В процессе приспособления к выполнению этих задач, особенно на более поздних этапах обучения, формы движений, как правило, не укладываются в рамки так называемой "правильной постановки". Так, например, для исполнения:
необходимо крайнее изменение формы постановки пальца; он не только принимает наиболее плоское положение, но попросту прогибается.
При неизбежных вынужденных отклонениях пальца от первоначального положения необходимо направлять внимание на то, чтобы подобное изменение его формы не вызывало нарушения чистоты интонации, например:
Отклонение четвертого пальца от первоначального положения при нисходящем движении в нижнем голосе вызывает понижение ноты ре, являющейся органным пунктом. Во избежание этого приходится заблаговременно придавать четвертому пальцу выпрямленную форму.
В некоторых случаях (когда надо поместить пальцы на струнах в сильно уплотненном положении в двойных нотах или в аккорде) приходится ставить пальцы на струну не обычным способом, а ближе к ногтю или к противоположному краю подушечки:
В этом случае третий палец на звуке до следует несколько отодвинуть ближе к струне Ля, чтобы дать место четвертому пальцу, который ставится на баске как можно ближе к краю грифа
Во втором такте третий палец ставится ближе к квинте, а второй палец - к баску.
Ставить пальцы квинтами - второй на третьей-четвертой струнах и третий па первой-второй струнах. Это даст возможность поместить их на грифе в положении, соответствующем чистой квинте.
В следующих примерах надо несколько раздвинуть второй и третий пальцы.
Наибольшие отклонения от первоначальной формы пальцев и положения руки в целом связаны со сложными, комбинированными движениями. К наиболее употребительным видам этих движений, состоящих, в сущности, из сочетания основных движений, относятся:
1. Так называемые "содружественные" движения, например в октавах, хроматических гаммах в терциях и секстах одной парой пальцев, в которых движения пальцев и руки направлены в одну сторону.
2. Противоположные движения пальцев:
а) Одни пальцы ставятся на струны, другие в это же время снимаются:
б) Одни пальцы двигаются вниз, другие - вверх:
3. Смешанные движения, в которых выполняются одновременно различные виды движений (опускание, поднимание, скольжение, перестановка):
К смешанному виду можно отнести сексты (при обычной аппликатуре), в которых одновременно сочетаются скольжение и перестановка пальцев.
Выполнение всех этих сложных движений требует большой гибкости, эластичности без навязывания той или иной формы постановки пальца, положения локтя или другой части руки. Отсюда следует, что нужно воспитывать гибкость, эластичность, способность приспосабливаться к выполнению различных движений уже в период первоначального обучения. Следя за внешней формой "постановки", нельзя упускать из виду "внутренних" мышечных ощущений учащегося.
Учитывая особенности строения рук и пальцев, изучая движения их в занятиях, можно познать закономерности мышечной деятельности у данного учащегося, индивидуальные особенности приспособления к инструменту, умение освобождать и "собирать" мышцы всей руки и отдельных ее частей вплоть до фаланги. Приводить в должный порядок эту мышечную деятельность, воспитывать умение управлять ею должны помочь регулярные упражнения, которые никак не могут рассматриваться как механический процесс без участия волн и сознания. Необходимо помнить, что игра на инструменте, все движения, выполняемые в процессе игры, есть проявление высшей нервной деятельности, направляющей, контролирующей и регулирующей этот процесс.
1. Войку И. Построение естественной системы скрипичной игры. - М., 1930.
2. Львов А.Ф. Советы начинающим играть на скрипке. - СПб.,1859.
3. Очерки по методике обучения игре на скрипке. - М., 1960.
4. Струве Б.А. Профилактика профессиональных заболеваний музыкантов (смычковая группа). - М. - Л., 1932.
5. Струве Б.А. Пути начального развития юных скрипачей и виолончелистов. - М., 1952.
6. Теплов Б. Психология музыкальных способностей. - М. - Л., 1947.