Сейчас возможности для создания семейных библиотек кардинально изменились. Большинство городских жителей улучшили жилищные условия. В квартирах новой планировки предусмотрены даже комнаты-библиотеки. Издаётся очень много названий, типов и видов книжной продукции. Функционируют книжные интернет-магазины, действует развитая система заказов по каталогам, прайс-листам и т.п. Но, с другой стороны, книги очень дороги (не в сравнении с западными странами, а в соотнесении с нашими кошельками), тиражи резко сократились, исчезла сеть книжных магазинов, особенно в сельской местности. А, главное, информация о книгах, готовящихся к печати, выпущенных, имеющихся в продаже мало доступна для большинства населения.
Тем не менее, книги для детей покупают. Какие?
А ведь всё те же! Сказки, классику, книги по школьной программе, энциклопедии, справочники. Для подарков покупают альбомы, богато иллюстрированные сборники сказок, тома энциклопедий. И… книги тех авторов, которые знакомы покупателю (маме, тёте, крёстной) по впечатлениям собственного детства.
А как же новые авторы, новые темы, новые взгляды, новые реалии современной жизни?!
Вот тут бы и выступить средствам массовой информации. Рассказывать по радио, показывать по центральным каналам телевидения в удобное для граждан время. Информация о книгах, о книжной культуре, о культуре чтения должна накапливаться капля по капле, как витамины в живом организме. Тогда через некоторое время эти накопления станут жизненно важными, т.е. начнут оказывать благотворное влияние на общественный организм.
Пока же единственно реальный источник информации о том, что лучше почитать в том или ином возрасте, зимой или летом – это – библиотека. В детской библиотеке создано и «золотое ядро» книг для детей и подростков, и представлены лучшие из книжных новинок. Учителя и родители могут всегда справиться о том, чем интересуются дети, ответы на какие вопросы они ищут в книгах. Нельзя рассчитывать на помощь родителей в руководстве чтением, если они не знают детской литературы.
Все мы понимаем, что без поддержки семьи в воспитательной и образовательной работе не обойтись.
Почему семейное чтение «ушло» в прошлое? Что может сделать библиотека, чтобы его «вернуть»
Определенный отпечаток накладывают сформировавшиеся в последние годы стереотипы отстраненности библиотеки от семьи. Библиотека оценивается, с одной стороны, как учреждение, неспособное удовлетворять потребности семьи в информации, с другой, – на библиотеку возлагается полностью ответственность за организацию детского чтения.
Формирование семейного «читательского поля» – важная проблема, особенно в ранний читательский период, называемый «библиотечным возрастом» ребенка. Первые попытки привлечь ребенка в библиотеку, к чтению книг совместно с родителями начинаются тогда, когда ребенок 5–7лет воспринимает литературные произведения с голоса, Процесс восприятия книги, вообще литературного поиска закладывается в семье. Этот тезис один из главных в организации семейного чтения.
Препятствия развитию интеграционного чтения: родители, которые не любят читать и не читают сами, не осознают важность чтения, чтение воспринимается как неприятная повинность; плохие основополагающие навыки: если навыки чтения родителей недостаточно развиты, они менее уверенны в себе и не в состоянии помочь своим детям учиться читать.
Очень мешают экономические и финансовые барьеры: бедность, плохие жилищные условия, проблемы со здоровьем и безработица – эти факторы содействуют тому, что чтение начинает восприниматься как излишняя роскошь, а не как насущная потребность. Культурные барьеры: по языковым причинам, различиям в культурных традициях и экономическом положении, некоторые сообщества не воспринимают привычку читать, как часть их культуры. Институциональные барьеры: потребности людей могут не учитываться учреждениями и организациями, которые призваны их поддерживать и обеспечивать, поскольку школы и библиотеки оказались не способны наладить с ними сотрудничество.
Чтобы преодолеть эти препятствия и барьеры, эффективная модель семейного чтения в любой стране должна включать следующие условия:
– родители и воспитатели должны находить время для чтения с детьми;
– значение чтения ради удовольствия должно признаваться школой и семьей, как важная часть процесса обучения чтению;
– дети и подростки должны не стесняться показывать, что им нравиться читать;
– чтение дома должно поддерживаться и поощряться школой, библиотекой и местным сообществом.
Наконец, как заявляет Национальный трест грамотности, успешная модель семейного чтения это когда все семьи считают чтение важной частью повседневной жизни и частью культуры их дома. Дети, подростки и взрослые любят чтение за радость, которую оно способно доставить. Они расценивают чтение как важнейший источник информации и удовольствия.
Как библиотека способствует и может способствовать развитию семейного чтения
Сегодня, когда экономические трудности коснулись каждой семьи, хорошая, умная книга, семейное чтение должны снова объединить людей, вдохнуть любовь в сложные человеческие взаимоотношения.
Библиосоциальная работа с семьей, как считает Р.А. Трофимова, должна начинаться с выработки стратегии, т.е. определения и реализации долговременных, наиболее важных целей и задач. Среди первоочередных планируется и реализуется глубокое изучение самой проблемы в широком масштабе обращается внимание не только на проблемные характеристики семьи, но и их дифференциацию по категориям (молодая семья, вторичная, неполная, однополая, многодетная, бездетная, пожилая и т.д.).
Такая деятельность библиосоциальных работников значительно расширяет основное содержание работы с семьей и позволяет иначе взглянуть на функции библиотек как социальных учреждений. Так, информационная функция включает:
1.сбор сведений о различных типах семей на обслуживаемой территории, классификацию их проблем и потребностей, вычленение и поиск инстанций, способных помочь семье;
2. определение характера запроса и реального положения дел в семье;
3.информирование семьи о ее праве на поддержку, формах и условиях ее получения, о специалистах (или, например, о кризисном центре для женщин), которые могут наиболее эффективно помочь в решении семейной проблемы;
4.анализ фонда библиотек через призму проблем клиентов и создание аналитических списков литературы.
Сравнительно недавно исследования чтения значительно расширились и стали рассматривать также то, как социальные условия влияют на читательские способности. Ныне признано, что развитие навыков чтения происходит не только в классах, но и в сообществе: в семье и окружающем обществе.
Международные исследования убедительно доказывают, что объединение усилий молодых людей и членов семей, при котором соединяются разные языки, различные уровни грамотности и культурные обычаи, почерпнутые из различных контекстов, способствует увеличению эффективности программ семейного чтения. Многие исследования, посвященные подобным программам, основаны на реальных условиях в мире, иными словами, на условиях, существующих за стенами школ, когда старшие помогают обучению детей и в свою очередь тоже повышают свое образование что, правда, не всегда учитывается и замечается в школе. В исследовании 2005 года, посвященном традиции устных рассказов в латиноамериканских семьях, доказано, что среда, в которой растут дети, способна внести вклад, не менее значимый, чем школа». А по сему учитель должен постараться понять, что он (или она) лишь посредник (пусть и очень важный), направляющий образование юной личности, лишь один из многих взрослых в окружении ребенка, где и происходит его образование.
Чтобы понять принципы исследования семейного чтения, необходимо иметь общее представление о методах, которые при этом используются.
Во-первых, большое количество исследований семейного чтения и семейной грамотности основано на применении этнографических методов. Этнография – это – по сути «портрет людей» и исследование культуры. Используя наблюдение, участие, сравнение и противопоставление, мы способны анализировать и изучать иные жизненные уклады и сравнивать их с нашими собственными. В применении к исследованию грамотности, такой метод дает исследователю возможность рассматривать грамотность и чтение не в замкнутом пространстве школы, но как деятельность, которую возможно наблюдать, которой можно учиться и которую можно использовать в обществе, и которая ведет к формированию социальной и культурной идентичности.
Во-вторых, последние двадцать лет исследователи инициатив во семейному чтению часто критиковали использование в данных программах, как правило, «дефицитной модели». Т.е. семьи иммигрантов и беженцев обучались по традиционной модели, при которой информация передается лишь в одном направлении: от школы к родителям, а затем к детям. Ауербах, например, указывает, что это приводит к многочисленным неверным предположениям (допущениям), которые в свою очередь ведут к созданию дефицитной модели.
«Первое предположение – это мнение о том, что учащиеся из малых лингвистических групп представляют семьи, где образование не ценится и не поддерживается. Второе предположение состоит в убеждении, что семейная грамотность это процесс, движущийся лишь в одном направлении, как передача навыков от родителей к детям. В-третьих, эта модель предполагает, что успех определяется способностью родителей поддерживать и развивать дома усилия школы. В-четвертых, считается, что школьные программы не безупречны, и от семьи зависит окончательный успех обучения. В-пятых, согласно данной модели личные проблемы родителей мешают созданию положительных условия для семейной грамотности.
Опасность заключается в том, что, если эти предположения не подвергнуть критическому анализу, они способны оправдать создание такой модели, по которой жертва сама окажется виновной в своем незнании, а проблемы, связанные с грамотностью, будут расцениваться как семейные упущения.