Смекни!
smekni.com

Влияние христианства на развитие древнеримской культуры

Реферат на тему

«Влияние христианства на развитие древнеримской культуры»

Подготовил Мурашкин Андрей, МД - 06

ПГТУ, 2008

План:

1. Вступление

2. Литература

3. Архитектура

4. Живопись

ВСТУПЛЕНИЕ

Основной вехой в истории античного христианства принято считать 313 г., когда Миланским эдиктом христианству было предоставлено право легального существования в Римской империи. Появление этого эдикта было обусловлено тем, что к началу IV в. сложились объективные предпосылки для союза христианства и Римской империи. Во-первых, система домината, создание которой началось с правления Диоклетиана (284-305), нуждалась в новой идеологической опоре, качественно отличной от язычества, которое, будучи связанным с полисными ценностями, исторически изжило себя. Во-вторых, несмотря на репрессивную политику властей по отношению к христианству, популярность этой религии продолжала расти, а, следовательно, росла и опасность оппозиции внутри государства. В-третьих, социальный состав христиан и социальная доктрина христианства претерпели в течение трех веков существенные изменения, что сулило государственной власти приобрести в новой религии ценного союзника. В-четвертых, христианство располагало мощной организацией – церковью, которая могла стать для домината как бы дополнительным звеном управления параллельно бюрократии, деятельность которой не распространялась на духовные и идеологические сферы жизни. В-пятых, сама церковь испытывала острую потребность в легализации, так как в связи с распространением христианства расширение и укрепление материальной базы все труднее было осуществлять в условиях гонений.

Итак, в начале новой эры в Древнем Риме все большее распространение получает христианство. Оно прошло долгий путь, прежде чем стало мировой религией и духовной основой европейской культуры. Христианство зародилось в I в. н. э., которую мы отсчитываем от Рождества Христова, и вначале формировались в лоне иудаизма. Но проповедь Иисуса из Назарета по своему содержанию выходила далеко за пределы национальной религии древних евреев. Именно это универсальное значение христианства и сделало Иисуса Спасителем в глазах миллионов людей, находящих в христианской вере смысловую основу своей жизни.

Когда Христианство стало государственной религией Римской империи, оно принесло с собой в её культуру не только новое мировоззрение, но и новое искусство.

Произведения Христианской культуры в древнем риме делят на такие группы:

произведения живописи, литературы и архитектуры. По выражению М. Поснова, «они не рассказывают истории жизни христианской Церкви на человеческом языке, но служат выражением духа и быта христиан, отражением их верований и настроений» (Поснов, с. 14).

Христианские фрески, мозаики, скульптурные изображения дают возможность проследить процесс формирования христианского искусства и становление христианской эстетической системы, а сочетание в искусстве языческих элементов с христианскими позволяет пролить свет на такие аспекты христианизации, как преодоление языческого мировоззрения, степень христианизации того или иного региона Римской империи, отражение в искусстве борьбы христианства с язычеством.


ЛИТЕРАТУРА

Первоначальная христианская литература (периода после сочинения новозаветных книг) может быть разделена на три группы:

1) обильная литература апокрифических "евангелий", "посланий" и деяний, свидетельствующая, с одной стороны, о том, какие широкие круги населения были увлечены пропагандой христианства, а с другой о том, как буйно развивалась фантазия, питаемая пафосом ниспровержения официальной идеологии. Вся эта апокрифическая литература, авторы которой не известны, как правило, существенно отклонялась от основных положений собственно христианского учения;

2) сочинения "апостольских отцов", считавшихся непосредственными учениками первых апостолов. Сюда относится несколько посланий, весьма сходных с вошедшими в канон Нового завета, главным образом посвященных идеи о том, что Иисус был не только Христом (мессией), но именно Богом; толкования на отдельные положения Нового завета ("Пастырь Гермы”, “ Послание Варнавы" и др.). Наиболее интересно "Учение двенадцати апостолов» ("Дидахе") - род устава ранних христианских общин и наставления для их богослужебной и бытовой практики. Эти сочинения долгое время принимались христианской церковью в качестве равноценных новозаветному канону, они датируются в основном II в., когда канон еще не был определен;

3) апологетические сочинения, имевшие целью убедить римские власти в безвредности христианства.

Также литературу можно разделить на 7 других групп:

1) канонические источники;

2) неканонические источники;

3) официальные церковные источники;

4) литургии, предписания культа, молитвы и гимны;

5) агиографические источники;

6) произведения отцов и учителей церкви и христианских писателей IVV вв.

7) церковные историки IV-V вв.


Архитектура

В 4 в. после признания в 313 г. христианства господствующей рели-гией начинается строительство христианских храмов, формы которых в основном заимствовались из античных базилик.

В различных областях империи развивалось крупное монументальное строительство. Ведущую роль приобрела архитектура монастырских ансамблей и храмов, отличавшихся разнообразием строительных типов. Трехнефная базилика Сант Аполлинаре Нуово в Равенне (начало 6 в.) дает представление о типе продольного ранневизантийского храма, в котором нет еще резкого размежевания мирян и клира. Наиболее совершенный тип центрического храма -- церковь Сан Витале в Равенне (526--547 г.). Восьмигранная в основании, она покрыта куполом (диаметр 15 м), покоящимся на восьми столбах, и окружена обход-ной галереей, принимающей распор. Цветной мрамор и богатые по ко-лориту сюжетные мозаики покрывают стены и своды церкви.

Потребность в здании, вмещающем массы людей, породила в 5--6 вв. новый тип храма - купольной базилики, наиболее приспособленной к сложному ритуалу богослужения. Культ объединил все виды искусств -- архитектуру, живопись (мозаики, росписи, иконы), прикладное искусство (драгоценную утварь, богатое облачение. священников, зрелищность церковного церемониала, многоголосые хоры) -- в единый грандиозный художественный ансамбль.

Гениальное воплощение новый стиль сооружения получил в храме св. Софии в Константинополе (532--537). В его замысле торжествует идея зависимости церкви от императорской власти и вместе с тем могущества христианства.


Живопись

Все больше появляется возникших еще во II в. росписей христианских катакомб. Вначале они напоминали декоративные композиции в римских домах, включали даже персонажей языческой мифологии; затем все заметнее в их сюжетику входят христианские мотивы.

В центре внимания художника, стоял человек, воплощенный в образе христианского бога и святых; в его изображении сохранялись правильные пропорции фигуры, тонкая пластика форм, точный рисунок. Но художник подвергал их коренной переработке в соответствии с новыми представлениями о мире и человеке.

С усилением роли церковного интерьера формируются новые принципы синтеза искусств. Развивая традиции позднеантичной живописи, римские христиане впервые объединили духовное содержание с декоративным началом. Была разработана иконография Священного писания -- сюжеты, композиции, типы фигур, лиц, атрибуты святых, которые легко воспринимались и запоминались зрителем. Постепенно иконографические типы и композиции превратились в утвержденные церковью каноны.

Излюбленной техникой стенной живописи Византии стала мозаика. Византийцы впервые воспроизводят форму цветом. Они владеют всем богатством красочного спектра, оттенками различной свето-силы и густоты. Редкий образец византийской светской живописи -- две большие мозаики на боковых стенах церкви Сан Витале в Равенне (547 г.). Традиция античности проступает в образах четырех ангелов из церкви Успения в Никее.


Литература:

1. Википедия – Культура Древнего Рима

2. Казаков М.М. - ХРИСТИАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ И РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ В IV ВЕКЕ.

3. Сергеев И. Римская Империя в III веке нашей эры

4. Соколов Г. Искусство Древнего Рима.