Самобытный характер Северного Возрождения провился, в первую очередь, в культуре Нидерландов и Германии. В формировании немецкого Возрождения немалую роль сыграл экономический фактор: развитие горного дела, книгопечатания, текстильной промышленности.
Традиционный фактор влияния античной культуры незначитилен, он в ней воспринимается опосредованно. Век Северного Возрождения был недолог, но его влияние на европейскую культуру ощущается и сегодня.
Подлинным началом Северного Возрождения можно считать перевод Мартином Лютером Библии на немецкий язык. Лютеровская Библия создает эпоху, во-первых, в немецком языке: она становится основой немецкого единого литературного языка; во-вторых, она создает прецендент перевода Библии на современный литературный язык, и вскоре последуют переводы на английский, французский и др.
Идея лютеранства объеденяют наиболее прогрессивные круги Германии. Формирование лютеранства шло несколько десятилетий и включало весьма разнообразные философские, религиозные, мистические, утопические и этичиские идеи.
Возрожденческая литература в Германии опиралась на средневековые традиции майстерзинеров. Наиболее совершенные образцы поэзии того времени представил продолжатель этих народных традиций Ханс Сакс. Наряду с Лютерем он может считаться создателем современного немецкого языка.
Лидировала среди видов художественной деятельности – как и в итальянском Ренессансе – живопись. Первым среди великих этого периода должен быть назван нидерландец Хиеронимус Босх. В его картинах большей частью написанных еще на религиозные сюжеты, поражает соединение мрачных средневековых фантазий и элементов фольклора, мистической символистики и точности реалистических деталей. Никто из последующих мастеров живописи уже не будет рисовать столь фантастические, граничащие с безумием, образцы, но влияние Хиеронимуса Босха ХХ в. ощутит в творчестве сюрреалистов.
Безусловно, крупнейшим мастером Северного Возрождения в изобретательных искусствах был Альберт Дюрер. Он оставил колоссальное наследие: картины, графические работы, статьи, переписку.
На творчество Дюрера оказало большое влияние путешествие по Италии в 1495 г. Не случайно манера письма этого мастера особенно близка к итальянской. Однако специфика видения мира Альберта Дюрера состоит в поисках возможности как можно объективнее отразить мир, он хотел добиться от живописи и рисунка полной достоверности.
Вершиной его творчества явилось грандиозное изображение четырех апостолов, подлинный гимн человеку, одно из самых ярких выражений возрожденческого гуманизма.
Неотъемлемо от достижений этой эпохи творчество Лукаса Кранаха Старшего. В его живописи особенно отчетливо прослеживаются готические мотивы. Множество деталей, некоторая манерность заслонялись удивительной красотой колорита, поражающего, особенно на женских изображениях, и сегодня.
Возможно, лучшей и самой новаторской его работой остается “Распятие”. Резко асимметричная композиция, необычные ракурсы традиционных фигур, насыщенность колорита производят впечатление смятенности, предчувствия общественных потрясений.
В его творчестве Матиса Нитхардта отразились все противоречия эпохи, а его картины поражают богатством религиозной фантазии. Нитхардт неоднократно возвращался к теме распятия, всякий раз рисуя Христа подчеркнуто натуралистично, в виде простолюдина, много ходившего босиком, изможденного страданиями. В этом образе, несомненно, показан участник Крестьянской войны, в которой воевал и сам художник в 1524-1526 гг. Как живописец Нитхардт увлекает прежде всего эмоционально насыщенным, экстатическим колоритом, фантазией, умелым включением полных смысла пейзажей и натюрмортов в большие картины.
Несомненно, что творчество Нитхардта оказало влияние и на голландских живописцев XVII-ХVIII вв. и на немецкий экспрессионизм в ХХ столетии.
Оно из самых революционных достижений в живописи этого времени принадлежит дунайской школе. К ней относился в раннем периоде своего творчества Л.Кранах, а также Л.Хубер, Х.Лаутензак, признанным же ее главой был Альберхт Альтдорфер. Ему принадлежит приоритет в формировании пейзажного жанра. Именно художники дунайской школы первыми начали рисовать природу, найдя ее поэтичной саму по себе.
Одним из лучших портретистов этого периода был Ханс Хольбейн Младший. Он работал как иллюстратор, создав очень разные, но в обоих случаях убедительные иллюстрации к Библии и к “Похвале глупости”.
В области архитектуры собственно возрожденческие планировочные и пластические принципы начинают проявляться в Аугсбурге, Нюрнберге, галле. Они сливаются с традициями готики, что придает германской возрожденческой архитектуре изощренность и вычурность. Сюда может быть отнесен самый грандиозный собор католического мира в Кельне, а также целый ряд замковых и дворцовых сооружений. В целом же достижения архитектуры Северного Возрождения менее самобытны, чем достижения живописи. То же можно сказать и о скульптуре.
Интересна и музыка, которая звучала в Германии повсеместно: на гуляниях, в церкви, на светских мероприятиях и в военном лагере. Есть немало выразительных лютеранских гимнов, авторство которых неизвестно. Хоровое пение стало неотъемлемой формой лютеранского богослужения. Протестантский хорал оказал влияние на позднейшее развитие всей европейской музыки. Но в первую очередь на музыкальность самих немцев, которые и сегодня музыкальное образование считают не менее важным, чем естественнонаучное.
Век Северного Возрождения был не долог, начавшаяся Тридцатилетняя война надолго задержала развитие немецкой культуры. Но в истории культуры эта эпоха осталась как поразительно цельное явление, как клуб гениев, мастеров слова и живописи, которые общаются между собой, участвуют в общей борьбе, путешествуют, пишут поразительные портреты друг друга, взаимно вдохновляются идеями.
Начиная с XV в. Нидерланды становятся крупным центром европейской культуры. Быстрое экономическое развитие страны, однако в рамках Бургундского государства, наложило отпечаток на характер нидерландской культуры. Развитие гуманистических идей происходило под влиянием достаточно тесных связей с Италией и рядом других европейских стран и, что представляет весьма важным, под воздействием борьбы за национальную независимость. Крупнейшим представителем культуры Возрождения Нидерландов был Эразм Роттердамский. Произведения мыслителя вышли далеко за пределы Нидерландов. Идеи Эразма не носили резкого радикального характера, мыслитель ск5орее искал компромиссные решения достаточно острых религиозно-философских, социальных и политических идей.
В условии революционных десятилетий в Нидерландах гуманистическая литература по вполне понятным причинам приобрела более радикальный характер, о чем свидетельствует, к примеру, произведение Филиппа Альдехонде “Улей святой римской церкви”.
Однако в большей степени традиции итальянского Возрождения получили развитие в художественном творчестве Нидерландов. Эта небольшая страна подарила мировой культуре живописцев Яна Ван Эйка, с которым связывают новую технику живописи маслом, Хиеронимуса, Питера Брейгеля, Франса Халса.
Нидерланды стали родиной двух самостоятельных жанров живописи – натюрморта и пейзажа, расцвет которых был вызван тем, что Реформация запретила художникам писать картины на религиозные темы, и им пришлось искать новые направления.
Наиболее замечательными художниками Европы XVII в. были нидерландцы Питер Пауэл Рубенс и Хармес ван Рейн Рембрандт.
В творчестве Рубенса приподнятость, патетика, бурное движение, декоративный блеск колорита неотделимы от чувственной к5расоты образов, точных наблюдений действительности. Рубенс писал картины на религиозные и мифологические сюжеты, а также полные жизни и обаяния портреты.
Творчество Рембрандта характеризуется глубоким психологизмом и исключительным мастерством живописи, основанным на эффектах светотени. Рембрандт создал около 60 автопортретов, около 300 офортов и более 1000 рисунков.
Идеи гуманизма проникают в Германию в середине XV в. Особенности же собственно гуманистического движения в Германии определялись развитием оппозиционных настроений бюргерства на фоне сильного влияния католической церкви и политической раздробленности страны. В результате гуманистическое движение в Германии было раздробленным и охватывало в основном университетские круги и часть малочисленной в то время интеллигенции.
Огромным авторитетом и влиянием в среде гуманистов пользовался Эразм Роттердамский. Его сатира подражали немецкие гуманисты. Весьма умеренных взглядов придерживался выдающий гуманист, филолог и философ Иоган Рейхлин (1455-1522) , но его стремление обнаружить божественное в самом человеке, критическое отношение к невежеству и схоластике стали идейным аргументом в борьбе с засильем официальной церкви.
Успех Реформации в Германии способствовал быстрому росту национальной гуманестической культуры. Особенного расцвета достигло изобразительное искусство. Одним из выдающихся его представителей, творчество которого в известной мере определяло направленность немецкого искусства и культуры в течении длительного времени, был живописец и мастер гравюры Альбрехт Дюрер. В напряженно-экспресивных формах, фантастичных образах он воплотил ожидания всемирно-исторических перемен, выразил гуманистические представления о смысле бытия и задачах искусства.
Его современниками были крупный мастер реалистического портрета Ганс Гольбейн Младший, художники-гуманисты Грюневальд и Лукас Кранах Старший.
Немецкая литература получила дальнейшее развитие в творчестве поэта Ганса Сакса, автора большого количества (4275) басен, песен, драматических произведений, и сатирика Иоганна Фишарта.