Поэтому при разрешении вопросов, связанных с постановкой и движениями пальцев, нужно учитывать постановку левой руки в целом; определяя же положение руки, а также каждой из ее частей, следует иметь в виду, насколько оно будет способствовать целесообразному положению пальцев на грифе и наиболее свободным их движениям в процессе игры.
Авторы различных школ и методических руководств не пришли к единому выводу при решении вопроса о внешней форме и положении пальцев на струнах. Большинство педагогов и методистов считает, что пальцы должны иметь закругленную форму; некоторые же из них (например, А. Львов) предписывают ставить пальцы на струны "почти вертикально". Нужно полагать, что отсутствие единой точки зрения связано с тем, что форма постановки пальца в каждом отдельном случае должна обусловливаться строением руки в целом, величиной кисти, длиной, толщиной и другими особенностями пальцев данного исполнителя. Наиболее предпочтительным можно считать слегка закругленное, среднее положение пальца, которое может обеспечить большую его эластичность и подвижность как в технических, так особенно в кантиленных эпизодах, требующих использования вибрации. Такое положение пальцев дает следующие преимущества:
а) Увеличивается плоскость соприкосновения пальца со струной, благодаря чему улучшается ощущение струны; палец приобретает большую опору, а следовательно, и устойчивость при переходах в позиции, а также при исполнении рizziсаtо пальцами левой руки.
б) Облегчается вибрация, так как более свободными становятся колебания пальца и движения его суставов.
в) Облегчается изменение положения кисти, необходимое для расширенного положения пальцев.
г) Облегчается перестановка пальца с одной пары струн на другую, требующая эластичных и активных сгибательных и разгибательных движений суставов.
Этим в значительной мере должно определяться положение не только кисти, но и локтя.
В расположении пальцев на грифе по отношению друг к другу следует исходить из стремления к единству, целостности их движений и в то же время к сохранению самостоятельности движений каждого пальца в отдельности. Это необходимо для усвоения таких расположений пальцев, которые могут обеспечить в дальнейшем наиболее правильные, целесообразные для данного учащегося движения. Необходимо особое внимание обратить на создание наиболее благоприятных условий для свободных движений четвертого пальца. Доцент М. Блок так описывает применяемый им на практике метод определения наиболее целесообразной для каждой данной индивидуальности постановки пальцев левой руки. "Прежде всего следует поставить четвертый палец на струну Ля в точке, соответствующей звуку ми, в ненапряженном состоянии и придать пальцу естественную закругленную форму.
Для того чтобы обеспечить лучшую опору для всей кисти в целом и взаимосвязь со смежным пальцем, нужно одновременно поставить и третий палец соответственно звуку ре в таком же ненапряженном состоянии и закругленной форме. Когда эти два пальца "устроены" удобно, а свобода их движений и чистая интонация звуков ре и ми обеспечены, можно ставить второй, а затем и первый палец.
Чем уже кисть и короче пальцы, особенно четвертый, тем дальше от основания нижней фаланги окажется место, которым первый палец будет прилегать к грифу. Чаще всего первый и второй пальцы приходится отодвигать к порожку.
Большой палец располагается в таком месте, какое способствует наибольшей свободе и удобству движений остальных пальцев.
При таком расположении обеспечивается свобода и удобство для движений самого слабого пальца - четвертого.
Его не придется "вытягивать" для того, чтобы извлекать в первой позиции звуки си, ми, ля, ре:
Как показывает практика, именно это "вытягивание", главным образом, приводит к чрезмерному напряжению и четвертого пальца, и всей кисти; оно, в подавляющем большинстве случаев, является первопричиной того, что левая рука скрипача зажата, лишена гибкости, эластичности, а поэтому беглость пальцев ограничена, интонация и вибрация находятся в неудовлетворительном состоянии.
Приведенное выше расположение пальцев является определяющим и для положения всех остальных частей руки; таким образом, форма кисти и положение предплечья и плеча обусловлены решением основной задачи - обеспечить наибольшее удобство и свободу для деятельности пальцев".
Рекомендуемую групповую форму постановки пальцев следует сначала устанавливать на одной, а затем последовательно на остальных струнах.
С течением времени, когда постановка прочно усвоена и учащийся овладел относительной свободой движений в первой позиции, можно постепенно переходить к усвоению так называемого "аккорда Джеминьяни", построенного вопреки тенденции к естественному расположению пальцев:
Этот аккорд может помочь достаточно подвинутым учащимся усвоить взаимоотношения пальцев в их целостных групповых движениях.
В то же время упражнения, построенные на этом аккорде, будут способствовать развитию самостоятельности каждого пальца в отдельности, не разрывая указанной целостности движения.
Однако следует предостеречь педагогов и учащихся как от преждевременного, так и от чрезмерного увлечения упражнениями, построенными на "аккорде Джеминьяни", так как при отсутствии достаточного опыта и умения освобождать руку от излишних напряжений подобные упражнения могут привести к ее зажатию и переутомлению.
Расположение пальцев на струне, как отмечалось выше, должно способствовать свободе и удобству их движений.
К основным видам движений пальцев левой руки, систематизированным в ряде методических работ, относятся следующие:
1. "Вертикальное", или "падающее", движение пальца.
Говоря об этом виде движения, авторы обычно не указывают на момент снимания пальца со струны, имеющий большое значение для достижения четкости звучания и требующий значительной мышечной активности:
2. "Горизонтальное", или скользящее, движение пальца при хроматических последованиях (скольжение), а также при широком расположении пальцев, выходящем за пределы кварты или октавы (при растяжении):
3. Перестановка пальцев на смежную и другие струны.
4. Вспомогательное движение большого пальца при переходах в другие позиции, а также при широком расположении пальцев.
Если к упомянутым движениям пальцев прибавить движения, совершаемые ими совместно с кистью, предплечьем и локтем (в частности, так называемые "рулевые" в пределах одной позиции и при переходах из позиции в позицию):
то будут перечислены все основные разновидности движений левой руки скрипача.
Указанные выше виды движений пальцев и рулевое движение руки, о котором будет сказано ниже, педагогу надлежит принимать во внимание уже на одном из самых ранних этапов обучения, как только определилась исходная форма постановки, получены элементарные навыки звукоизвлечения и обучающийся начинает действовать пальцами левой руки.
Эти виды движений необходимо вырабатывать на первом году обучения для практического их применения в начальном школьном репертуаре.
И в первую очередь перед педагогом возникает вопрос о степени активности пальцев (как при опускании, так и при снимании) и о силе их нажима на струну.
Л. Ауэр утверждает, что "пальцы никогда не могут быть чрезмерно сильными" и потому надо постоянно развивать их силу, а И. Войку говорит, что достаточно без дополнительных усилий использовать лишь "естественный вес" пальца.
Требование некоторых педагогов сильно нажимать пальцами уже на первых занятиях следует считать преждевременным, так как действительно нужная сила нажима определяется значительно позднее, в процессе работы, по мере развития учащегося. Между тем сильный нажим пальцев в начальном обучении приводит к изолированным, заторможенным, утяжеленным движениям, сковывает руку учащегося.
Преувеличенный нажим пальцев часто практикуется и в дальнейшем, главным образом, в занятиях в медленном темпе. Кроме того что это вызывает быстрое утомление мышц, возникают и вырабатываются ощущения, стоящие в резком противоречии с теми, которые необходимы для игры в быстром темпе, тормозится развитие вибрации (она либо становится напряженной, судорожной, либо вообще прекращается).
Особенно часто излишнее давление пальцев на струну наблюдается при форсированном нажиме смычка.
В то же время и рекомендуемая И. Войку пассивность пальцев не может обеспечить хорошего звучания и рационального развития техники.
Особое соображение в отношении нажима пальцев имеется в системе Г. Эбсрхардта.
Принимая во внимание естественную физическую силу различных пальцев, он дифференцирует степень нажима пальцев, распределяя ее от первого, наиболее сильного пальца, к четвертому - слабейшему. Минимальное давление на струну производят первый и второй пальцы, далее, к четвертому пальцу, давление возрастает.
Сила нажима пальца на струну не должна быть значительной, однако такой, которая обеспечивала бы красивое звучание. В этом отношении большое значение имеет активность и высота, с которой палец опускается на струну. Не меньшую роль играет и активность, с которой пальцы должны сниматься со струны.