Смекни!
smekni.com

Влияние права на развитие культуры США (стр. 3 из 3)

Информационное агенство США (ЮСИА)

ЮСИА является одним из наиболее действенных инструментов осуществления внешней культурной политики американского правительства, обеспечивая ее идеологическую составляющую, которая, как было показано ранее, представляет собой неотъемлемую черту этой политики. Как считают многие аналитики, именно благодаря эффективной деятельности ЮСИА СССР проиграл “холодную войну”, которая была выиграна Америкой, по их мнению, прежде всего на идеологическом уровне, в сфере культурной пропаганды. Здесь мы сталкиваемся еще с одним термином, относящимся к понятию внешней культурной политики и составляющим его целостность – термином “публичная дипломатия”. Публичная дипломатия – это информирование международной общественности, поддержание контактов с другими народами в сфере образования и культуры, нацеленное на создание привлекательного образа своей страны. По признанию самих американцев, публичной дипломатией они занимаются с конца 1940-х гг..

Итак, в пик “холодной войны” - в 1953 г. декретом президента Дуайта Эйзенхауэра учреждается правительственное Информационное агентство США (ЮСИА), пропаганда за рубежом возводится в ранг государственной политики. В 70-е годы, изменившиеся отношения между Востоком и Западом модифицировали цели и риторику “холодной войны”. Конфронтация между Севером и Югом активизировала чувство экономической взаимозависимости государств. Возросшая значимость вопроса о правах человека обострила продолжающийся идеологический конфликт. Гонка вооружений сделала использование военного фактора в международных делах неразумным и более сомнительным. Правительство США стало искать другие формы ведения внешнеполитической деятельности.

Президент Дж. Картер, следуя предвыборным обещаниям реформировать систему правительственных органов, в 1978г. перестроил структуру внешнеполитической пропаганды. С одобрения конгресса Бюро по делам образования и культуры госдепартамента было соединено с ЮСИА, образовав новое ведомство ЮСИКА (Агентство международных коммуникаций США). Перед ЮСИКА были поставлены две задачи: рассказывать миру о США и ее политике – в частности, о ее приверженности культурному разнообразию и индивидуальной свободе; рассказывать американской общественности о мире, с тем, чтобы обогатить ее культуру, а также дать американцам понимание того, как эффективно решать проблемы, возникающие между государствами.

Однако реформы и идея активизации культурных контактов за счет корректировки государственной пропаганды вошли в противоречие с внешне- и внутриполитической конъюнктурой 1980-х гг. В 1982г. рейгановская администрация, сохраняя прежнюю структуру внешнепропагандистского ведомства, но, дополняя ее новыми программами, вновь переименовала его в ЮСИА.

США в соответствии с Законом 1998г. о реформировании и структурной перестройке организаций перевели ЮСИА в состав госдепа, где заместитель Госсекретаря по вопросам общественной дипломатии в соответствии с новыми изменениями курирует деятельность Бюро по вопросам образования и культуры, Управления координатора по вопросам международной информации и Бюро по общественным связям, куда вошла телевизионная служба “Уорлднет”. Отделения ЮСИА, организованные по географическому принципу, вошли в состав соответствующих региональных бюро. Управление ЮСИА по исследованиям и изучению реакции СМИ продолжает работать в составе Бюро сбора данных и исследований.

Конгресс Соединенных Штатов Америки

Роль конгресса в данном случае заключается преимущественно в формировании законодательной базы обеспечивающей функционирование внутренней и внешней политики в области культуры и культурной сферы в целом. Кроме того, конгресс является учредителем крупнейших в США правительственных организаций в области науки, культуры и искусства, например National Endowment for the Arts (Национальный фонд искусств), National Endowment for the humanities (Национальный фонд гуманитарных наук) и т.д. К тому же конгресс ежегодно утверждает статьи бюджета предназначенные для финансирования культуры, в том числе ассигнования на содержание государственных организаций (т.н. GSE—government sponsored enterprises) и его инициативы в сфере культуры и искусства. Помимо двух выше указанных к ним (GSE) относятся такие учреждения как Смитсоновский институт (Smithsonian Institution), Национальная галерея (National Gallery of Art), Центр исполнительского искусства им. Дж. Кеннеди (The John F. Kennedy Center for the performing arts), Международный центр Вудро Вильсона и другие. Эти учреждения также прямо или косвенно участвуют в осуществлении внешней культурной политики американского правительства, что, в частности, проявляется в международных культурных обменах, организации выставок, взаимных обменах музеями США и других стран экспонатами для проведения экспозиций и т.д.

Заключение

При употреблении термина “американская культура” в контексте осуществления ее экспорта в общемировом масштабе и планетарного культурного влияния США прежде всего имеется в виду не высокая культура США, а их массовая коммерческая культура, являющаяся основным предметом американской культурной экспансии. Массовая культура Соединенных Штатов представляет собой, своеобразный флагман современной Америки, ее “визитную карточку”.

Современным США с их культурным разнообразием, наличием огромного и постоянно растущего числа переезжающих на постоянное место жительства иммигрантов из самых разных стран и континентов, в той или иной степени эффективно решаемой расовой проблемой, расово-этнической толерантностью и возведенной в культ политкорректностью и культурной демократией знакомы такие периоды в их истории как геноцид коренного индейского населения (XVIII-XIX вв.), антииммигранские настроения, волнения, и даже антииммигранская политика (первая половина XIX в.), преобладание тенденции к “искусственному” ассимилированию пришлых культур с доминирующей культурой в обозначенный период, расизм, острые противоречия, конфликты и столкновения на этой почве (вплоть до 70-х гг. ХХ в.), трагически известный ку-клукс-клан, суды Линча и т.д.

К тому же история внутренней и внешней культурной политики США показывает, что насущная потребность правительства в разработке и реализации культурной политики как в ее внутреннем так и, тем более, во внешнем проявлении возникла в период “холодной войны”.

Вторая половина ХХ–начало ХХI вв. охарактеризовалась мощной внешней культурной экспансией Соединенных Штатов, которая оказалась эффективным инструментом внешней политики американского правительства, даже если речь идет о негосударственных механизмах реализации внешней культурной политики.[8]

Список литературы

1. Американская цивилизация как исторический феномен: Восприятие США в американской, западноевропейской и русской общественной мысли, РАН. Институт Всеобщей истории, отв. ред. Болховитинов Н.Н.- М.: Наука , 2001.

2. Культура и власть (Сборник научных статей), Тверской государственный университет / отв. ред. Губман Б. - Тверь, 1999.

3. Нитобург Э.Л. Вклад русской иммиграции в науку, технику, культуру США//США – ЭПК. - 2002.-№ 10.

4. Осипенко О.В. Массовая культура США и ее влияние на страны Западной Европы в последней трети ХХ столетия, Проблемы повседневности в истории: образ жизни, сознание и методология изучения.- Ставрополь, 2001.

5. Русинов Р.К. Правосознание и культура Учеб. для ВУЗов. - М.: 1999.

6. Сенченко И.А. Государство и право, история и культура Великобритании и США. Конспект лекций.- М.: Приор,2005.

7. Согрин В.В. Политическая история США XVII-XX вв.- М.: “Весь мир”, 2001.

8. Филимонов Г.Ю. Фактор культуры во внешней политике США. – М., 2003.