Анализируя цикличность культурных суперсистем, П. Сорокин отмечал периоды господства идеациональной (VI–XII в.), идеалистической (XIII–XV в.) и сенситивной (XVI–XIX в.) культур. Это обстоятельство позволяет их рассматривать «как единый более обширный культурно-исторический период». Таким образом, можно выделить волновой суперцикл развития суперсистем в 1200 лет, который окончился в истории Западной Европы к началу 20 века, после чего общество вступило в тяжелый 200-летний переходный период к новому суперциклу. Соответствующая культурная динамика предполагает смену способа функционирования общества в зависимости от стадии волнового суперцикла, что можно представить в виде следующей модели.
На восходящей стадии очередная система культуры охватывает лишь незначительную часть общества, которая активна и динамична, что приводит к утверждению ее ценностных ориентиров в обществе. Так, например, в период своего восхождения идеациональная культура средневекового зодчества IX–XII веков «создала наиболее великолепные культурные образцы во всех секторах западной культуры». В серединной точке волнового процесса господствующая система культуры стремится к закреплению основополагающих принципов своего существования. Для идеациональной культуры это был период XII–XIII веков – расцвет схоластики. Чувственная суперсистема проходила этот период в XVIII «веке Просвещения».
Выявляя причины культурного упадка с позиций цикло-волнового подхода можно отметить, что на нисходящей стадии, ведущая суперсистема занимает монопольные позиции, а это обстоятельство, по мнению Сорокина, способствует вытеснению других ценностных ориентаций на периферию общественного сознания. В результате, доля «ложных истин» в ней возрастает. По «мере распространения «вширь», захватывая все большее количество приверженцев, она растрачивает запас «энергетических сил», становится все более инертной, деградирует до формальности. Так закат средневековой культуры связан с разрушением идеациональной системы культуры. «Он начался в конце XII века, когда появился зародыш нового – совершенно отличного – основного принципа заключающегося в том, что объективная истина и ее смысл чувственны». Аналогичная фаза чувственной культуры в Европе соотносится с началом 20 века, когда проявился ее системный кризис, связанный с борьбой между «деструктивными силами умирающего чувственного строя и созидательными силами возникающего интегрального социокультурного строя». Конфликт между ценностями различных людей и групп становится непримиримым, что «неизбежно порождают борьбу особой интенсивности, отмеченную широчайшей интенсивностью форм». В этих условиях старые ценности не в состоянии играть роль интегрирующего и структурирующего начала. Когда созидательные силы суперсистемы исчерпаны, она становятся либо мертвой, либо изменяется «в новую форму, которая открывает новые возможности и ценности.
Рассмотренный нами механизм волновой динамики суперсистем отличается неравномерностью своего проявления – 600-летним периодом идеациональной, 300-летним периодами идеалистической и 300-летним периодом сенситивной культуры. Причем, на восходящую и нисходящую фазы идеалистической культуры тратится в среднем по 300 лет, а на аналогичные фазы идеалистической и сенситивной – по 150 лет. Длительное развертывание идеациональной культуры можно объяснить трудностями формирования в общественном сознании основополагающих идей, которые станут ведущими ориентирами действия социальных субъектов в течение данного суперцикла. Как отмечает В.Д. Жукотский, в 20 веке завершается начавшийся в веке XVII большой исторический цикл «Между этими столетиями лежит драматическая эпоха секуляризации культуры, которая обозначается как индустриальная цивилизация».
В настоящее время, представление о циклической динамике культуры активно развивает Ю.В. Яковец. Он считает, что развитие культуры полициклично, т. к. друг на друга накладываются волны разной длительности и глубины. Наиболее длительные из них – тысячелетние а также полуторатысячелетние, в какой-то мере исследованные А. Данилевским, О. Шпенглером, Л. Гумилевым, как смена фаз развития культурно-исторических типов и этносов. «На них накладываются цивилизационные циклы, выражающие динамику культуры на различных фазах развития той или иной цивилизации (прединдустриальной, индустриальной, постиндустриальной). О 300-летних в культуре и искусстве писал О. Шпенглер: они четко вырисовываются в искусстве Древней Греции. Долгосрочные тенденции в смене художественных стилей в изящном искусстве обнаружил П. Сорокин. В свою очередь в рамках 300-летних циклов можно выделить полувековые периоды смены господства художественных школ и стилей». По его мнению, в исторической динамике духовной сферы прослеживается пять сверхдолгосрочных глобальных циклов, неразрывно связанных с ритмом смены мировых цивилизаций.
Первый из них, по методологии Яковца Ю.В. относится к раннеклассовому обществу (III–II тысячелетие до н. э.), когда происходило становление сферы духовного производства, формирование основных ее элементов (науки, культуры, образования, этики, религии) в ареале Древнего Востока и острова Крит. Но показательно, что древнеегипетская и шумерская цивилизации возникли еще в IV тыс. до н. э., которые можно обозначить как начальную точку этого цикла.
Второй сверхдолгосрочный цикл охватывает период античной цивилизации – с середины I тысячелетия до н. э. по середину I тысячелетия н.э. Карл Ясперс считает, что именно в это «осевое время» сформировался современный человек во всей полноте его духовного мира: «Эту ось современной истории следует отнести, по-видимому, ко времени около 500 лет до н. э., к тому духовному процессу, который шел между 800 и 200 гг. до н. э.».
Третий цикл проявился с VI в. по XIII в. н. э. в эпоху Среднедневековья. Это был период господства мировых религий, накладывавших отпечаток на все сферы духовной жизни, нового подъема науки на Востоке, а затем и в Западной Европе, распространения готической архитектуры, создания университетов, возрождения академий.
Четвертый сверхдолгосрочный цикл духовной сферы включает в себя эпохи Возрождения и Просвещения (XIV–середина XVIII века). Это был период великой научной революции – от Леонардо да Винчи до Коперника и Ньютона. Происходил расцвет искусства (Микеланджело, Рафаэль, Тициан, Бах), литературы, театра, педагогики и т. д.
Пятый сверхдолгосрочный цикл духовного воспроизводства можно идентифицировать с периодом существования индустриальной цивилизации – с середины XVIII до последней четверти 20 в. Технократический стиль жизни все более властвовал над духовной сферой. В результате, кризис духовного мира индустриальной цивилизации охватил все стороны общества.
В наши дни начинается отсчет шестого сверхдолгосрочного цикла духовного воспроизводства. Яковец считает, что «характерным для этого общества будет преодоление удушающей силы индустриальной машины, возрождение гуманизма, приоритет духовных ценностей, расцвет творческих сил раскованной личности». Однако, по мнению ряда аналитиков, мир не вступит в эру гармоничных взаимоотношений. По мнению М. Линда, «глобальная конкуренция подстегнет геоэкономическое соревнование, в котором примут участие менее богатые, но значительные в военном отношении страны, такие как Россия, Китай и Индия». В свою очередь, Ж.М. Генно предвидит приход «нового имперского века», где «сила и влияние будут принадлежать обществам и организациям с развитыми технологическими и информационными возможностями... Особенно острый период вынужденного неравенства, по оценке экспертов, начнется после 2015–2020 гг.», что свидетельствует о противоречивости тенденций культурно-исторического процесса.
Таким образом, в динамике культуры «достаточно четко просматриваются волнообразно-спиралевидные колебания, вписывающиеся в ритм долгосрочных (Кондратьевских) сверхдолгосрочных (цивилизационных) циклов и исторических суперциклов». Социокультурные процессы принимают волнообразную форму с возрастанием роли духовных факторов в жизни общества. Однако эта тенденция неравномерна: в период кризисов происходит спад в развитии высокой культуры, но постепенно, они сменяются новыми подъемами. «Развитие культуры процесс кумулятивный, культурное наследие постоянно пополняется и обновляется, обогащается, это волнообразное движение от вершины к вершине, через кризисы и перевороты, периодическую переоценку ценностей».
Окончание такого цикла выразилось в острейшем кризисе индустриального общества. Периоды перехода от одной фундаментальной формы культуры общества к другой ведут к обострению социальных конфликтов, преступлений, росту числа самоубийств и психических заболеваний. Конфликт ценностей «принимает в дополнение к другим конфликтам форму роста преступности и жесткости наказаний, взрыва бунтов, восстаний и революций».
Таким образом, современная чувственная культура, по мнению П. Сорокина, «уклоняется от позитивных явлений в пользу негативных, от обычных типов и событий к патологическим... становится музеем патологии» и уже не в состоянии выполнять интегрирующую функцию суперсистемы. Эти тенденции и привели к системно-структурному ценностному кризису индустриального общества. Этот кризис, с одной стороны, проявляется в России и на Западе, как чудовищный упадок «исторических религий, их систем догматов и верований, как кризис моральных установлений, социальных институтов и как кризис эффективного контроля над сознанием, поведением и отношениями индивидов и групп». Следствием такого положения дел становится крайняя деморализация мировой политики, которая проявлялась в разжигании мировых и локальных войн, в миротворческих «освобождениях – геноцидах» многих народов и наций, в бесконечных бунтах, революциях, в росте коррупции и терроризма, расцвета массовой культуры и общего морального упадка современного общества.