сексуальному наслаждению, редкому и особенному. Сексуальная фантазия задействует воображение невообразимого, понимание невероятного и участие в сексуальных отношениях с лицами, с которыми никто не надеется или не хочет заняться сексом. Порнография создает сексуальную фантазию, которая в обычной жизни не одобряется, порицается или запрещается. Две совершенно разные, незнакомые друг с другом женщины описали это как секс без запретов (the zip-less fuck). Это - своего рода фантазия, в которой женщина занимается сексом с абсолютно незнакомым мужчиной, своеобразное насилие, когда женщину не нужно долго соблазнять, вовлекая в игру ухаживания, и в которой женщине не обязательно знать имя или видеть лицо партнера. Он берет ее сзади без неловкой возни с одеждой, без ласк. Они просто полностью соприкасаются, его пенис проникает в нее сзади, они достигают оргазма одновременно. Ее возбуждает опасность ситуации, анонимность, вероятность забеременеть от незнакомца, а еще - секс без моральных сложностей и излишне эмоциональных отношений. Вместо всего этого - сексуальное удовольствие, животное, полное и несложное, запретное, но свободное от чувства вины. Считается, что это своего рода фантазия об изнасиловании. Однако изнасилование - это нежелательная форма сексуальных отношений, это разновидность насилия. Таким образом, сексуальные фантазии не могут быть об изнасиловании, ведь никто не хочет быть изнасилованным, и это то, о чем можно говорить наверняка.
Проблема «жесткой» порнографии заключается в том, что она изображает изнасилование, т.е. совершаемые против воли половые сношения между монстрами и слабыми, беспомощными жертвами, неспособными к сопротивлению. Подразумевается, что насильники олицетворяют зло, а их жертвы слишком слабы, чтобы им противостоять. И конечно же, существует героиня, которая, несмотря на то что она слишком слаба, чтобы одержать победу над насильником, все же находит внутри себя магические силы, позволяющие ей либо стать мужчиной, либо приобрести мужскую силу. И хотя фильм «Ангел тьмы» позволяет девушкам-зрительницам представить, что бы они могли сделать, столкнувшись с насильником лицом к лицу, логика фильма говорит им, что они слишком слабы, чтобы сопротивляться в одиночку - им нужен мужчина. Несмотря на то что этот фильм можно было бы рассматривать как феминистское изложение проблем, связанных с изнасилованием, он все же содержит и сексистскую идею о том, что женщинам необходимы мужчины. Он также намекает, что мужчины, насилующие женщин, одержимы демонами, и хотя в этом нет их вины, они должны быть пойманы и уничтожены, как и бесы, обитающие в их телах. Эта идея соответствует традиционной японской мифологии, возникшей еще до XVII в.