Смекни!
smekni.com

Византийское искусство (стр. 2 из 2)

В XI-XII вв. константинопольские художники работали не только в Византии, популярность их была настолько велика, что они получали приглашения другие страны. В это время были созданы всемирно известные живописные ансамбли и росписи Софии Киевской, собора св. Марка в Венеции, Палатинсксой капеллы в Палермо.

В XII в. были созданы и неповторимые шедевры византийской иконописи. Представление о ее высоком уровне дает знаменитая икона Владимирской богоматери, уже в XIIв. попавшая на Русь и ныне хранящаяся в Третьяковской галерее в Москве. Живописец создал необычайно человечный образ матери, предчувствующей будущую трагическую судьбу своего сына, что достигается скупыми и чрезвычайно точно найденными художественными средствами, среди которых главную роль играют тонкая одухотворенная линия и мягкий приглушенный колорит. Владимирская богоматерь — один из шедевров мировой живописи.

В период правления Комнинов значительное место в убранстве храма играли иконы, местом сосредоточения которых стала алтарная преграда – иконостас. Иконостас отделял «корабль спасения», место нахождения верующих, от алтарь Он представлял собой мраморную или деревянную преграду, состоявшую из колонок, на которых лежал горизонтальный брус - архитрав. Вверху, по центру помещался крест, древний знак Христа, распятого на нем во имя людей. Ниже, в самой плоскости архитрава, помещали либо одну большую икону, либо ряд икон.


3. Византийская культура в XIII – XIV веках

Подъем византийской культуры на рубеже XIII-XIV вв. был обусловлен колоссальным духовным потенциалом и громадной национальной энергией, направленными на восстановление империи, но не как начала новой жизни, а как возврата к некогда утраченному. Например, строительная деятельность ограничивалась реставрацией дворцов, церквей, монастырей.

Рожденное живым чувством народного самосознания, жаждой гармонии, палеологовское искусство, оставаясь в основе своей религиозным, приобрело ряд черт, позволяющих оценивать его как ренессансное. Прежде всего усилилось светское начало, проявившееся в выборе религиозных сюжетов.

Наряду с религиозными сценами стали изображать реальные исторические события, относящиеся к посещению императором того храма, который украшали росписями различных эпизодов его жизни, церемонии погребения. Светскость проявлялась также в заметном изменении иконографического канона при выполнении традиционных сюжетов.

Возросший интерес к античному наследию выразился в первую очередь в появлении архитектурного и пейзажного фона в композициях. В многофигурных сценах архитектуре с ее многочисленными аркадами, балюстрадами, павильонами и ландшафту отводилась очень большая роль. Архитектура и пейзаж играли не столько роль фона, сколько, подобно раме, ограничивали пространство, в котором взаимодействовали герои, и акцентировали внимание на том или ином персонаже.

Новый расцвет византийского искусства приходится на XIV в., время правления династии Палеологов. Выдающимся памятником этого времени являются мозаики церкви Кахрие-Джами в Константинополе. Они отличаются экспрессивностью образов, попытками передать глубину пространства. Но уже в это время Византия сильно ослабла, особенно после разгрома Константинополя крестоносцами в 1204 г Новые художественные веяния не смогли окрепнуть и развиться. В этих условиях лучшие мастера византийского искусства вынуждены были покинуть страну.

Так, творчество Феофана Грека смогло развиться в полную силу только на Руси. В 1453 г Константинополь был захвачен турками, а храм святой Софии превращен в мечеть. Но искусство Византии было распространено и за ее пределами, в государствах, окружавших Византию, торговавших с ней и так или иначе подпадавших под ее художественное влияние. Оно оказало огромное воздействие на художественную культуру стран Балканского полуострова, Южной Италии, Венеции, Армении, Грузии. Плодотворную роль сыграла Византия в развитии художественной культуры Древней Руси.

Под влиянием античных памятников изменилась живописная палитра византийских мастеров, став более разнообразной, направленной прежде всего на передачу эмоционального состояния героя в нарушение того вневременного спокойствия, которое наполняло его ранее. Типичными для палеологовского изобразительного искусства становятся, как и в эллинистических образцах, удлиненные пропорции фигур, отличающиеся особенной мягкостью, пластичностью, лиризмом; светотеневая моделировка ликов и одежд, создающая объем и ощущение материальности; одухотворенные лики с высокими выпуклыми лбами и маленькими носами.

Эмоциональное, жизненное, обладающее особым очарованием искусство раннепалеологовского времени оказалось недолговечным. Годы подъема сменили десятилетия медленного угасания, а надежды уступили место безразличию и пессимизму.


Заключение

Вклад Византии в сокровищницу человеческой культуры был значительным. Своеобразие развития этой страны, специфические черты средневекового строя Византии, длительное сохранение старого уклада определили пути исторических судеб империи и ее культуры. На протяжении всего средневековья Византия была главной хранительницей античных традиций. Опираясь на нее, византийская художественная мысль сумела создать оригинальную целостную изобразительную систему.

Сохранив в центре своего искусства образ человека, византийские художники противопоставляли античной красоте тела духовное совершенство, моральную силу, возвышенную красоту внутреннего мира человека.

Византийское художественное сознание стремилось к универсальному охвату явлений и созданию обобщенной картины мира, используя для этого различные стороны изобразительного и зрелищного искусства.

XV столетие было временем заката византийской культуры. В 1453 г. турки захватили Константинополь, и последний византийский император Константин был убит. С падением Константинополя практически прекратило свое чествование и Византийское государство.

Завершилась почти тысячелетняя история империи, остававшейся не только ной хранительницей античных традиций, но и создавшей свой оригинальный тожественный стиль.

Характерной чертой византийской культуры была ее способность воздействовать на молодые народы в начале средневековья выступившие на исторической арене. Она передала им опыт предшествующих поколений, позволила приобщиться к важнейшим завоеваниям древнего мира, сделала непрерывным ход культурного развития.


Список литературы

1. Емохонтова Л.Г. Мировая художественная культура. Учеб. пособие для студ. пед. учеб. завед. – М., «Академия», 2001. – 544 с.

2. Культурология: Учеб. пособие для вузов. С.В.Лапина, Е.М. Бабосов. – Мн.; ТетраСистемс, - 2006. – 496 с.

3. Малая история искусств. Искусство средних веков. / В.Тяжелов, О.Сопоцинский, - М. – Искусство, - 1975. – 334 с.

4. Оганов А.А. Хангельдиева И.Г. Теория культуры: Учеб. пособие для вузов. – М. ФАИР-ПРЕСС. 2001. – 384 с.