Министерство образования и науки Российской Федерации
Сыктывкарский государственный университет
Факультет психологии и социальной работы
Кафедра социальной работы
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине: Культурология
Тема: Винсент Ван-Гог: судьба и творчество
Выполнила: студентка гр. 7210
Курс II
форма обучения: заочная
Преподаватель
Сыктывкар, 2007
Содержание
Введение
1. Все дети как дети, а старший…
2.Великий художник
3.На краю черты
Заключение
Литература
Введение
Трудно переоценить роль Франции в развитии западноевропейской культуры нового времени. Многие самые яркие художественные явления в течение долгих лет рождались на берегах Сены - в Париже, рождались и становились достоянием всего культурного мира. Но никогда ещё художественная жизнь не была столь драматичной, столь насыщена напряжёнными столкновениями. В них по-своему преломлялись историческая сложность эпохи, глубокие социальные сдвиги, политические потрясения, под знаком которых родился и развивался Х1Х век. Это было время блистательных успехов науки и ошеломляющих технических завоеваний. Человек познавал мир, учился управлять силами природы и подчинять их себе. И всё же, несмотря на многочисленные войны и революции, политическую нестабильность - это был век прогресса. Художественная культура того времени чрезвычайно неоднородна, отличается многообразием стилистических течений.
Винсент Ван-Гог не принадлежит по рождению к французской художественной школе, но его искусство неотделимо от неё, хотя лишь последние пять лет его короткого творческого пути были связаны с Франции. Творчество Ван-Гога было особенно близким тревожному сознанию людей в первые бурные десятилетия ХХ века и оказало сильнейшее влияние на многие художественные тенденции эпохи, в частности, на фонизм и особенно на экспрессионизм. Современники не признали в Ван-Гоге никаких достоинств, и поэтому он, как Сезанн и Гоген, адресовал своё искусство будущим поколениям: «То, над чем я сейчас работаю, должно найти себе продолжение не сразу и не сейчас. Но ведь найдутся же некоторые, которые также верят во всё, что правдиво. А что значат отдельные личности? Я ощущаю это так сильно, что склонен историю человечества отождествлять с историей хлеба: если не посеять в землю, то, что же тогда молотить?..»1
Все дети как дети, а старший...
В семье лютеранского пастора Ван-Гога растут шестеро детей. Все они не отличаются особой жизнерадостностью и общительным характером, но самый из них замкнутый и непредсказуемый, несомненно, старший сын Винсент. Исходный характер его необычен. В юности он склонен к уединению, к самоизоляции и то же время постоянно испытывает сильнейшую потребность в любви и обществе. Он не слишком умел ладить с людьми. «Ван Гог, очевидно, вызывал смех своей манерой поведения, поскольку он поступал, думал, чувствовал и жил не так, как другие в его возрасте... выражение его лица всегда было несколько отсутствующим, в нём было что-то задумчивое, глубоко серьёзное, меланхолическое. Но если он смеялся, то смеялся сердечно и весело, и всё лицо его тогда светлело.»1 Он много читает, любит рисовать, часами в одиночку бродит по безлюдным пустошам и торфяникам Брабанта (провинция Голландии), но часто бывает неприветлив и груб. Лишь младшего брата Теодора (Тео) он допускает в тайники своей души. Их дружба - загадка для родителей. Сыновья так непохожи: Винсент с его взрывным темпераментом, упрямый, дерзкий; и Тео - добрый, послушный, любивший, как большинство голландцев, больше слушать, чем говорить... В общем, у пастора и его благонравной жены все дети как дети, а старший?! Да, он неглуп, любознателен, но он мучается и не знает, что ему надо в жизни. Глубоко религиозный уже в юности, он так и будет до самого конца руководствоваться во всех поступках неким религиозным чувством - без церковности и догматики. Он долго не имел никакой сформулированной цели, ни профессии, тем не менее, у него было некое сознание судьбы, которая его ведёт. Некоторое время он работает торговцем картинами в Лондоне, затем - в Париже, однако из-за нерадивого отношения к делу и невежливого обращения с покупателями хозяева фирмы увольняют его. Он пробует себя в роли воспитателя детей, христианского проповедника. Но за что ни возьмётся, всё делает с каким-то надрывом, без чувства меры. К примеру, проповедуя Евангелие среди углекопов, он тут же раздаёт самым бедным из них свои деньги, имущество, громко выражая недовольство их положением. Для Ван Гога это время ужасных мучений: «У меня сейчас только одна мысль: для чего я могу быть пригоден? Могу ли я вообще кому-то помочь, каким-то образом быть полезен?»2 А тут вдруг занялся живописью, чем вызывает недовольство людей - ведь нет ни таланта, ни чувства красоты, У него что ни рисунок, что ни картина - всё какая - то грубятина: стоптанные башмаки, бугристые картофелины, сломанное бурей дерево.3 Рыжеволосый, с нелюдимым колючим взглядом, сам весь словно топором сколоченный, неуклюжий, он не нравится девушкам. Работая в Англии, влюбляется в дочь хозяйки квартиры. Но ужасно надоедает ей излияниями своих чувств, она выходит замуж за другого. Вернувшись в отчий дом, он не находит ничего лучшего, как влюбиться в свою кузину Кее. Но ей он тоже не нравится. Чтобы избавится от его назойливых ухаживаний, она уезжает в другой город. Но Винсент осаждает её и там. Когда Кее, не желая его видеть и слышать, выбегает из дома, упрямец подносит руку к пламени керосиновой лампы и просит родителей Кее дать ему побыть с любимой столько, сколько он вытерпит, держа руку над пламенем... Вскоре после этого он берёт к себе нищую и опустившуюся беременную женщину, переносит на неё и любовь и заботу, но позднее, мучительно переживая печаль этой тягостной жизни с совершенно грубым и склонным к интригам существом, расстаётся с ней. Вся семья в ужасе от его поведения и его образа жизни: спит, когда и сколько хочет, давно не стриженный и небритый, ходит, позоря родителей, в чём попало. Сначала в хоре осуждающих слышен и голос Тео, но позже он начинает внимательнее присматриваться к брату, пытается оправдать вызывающие поступки старшего брата, жизнь и работа помогают ему глубже понять своего брата. Работая в фирме по продаже картин, он посылает бедствующему старшему брату пятьдесят франков. Для Винсента, странствующего по городам и весям Голландии, Бельгии, Франции, полуголодного, полураздетого, малыми неразумными детьми и самодовольными обывателями осыпаемого насмешками, эти деньги - намного больше, чем деньги! Это для него, прежде всего светлый знак того, что в безжалостном мире он не одинок. Следует отдать должное Винсенту: в жизни он умеет довольствоваться малым, стойко переносит холод, сырость, аппетит отбивает непрерывным подсасыванием трубки с табаком. К самому себе Ван Гог относиться «адекватно»: он хочет иметь хорошее здоровье, но «доводит себя до ручки» плохим питанием. В одном из писем брату он пишет: «Мои кости изношены. Мой мозг совсем спятил и уже не годиться для жизни, так мне впору уже бежать в дурдом». Но от чего он может заболеть и умереть, так это от ощущения своей ненужности. Тяжелее и невыносимее для него чувства не существует. Отныне младший брат берёт старшего под защиту и этому посвящает свою жизнь, он становится его ангелом хранителем. Их переписка продолжается восемнадцать лет, иногда Винсент пишет по два письма в день. Он пишет брату: «...Картинами я хотел бы выразить нечто утешительное, подобное музыке...». Говорят, природа ничего просто так не даёт - обязательно при этом что-нибудь отнимет. Природа даёт Винсенту могучий дар живописца, наделяет его проницательным умом, железной силой воли, всем, что потом заставит весь мир произносить его имя с трепетом и уважением. Но она обделит его смекалкой и житейской хитростью, умением зарабатывать деньги. К примеру, богатый родственник заказал ему серию рисунков с видами Гааги, а он рисует Гаагу бедных кварталов; другому богачу приглянулась его картина, он готов дать ему за неё хорошие деньги, но он не хочет делать её предметом торга и просто дарит. Следует отдать должное Винсенту: в жизни он умеет довольствоваться малым, стойко переносит холод, сырость, аппетит отбивает непрерывным подсасыванием трубки с табаком. К самому себе Ван Гог относиться «адекватно»: он хочет иметь хорошее здоровье, но «доводит себя до ручки» плохим питанием. Таких примеров можно привести много. За десять лет занятия живописью Винсент создал более 800 полотен, сотни и тысячи рисунков. Сегодня все музеи мира, обладающие работами Ван Гога, гордятся этим так же, как монархи количеством и величиной алмазов в своей короне. Картины его идут на аукционах за десятки и сотни долларов. Сам же он не заработал на своих картинах ни цента. На что он жил все эти годы? Он существует на помощь брата, Тео посылает ему деньги, шлёт книги, краски, литографии... Конечно, все эти годы Винсент мучается тем, что находится на полном содержании брата. Но при всём своём уме и жизненном опыте он наивен и верит, что когда-нибудь придёт день и он разбогатеет, вернёт Тео всё, что задолжал, и даже больше. Иногда он впадает в отчаяние, и, желая хоть чем-то отблагодарить брата, ставит на своих картинах его имя...
Винсент, Винсент... Великий Художник, Великий Творец ...
Художественный путь Ван Гога спрессован в одно десятилетие. Десять лет каторжного труда, сомнений, поисков, разочарований. «Искусство - это борьба...», чтобы постичь его тайны «... надо спустить с себя кожу ...», «надо работать как несколько негров...», «лучше ничего не делать, чем выражать себя слабо…» — какая самоотдача, какое потрясающее чувство ответственности за свою работу! Даже нищета становится стимулом к творчеству: «... мы должны принять одиночество и бедность...» Это один Ван Гог. Но есть и другой: изверившийся в возможности победы, познавший крушение надежд, поражённый несправедливостью судьбы в самое сердце. «...Мы, художники современного общества, - только разбитые сосуды», «.. нужно молчать! Ведь никто не принуждает тебя работать», «.. жизнь моя подсечена у самого корня, и моя поступь колеблется». Есть и ещё один Ван Гог - заступник за всех обездоленных, не знающий компромиссов с совестью, раз и навсегда решивший, по какую сторону баррикады должно находиться его искусство: «Я предпочитаю писать глаза людей, а не соборы... человеческая душа, пусть даже душа несчастного нищего или уличной девчонки, на мой взгляд, гораздо интереснее..».4 Нужно обязательно упомянуть о ещё одной проблеме искусства Ван Гога - о проблеме психологизма, его особенном методе познания действительности, о чисто «вангоговской одушевлённости». Дышать, чувствовать, двигаться могут куст, горы, дерево, дорога - у Ван Гога страдают даже камни. Вот почему малое и великое зачастую взяты у него в одинаково огромном художественном масштабе. Но самой существенной стороной этого метода было то, что мерилом всего, началом начал неизменно оставался человек. Психологизм как важнейшая сторона художественного видения Ван-Гога был не чем иным, как практическим выражением его гуманистического миропонимания. Искусство Ван-Гога воплотило всю сложность его мироощущения: острое чувство красоты мира, жажду добра, света, духовной общности с людьми и в то же время мучительное сознание несовершенства действительности, страстное сочувствие человеческим страданиям и с каждым годом нарастающее ощущение безмерного одиночества.