Министерство образования Хабаровского края
Краевое государственное учреждение
Среднего профессионального образования
«Хабаровский педагогический колледж»
ПЦК технологии, дизайна и рекламы
Витражное искусство. История и современность
Выпускная квалификационная работа
Выполнила:
Душечкина Анна Юрьевна
Специальность 050503 Технология
Курс 4, группа 341т
Очная форма обучения
Научный руководитель:
Размыслович Любовь Александровна
Преподаватель технологии
ВКР защищена
«____» __________________2009г.
Оценка _______________________
Хабаровск
2009
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение……………………………………………………………………...……3
Глава IХудожественное своеобразие витражного искусства………………….7
1.1Исторические особенности росписи по стеклу…………………………..…7
1.2Современные направления и приемы работы в технике витража………..18
1.3 Витраж в современной квартире…………………………………………....25
Глава IIОпытно-экспериментальная работа по изготовлению декоративных панно в технике витража …………………….…………………………………31
2.1 Экспериментальная работа по освоению различных приемов росписи по стеклу.………………………………………………………………………...…..31
2.2 Технология изготовления триптиха «Город, наоборот» в технике росписи по стеклу………………………………………………………………………….35
2.2Методические рекомендации для организации кружковой работы в технике росписи по стеклу…………………………………………...................38
Заключение……………………………………………………………………….45
Библиография…….…………………………………………………………..…..48
Приложение………………………………………………………………………50
Введение
Художественный витраж – это особый вид монументально-декоративного искусства. Интересный сам по себе, он приобретает огромную выразительность в сочетании с другими видами изобразительных искусств, особенно с архитектурой. Богато его прошлое, безграничны его перспективы, неисчерпаемы его творческие возможности. В последнее время дизайнеры интерьеров в своей работе все чаще применяют витражные элементы.
Художественные витражи, применявшиеся главным образом для декорирования церковных зданий, сегодня все глубже проникают в жилые и общественные здания. Религиозную тематику витражей все больше дополняет светская, отражающая современные течения в культуре и искусстве. Витражи в виде узоров, различных композиций или картин выполняются из цветных или бесцветных стекол, с росписью отдельных деталей или всей плоскости, с применением красок или же без них. Витражи, состоящие из отдельных деталей, усиливаются свинцовой лентой, монолитные стекла арматуры не требуют. Витражи выигрывают не только от яркого солнечного света, но и от мягких тонов заката и сверкающих вечерних огней.
Много различных витражей сохранилось в мире, созданных выдающимися живописцами, художниками и мастерами. Немало красивейших витражей создано руками мастеров, чьи имена остались неизвестными. Художник принадлежит своей эпохе, но произведения искусства часто перерастают свою эпоху, становятся вечными. Подобные витражи-шедевры сохранились во Франции, Германии, Италии, Швейцарии, Англии, Нидерландах, Чехословакии, Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге и других странах.
Для знакомства с техникой и художественными приемами росписи по стеклу нами были рассмотрены следующие источники таких авторов: Саламатов Ю.П. ,Майкл Виггинтон,Игорь Клисов,СИ. Козлова, Е.Л. Козлова, Гусарчук Д.М., Корчинова О.В., Павловский В.В.
Данные авторы свидетельствуют о том, что с помощью красок для росписи по стеклу VETRO COLOR фирмы "FERRARIO" стала возможна яркая роспись стекла без применения сложных высоко-температурных технологий. Краски великолепно подходят для росписи окон, стеклянных предметов освещения, а также для другой прозрачной росписи в интерьерах. Цветовая гамма представлена 24 тонами, некоторые цвета имеют кроющие свойства. Для получения новых оттенков их можно смешивать друг с другом, а для высветления применить бесцветное средство, имеющее тот же состав, что и прозрачная краска. Краски имеют жидкую консистенцию, что обеспечивает получение ровной поверхности, устойчивы к выцветанию, не смазываются, погодостойкие (после лакирования), выпускаются в пластиковых флаконах 50 мл с завинчивающейся крышкой. Для работы желательно использовать кисти высокого качества.
В педагогике существует проблема освоения школьниками современных направлений декоративно-прикладного искусства, результаты которых могут быть использованы в интерьере собственного дома.
Актуальность данной проблемы состоит в том, что роспись по стеклу является на современном этапе очень востребованным видом декоративно-прикладного искусства, среди профессиональных художников и людей увлеченных художественным и декоративным творчеством.
Это направление очень интересно разнообразием своих техник выполнения и приемов работы. Изделия, выполненные художественной росписью занимают почетное место в наших домах среди других творений человека, потому что они являются уникальными, оригинальными и неповторимыми. Назначение витражей и изделий из стекла разнообразно: они являются богатым декоративным украшением зданий и отдельных помещений, заменяют оконные стекла и дверные филенки, пропускают свет и дают возможность изолировать помещения первых этажей от посторонних взглядов.
В наше время очень популярны витражные вставки для мебели, а также декорирование витражным стеклом ниш, перегородок, дверей и потолков. Очень часто в интерьере наших домов стали появляться и другие декоративные изделия в технике росписи по стеклу. Это все возможные вазы для цветов, посуда, люстры и бра выполненные в этой технике, фоторамки с элементами художественной росписи и многое другое.
Тема работы: Витражное искусство. История и современность.
Основная цель работы заключается в освоении технологии изготовления витражных панно для интерьера. Для реализации цели нами решались следующие задачи:
-изучить особенности витражного искусства в историческом аспекте;
-рассмотреть современные направления и виды в технике витраж;
-ознакомиться с вариантами использования техники витража в современном интерьере;
-провести эксперимент по освоению различных приёмов росписи стекла;
-разработать методические рекомендации по организации внеклассных занятий с детьми в технике росписи по стеклу;
-разработать технологическую документацию к изготовлению декоративных панно в технике витража;
- произвести экономический расчет стоимости и себестоимости готового изделия.
Предмет исследования: процесс изготовления триптиха «Город, наоборот» в техники росписи по стеклу.
Объект исследования: Декоративно-прикладное искусство.
Были использованы следующие методы исследования:
-Теоретические: Была проанализирована и изучена специальная и методическая литература.
-Эмпирические: были рассмотрены и освоены технологические приемы росписи по стеклу, что позволило выявить выразительность изделия и изготовить триптих «Город наоборот».
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что изучены исторические и современные особенности витражного искусства.
Практическая значимость в том, что разработаны методические рекомендации кружковой работы в технике мозаика, которые позволят овладеть учащимися интересным и увлекательным декоративно-прикладным направлением.
Работа состоит из: введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения. В первой главе раскрываются исторические аспекты витражного искусства, современные приемы и техники росписи по стеклу а так же применение витража в интерьере. Во второй главе проводится опытно-экспериментальная работа по изготовлению триптиха в техники росписи по стеклу.
Глава IХудожественное своеобразие витражного искусства
1.1 Исторические особенности росписи по стеклу.
Впервые витражи появились в католических храмах, в первом тысячелетии. Стекло было не совсем прозрачным. Один из самых первых и известных витражей был обнаружен в монастыре Святого Павла в Англии. Он датируется 686 годом нашей эры. В двадцатом веке археологи обнаружили стеклянные фрагменты изображения Иисуса Христа с крестообразным нимбом, дата изготовления которого относится примерно к 540 году нашей эры.
Флаконы, найденные в египетских гробницах, остекления богатых римских домов, витражи готических соборов, оранжереи дворцов начиная с эпохи Возрождения и до XIX века, здания из металла и стекла, облицовки современных зданий, залитое внутрь гончарных изделий, дутое, отлитое на столе, вертикально-тянутое, изготовленное флоат-способом на расплаве олова.… Таков путь стекла в истории людей и их архитектурных творений.
Готическая архитектура, первый возраст. Этот расцвет гения зодчих, позволила создавать широкие проемы благодаря каркасной системе, обеспечившей перенос веса конструктивных элементов на основание. Для формирования архитектурно-пространственной среды небывалых по высоте и обширности интерьеров соборов требовались легкие ограждения, пропускающие свет. Именно таким образом стеклянная архитектура вошла в историю человечества. В это время стекло было известно уже в течение трех веков. Оно было открыто в восточном Средиземноморье, вероятно, вследствие случайного смешивания кремнезема со щелочной золой под гончарными печами, расположенными на песчаных берегах рек. Люди сразу заметили особенную красоту стекла, также как и его главные физические свойства, и научились их использовать.
Это вещество, образованное из песка — наиболее распространенного материала планеты, — имело почти волшебные качества (зернистая масса могла быть преобразована в тягучую жидкость, которая при охлаждении превращалась в твердый материал, прозрачный и сверкающий) и бесчисленные возможности применения: от изготовления сосудов до создания декоративных предметов. [ 1, с 14]