Смекни!
smekni.com

Виды постановки при игре на скрипке (стр. 2 из 6)

Общепринятым и наиболее целесообразным можно считать такое положение, при котором тяжесть свободного от излишних напряжений корпуса равномерно распределяется на обе слегка расставленные ноги, а во время игры перемещается с одной ноги на другую в зависимости от эмоционального состояния играющего, размаховых движений правой руки.

Помимо некоторых необходимых "вспомогательных" движений, связанных с деятельностью рук, особенно правой, нельзя не учитывать и естественных двигательных реакций, вызываемых восприятием и переживанием музыки, эмоциональным состоянием исполнителя. Попытки насильственного подавления этих реакций могут пагубно отразиться, в первую очередь, на выразительности исполнения, а также и на технической его стороне.

Именно только указанное состояние корпуса и положение ног обеспечивают наибольшую устойчивость и свободу; оно исключает даже самую возможность статичности, неподвижности тела во время игры и способствует устранению излишних мускульных напряжений как при сменах позиций, гак особенно и при размаховых движениях правой руки.

Необходимо отметить, что опора на обе ноги способствует, кроме того, более успешному устранению довольно распространенной дурной привычки - "отбивать такт" ногой.

Следует, однако, предостеречь от того, чтобы естественные движения корпуса при перемещении его тяжести с одной ноги на другую не становились бы преувеличенными, не сопровождали бы каждое движение правой руки и не приводили бы к раскачиванию туловища. Нельзя не согласиться со словами А.Ф. Львова, говорившего об "естественном, свободном положении тела" и резко критиковавшего "всю уродливость разных кривляний". Во время игры он рекомендует "держаться вольно и спокойно, не показывая ни телодвижением, ни лицом напряжения своих усилий".

1.2 При игре сидя

Следует коснуться вопроса о положении корпуса и ног при игре сидя, так как в подобном положении проводить часть занятий не только возможно, но в некоторых отношениях даже полезно.

Некоторыми педагогами занятия сидя почему-то допускаются с трудом, хотя всем кажется вполне естественным, что скрипач играет в оркестре или в ансамбле (в трио, квартете и др.) только сидя. А между тем длительные систематические занятия стоя не могут не тормозить нормального физического развития молодого организма. Поэтому проведение некоторой небольшой части занятий сидя будет весьма полезным, особенно для детей физически слабо развитых. Кроме того, занятия сидя будут способствовать устранению таких дурных привычек, как хождение по комнате и топтание на месте во время игры.

При занятиях сидя нельзя разрешать опираться о спинку стула, так как это нарушает свободу мышц плечевого пояса, стесняет подвижность лопаток, играющую не последнюю роль в общем двигательном процессе, и тем самым изменяет обычные, нормальные условия игры. Кроме того, опора о спинку стула может отрицательно сказаться на активности учащегося. Поэтому садиться следует на край стула или табуретки, высота которых должна соответствовать росту учащегося. Правую ногу нужно отвести назад для того, чтобы обеспечить свободное движение смычка на струне Ми.

2. Постановка левой руки

Переходя непосредственно к постановке левой руки, следует иметь в виду, что она выполняет одновременно две различные по своему характеру функции: держание инструмента и игровые движения. Эти две различные функции вызывают у учащихся на первых порах, а нередко и довольно длительное время, внутреннее раздвоение.

Задача педагога состоит в том, чтобы помочь ученику найти наиболее удобную постановку левой руки, которая обеспечивала бы устойчивое положение инструмента и в то же время свободу игровых движений.

Б.А. Струве устанавливает в основном две следующие наиболее характерные, типовые формы держания инструмента в зависимости от типового строения верхней части плечевого пояса играющего:

1. Держание скрипки преимущественно в одной, так называемой "постоянной", точке опоры, образуемой приподнятым плечом, ключицей и подбородком (поскольку держание инструмента в процессе игры в одной точке опоры по существу невозможно). К такой форме держания скрипки располагают высокие плечи, при которых требуемый подъем минимален. К подобной постановке могут приспособить свой организм и те скрипачи, подъем плеча у которых не сопровождается напряжением ("зажимом") мускулатуры плечевой части руки (особенно двуглавой мышцы).

2. Держание скрипки в двух точках опоры - на ключице ("постоянной" точке) и между большим и указательным пальцами ("переменной" точке) - без подъема плеча. Эта форма держания инструмента целесообразна для скрипачей, у которых плечи покаты и у которых требование держать скрипку в одной точке опоры при значительном подъеме плеча обычно вызывает напряжение в плечевой части руки, следовательно, связывает движения по грифу.

Наряду с описанными двумя основными формами держания инструмента, Б.А. Струве указывает на наличие ряда промежуточных форм, диктуемых тем, что у многих скрипачей сочетаются различные типовые особенности строения рук.

Вне зависимости от того, какая форма держания инструмента принята для данного учащегося, и педагог и учащийся должны проявлять заботу о том, чтобы, по образному выражению Л. Моцарта, скрипка не уподоблялась "куску дерева, всунутому в руку". Держание инструмента в постоянной точке опоры должно обеспечивать плотное и удобное его прилегание к шее, ключице и нижней челюсти, устойчивость его положения без излишнего напряжения. Степень закрепления скрипки в этой точке опоры не всегда бывает одинаковой: она увеличивается при нисходящем движении руки (из верхних позиций в нижние) и уменьшается при переходах в верхние позиции. Хватательные движения большого и указательного пальцев (в "переменной" точке опоры) следует стремиться свести к минимуму. Все движения при положении скрипки в двух точках опоры должны быть свободны от излишних усилий удержать скрипку, а обе точки опоры должны находиться в постоянном и гибком взаимодействии, облегчающем движения руки как в пределах одной позиции, так особенно и при частых переходах из позиции в позицию. Немалое значение должна иметь также забота и о том, чтобы средняя часть ладони не приближалась к шейке скрипки и тем более не соприкасалась с нею, а впоследствии, при изучении позиции, не опиралась об обечайку. Нужно следить также и за тем, чтобы кисть не отводилась бы далеко от шейки скрипки.

2.1 Подушечка

Как показывает практика, в подавляющем большинстве случаев подъем левого плеча вызывает излишнее напряжение в руке и сковывает свободу в ее движениях. Не случайно Л. Ауэр рекомендует не давить плечом на нижнюю деку скрипки. Однако в то же время он считает применение подушечки, заменяющей подъем плеча, "дурной привычкой".

С подобным взглядом согласиться нельзя, так как для очень многих скрипачей, пожалуй, для большинства, подушечка является не только целесообразным, но и необходимым средством, способствующим устранению излишних напряжений, которые вызываются подъемом плеча. Сам Л. Ауэр, как и некоторые другие крупные скрипачи, в силу особенностей их физической конституции, не применяли подушечку. Однако многие, в том числе и лучшие представители школы Л. Ауэра, прибегали к этому вспомогательному средству, используя подушечки самых разнообразных фасонов и размеров и даже поперечные пластины, прикрепленные к бокам скрипки (широко распространенные в настоящее время).

Свое отрицательное отношение к подушечке Л. Ауэр мотивировал тем, что ее применение неблагоприятно сказывается на звучности инструмента. Действительно, если размер подушечки большой и кладется она на кран поднятого плеча, то значительная часть нижней деки скрипки оказывается зажатой, вследствие чего звучание инструмента становится заметно приглушенным. Поэтому рекомендуется применять подушечку возможно меньшего размера и класть ее ближе к ключице и краю нижней деки. Смысл использования подушечки именно в том и заключается, чтобы избавить скрипача от необходимости поднимать плечо.

2.2 Подбородник

В значительной мере этому же способствует изобретенный Л. Шпором подбородник.

Основное назначение подбородника, как и подушечки, заключается в том, чтобы способствовать возможно большей устойчивости положения инструмента в постоянной точке опоры и в то же время освобождению играющего от излишней напряженности, создаваемой стремлением закрепить инструмент сильным нажимом головы и подъемом плеча.

Этим не ограничиваются достоинства изобретения подбородника. Нажим нижней челюсти на верхнюю деку скрипки приглушает ее звучание; подбородник, закрепленный лишь у самых краев обеих дек, предохраняя инструмент от излишнего нажима челюсти, тем самым сохраняет полноту его звука. Необходимо также отметить, что нажим подбородка па подгрифник вызывает нарушение строя скрипки. Подбородник, в конструкции которого предусмотрен полукруглый "мостик" над подгрифником, исключает возможность нажима челюсти, вызывающего оттягивание струн, и, следовательно, способствует сохранению устойчивости строя инструмента. В то же время подбородник устраняет возможное скольжение подбородка по деке, и тем самым положение инструмента становится более устойчивым.