Наиболее выдающийся английский поэт середины XVII в.–Джон Милтон (1608–1674), активный участник и идеолог буржуазной революции; к периоду назревания революции относится становление его идейных и эстетических позиций. Получивший прекрасное гуманистическое образование, завершенное во Франции и Италии, поэт отказывается от посвящения в сан священника и отвергает господствующую англиканскую доктрину. В его творчестве ранних лет отсутствуют характерные для Возрождения эротические и гедонистические мотивы. Оно отличается идейной значительностью и философской глубиной. Поэзия его двойственна: в ней соединяются черты ренессансного гуманизма и пуританской религиозности. В 30-е годы Милтон создает пьесу-маску «Комус» и элегию «Лисидас», где звучат уже политические мотивы неудовлетворенности общественным устройством, критика англиканской церкви. Эти мотивы его творчества получили дальнейшее могучее воплощение в период буржуазной революции, которая знаменовала собой новый этап в развитии английской культуры.
В XVI–XVII вв. ведущую роль играют не местные, а приезжие мастера, среди которых были такие выдающиеся художники, как Г. Гольбейн Младший, а в XVII в. – А. Ван Дейк. Главной линией развития живописи в Англии стало искусство нового ренессансного жанра – портрета. Восторжествовало, однако, холодное, условное мастерство парадного придворного портрета, прославлявшее короля и знать. Наибольших достижений английские художники добились в портретной миниатюре, истоками которой стали традиции книжной миниатюры и творчество Г. Гольбейна. Н. Хиллиард (ок. 1547–1619), живописец и ювелир, придворный художник Елизаветы и Якова I, дал не только образцы тонких индивидуальных характеристик своих моделей, но и попытался теоретически осмыслить специфику искусства миниатюры. Высоким мастерством отличались работы А. Оливера (ок. 1556–1617). С необычной для миниатюры энергией создавал портреты Кромвеля и других деятелей Английской революции С. Купер (1609–1672), творчество которого противостояло шаблонам придворного портрета.
Народное творчество претерпело в XVI–XVII вв. мало изменений. В традиционных и очень ценимых в народе гончарных изделиях, покрытых глазурью, по-прежнему широко использовали изображения зооморфных и растительных форм, в том числе фантастических. Народные вкусы ярко проявились в искусстве лубка, популярных гравюрах на меди. Его расцвет, как и максимальная насыщенность антифеодальными и антицерковными мотивами, связан с периодом Английской буржуазной революции.
В XVI в. Англия пережила полный переворот во всех областях экономической и социальной жизни, превратившей ее из страны феодальной в классическую. На этот период и приходится в Англии необычайный расцвет во всех областях мысли и творчества. Характерной чертой этого периода Возрождения было развитие гуманизма – изображение в искусстве реального мира, человека, живущего в этом мире. Первым представителем гуманизма в Англии стал родоначальник утопического социализма Томас Мор.
Особенно важной вехой в развитии английской литературы этого периода было творчество великого драматурга и поэта У. Шекспира, который до сих пор остается непревзойденным мастером изображения всей сложности духовного мира и чувств человека. Творчество Шекспира отличается своей масштабностью – чрезвычайной широтой интересов и размахом мысли. В его пьесах нашло отражение огромное разнообразие типов, положений, эпох, народов, общественной среды. Шекспир изображает расцвет человеческой личности и богатство жизни со всем изобилием ее форм и красок, но все это приведено им к единству, в котором господствует закономерность.
Начало новой философии, еще объединявшей в те времена естественные и гуманитарные дисциплины, положил Френсис Бэкон (1561–1626). Его творчество сочетает в себе черты поздней ренессансной науки и принципы, характерные для философии эпохи ранних буржуазных революций. Разносторонность его интересов и дарований весьма широка: он был юристом и дипломатом, политиком и оратором, философом, литератором, историком. В ряде своих трудов он выдвинул философскую программу развития естествознания.
Самым главным в настоящее время является то, что культура Великобритании – это часть государственной политики, в которой обозначены проблемы, четко сформулированы главные цели, определены принципы культурной политики и приоритеты работы. Культурное наследие Великобритании является приоритетом государственной политики.
1. Англия XVII в.: идеологии, политика, культура / Под ред. Г.Р. Левина, С.Е. Федорова. – Л., 1990.
2. История культуры стран Западной Европы в эпоху Возрождения. – М., 1999.
3. Культурология: История мировой культуры: Учеб. пособие / Г.С. Кнабе, И.В. Кондаков, Т.Ф. Кузнецова и др.; Под ред. Т.Ф. Кузнецовой. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.
4. Селезнев Н.А. Феодальное государство и право Англии. – М., 1983.
5. Сенченко И.А. Государство и право, история и культура Великобритании и США. Конспект лекций. – М.:Приор, 2005.
6. Штокмар В.В. История Англии в средние века. – СПб, 2000.
[1] Англия XVII в.: идеологии, политика, культура / Под ред. Г. Р. Левина, С. Е. Федорова. - Л., 1990.С.34.
[2]Селезнев Н.А. Феодальное государство и право Англии. - М., 1983.С.134.
[3] История политических и правовых учений: Учебник/ Под ред. О.Э. Лейста. - М.: Юридическая литература, 1997. С.34.
[4] Культурология: История мировой культуры: Учеб. пособие / Под ред. Т. Ф. Кузнецовой. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. С.78-89.
[5] Сенченко И.А.Государство и право, история и культура Великобритании и США. Конспект лекций.- М.:Приор,2005.С.98.