Смекни!
smekni.com

Винсент Ван Гог: судьба и творчество (стр. 3 из 3)

Болезнь подтачивает его изнутри. Он пишет: «Сейчас я не могу сказать ничего другого, кроме того, что всем нам нужно отдохнуть. Я чувствую, что я на краю; такие вот мои дела. Я чувствую, что это моя судьба; я принимаю её и этого уже не изменишь... Будущее затемняется, и я вижу его далеко не счастливым».

У Тео неприятности на работе, он мрачен и раздражителен, неспокойна и Ио, болеет их сын. Приехав к ним в очередной раз, Винсент внезапно и молча покидает их дом. Что же именно произошло в этот день? Это осталось тайной. Возможно, в разговоре с издёрганными братом и его женой ему послышалось что-то такое, что ножом полоснуло по его легко ранимому сердцу; а может с их уст сорвалось нечаянно резкое слово. Кто знает?.. И если б кто-нибудь его остановил! Но свершившаяся судьба, как и история не знает сослагательного наклонения. Винсент изберёт другое решение: в жаркий июньский день, слушая однообразное пение цикад и доверительный шелест листвы, не снеся страданий, он вдруг ... выстрелил в себя! Он сказал брату напоследок: «Тоска не пройдёт никогда» - и скончался. Предсмертное письмо к брату напоминает молитву и реквием по самому себе: «Да, дорогой мой брат, я всегда твердил тебе и повторяю ещё раз.... никогда я не считал тебя обычным торговцем картинами... Через меня ты принимал участие в создании кое-каких полотен, которые даже в бурю сохраняют спокойствие... Мы создали их, и они существуют, а это главное, что я хотел сказать тебе... Что ж, я заплатил жизнью за свою работу, и она стоила мне половины моего рассудка, это так.… Но что поделаешь?» ....

У Тео после смерти брата на время помутился разум. Он вдруг вообразил себе, что это он, его жена и их маленький сын виновны в гибели безмерно любимого брата... Жена увозит его в Голландию, но это не поможет. Через полгода Тео умирает. Со временем Ио перевозит останки мужа во Францию и захоронит в Овере рядом с могилой Винсента. Так они, братья, и по сей день лежат на высоком холме, находясь чуточку ближе, чем жители Овера, к Богу, солнцу и вечной тишине. Что примечательно: оба они, такие при жизни непохожие друг на друга, разные, неодинаково согретые посмертной славой, лежат под совершенно одинаковыми надгробными памятниками. Тот, кому в голову пришла эта простая и поразительно справедливая мысль воздать братьям в равной мере, наверное, тоже обладал, как Винсент и Тео, великим сердцем...


Заключение

Для Ван Гога цвет был инструментом, позволяющим наиболее полно выразить себя, своё отношение к людям и природе, своё понимание жизни. Он, по его словам, стремился «выразить мысль излучением светлого тона на тёмном фоне, надежду - звездой, горение - лучами заходящего солнца». Фантастическим сплавом сияющих красок притягивают «Красные виноградники Арля» - единственная купленная при жизни картина. Можно только удивляться, что этот человек, чья жизнь казалась со стороны такой же нелепой, как и его внешность, мастер, живший «беднее бедного старика» и закончивший свой земной в лечебнице для душевнобольных, мог увлечься Рубенсом - этим жизнерадостным «живописцем королей». А тайна была проста: молчаливый, угловатый парень, впервые в 26 лет взявший в руки кисть и мечтавший «нести людям добро через искусство» понял выразительную силу цвета, которому подвластно отражать чувства, влиять на них, дарить людям надежду и радость. Но драматическая судьба Ван-Гога будто возродилась в его картинах. Художнику, которому было отказано в любви, дружбе, а то и просто в человеческом участии, теперь изменяют краски. Из 200 картин, хранящихся в музее Ван-Гога, пострадали несколько десятков, особенно пострадали «Персиковые деревья в саду», «Портрет доктора Гаше», «Розовый сад» и «Белый сад».

Открытие, выстраданное опытом художника, обернулось бедой для искусства: под воздействием света картины утрачивают свой сочный колорит. За что же он так наказан судьбой даже в его произведениях?! «Я заплатил своей жизнью за искусство». Но, даже изменившие цвет картины, остаются великими творениями художника.


Литература:

1. В. Раздольская. Искусство Франции второй половины Х1Х века.. Ленинград. 1981.

2. Карл Ясперс. Ван-Гог., пер. с немецкого Ноткиной С.// Звезда. С-П. 1998г. № 12.

3. Анри Перрюшо Жизнь Ван-Гога /пер. с франц. С. Тархановой. Ю. Яхниной. М.: « Радуга». 1987г.

4. Дмитриева Н. А. Винсент Ван Гог. М.1980.

5. Мудина Е Н. Ван Гог. М. 1973.

6. Петрачук О. К. Рисунки Винсента Ван Гога. М. 1974.

7. Борисова Е. Свет Ван Гога. // Эхо планеты. 1992. № 30.


1. Анри Перрюшо.Жизнь Ван Гога.М. 1987, стр.234.

1 Карл Ясперс, Ван-Гог/. пер.с немецкого Г. Ноткина. С-П. Звезда, 1998, № 12. стр. 136,

2 стр. 137, то же.

3

4 Анри Перрюшо. Жизнь Ван-Гога. М. 1987, стр. 180.

5 Карл Ясперс. Ван Гог.// Звезда. Спб. 1998, стр. 132.

6 Раздольская В .Искусство Франции второй половины Х1Х века. Л. 1981. Стр.314.

7 Борисова Е. Свет Ван - Гога // Эхо планеты . 1992. № 30. стр.148