Смекни!
smekni.com

Вологодская картинная галерея (стр. 3 из 5)

Экспонаты рубежа XIX и XX веков, собранные в галерее, пусть и не в полном объеме, дают представление об одной из ярчайших страниц в истории отечественной культуры. Смена столетий - старого и нового, образно выразилась в искусстве языком пластики, ритмики, цвета. Ностальгия по безвозвратно ушедшим временам звучит в каждой детали осеннего пейзажа С.Ю. Жуковского "Под вечер", датированного 1910 годом, временем наивысшего расцвета дарования живописца. Новое, будоражащее воображение "завтра" кружит и влечет за собой в картине А.А. Экстер "Город" (1914). Человек, замкнутый в пространстве своих переживаний - такова характеристика современника, данная А.В. Лентуловым в "Портрет Неты Сведомской" (1915) и, напротив, человек, как часть прекрасного цветущего мира - таким видит его К.А. Коровин в "Девушке с гитарой" (1916). Как живо и непосредственно удается Н.П. Богданову-Бельскому характеристика деревенских мальчишек, застигнутых врасплох кем-то из взрослых ("Крестьянские мальчики" 1910-е). Хитро блестят глаза у одного, готов расплакаться другой, застыл от изумления третий. Лишь меткий наблюдатель и знаток детской психологии мог столь точно показать эту забавную сценку.

Размышления о вечном и желание запечатлеть неповторимость сиюминутного спорят на холстах художников и, одновременно, согласуются в цельную, гармоничную картину ушедшей эпохи, которую рассматривают и оценивают уже с позиции людей, стоящих на пороге двадцать первого века. Коллекция современного искусства XX века, составляет самую значительную и постоянно растущую часть в собрании картинной галереи Вологды. Ее экспозиции располагаются в здании бывшего Воскресенского собора, построенного в 1775-1777 годах по проекту губернского архитектора Златицкого и относящегося к образцам провинциального барокко 2-й половины XVIII столетия. Верхний храм зального типа, соседствует с нижним - столпным помещением, характерным для архитектуры более раннего периода. С Воскресенским собором связано имя Игнатия Брянчанинова, уроженца вологодской земли, известного церковного деятеля, писателя и духовного наставника многих выдающихся представителей русской культуры середины XIX века.

Формирование коллекции современного искусства началось с первых лет работы галереи и связано, прежде всего, с ее активной выставочной деятельностью.

История Вологодской картинной галереи ещё далеко не закончена. Сегодня она переживает самый долгожданный и деятельный период своей реконструкции и расширения. К традиционно известному зданию галереи в Воскресенском соборе добавился комплекс сооружений бывшего банка на Кремлёвской площади. После завершения реставрационных работ там разместится постоянная экспозиция современного искусства, включающая большой раздел творчества вологодских художников, новое фондохранилище галереи, реставрационные мастерские и театрально-лекционный зал.

И. Кант и Калининград

Иммануила Канта (1724-1804) можно смело назвать самой загадочной и самой знаковой личностью Кенигсберга. ОН родился 22 апреля 1724 в Кенигсберге (Восточная Пруссия) в семье шорника Иоганна Георга Канта. Родители Канта были протестантами (исповедовали пиетизм), что не могло не сказаться на становлении взглядов философа. Несмотря на то что вся его жизнь связана только с этим городом и прошла на виду у земляков, и первый вариант биографии философа был написан еще при его жизни, имя Канта до сих пор овеяно невероятными легендами и мифами. Великий пересмешник всегда гордился своим кенигсбергским происхождением и даже не подозревал, что после смерти его трактаты станут объектом нешуточных притязаний и споров между Западом и Востоком. В Европе уверяли, что в основу трудов Канта легли открытия Ньютона. В Азии до сих пор существует мнение, что базисом работ ученого послужили рассуждения имама Газали и аль-Араби. Бытует даже утверждение, что на склоне жизни на одном из вариантов собственной биографии Кант начертал арабской вязью: "Во имя Аллаха милостивого и милосердного!" Это лишь легенда, но, согласитесь, легенда красивая.

Жизнь вряд ли могла сулить сыну бедного шорника большие перспективы, если б не его неутолимая жажда познаний. Рано потеряв мать и отца, Кант влачил в юности нищенское существование. Бедность преследовала великого мыслителя почти до самой смерти: только на склоне лет он мог позволить себе купить небольшой домик. Поступив в Кенигсбергский университет, молодой Кант не смог его закончить: все по той же - финансовой - причине. Зарабатывал на жизнь чем только мог - от репетиторства до игр на бильярде и в карты. Нередко случалось: чтобы выйти в город, будущий почетный гражданин Кенигсберга брал взаймы обувь у своих друзей.

Сложилось мнение, что Кант был великим педантом. Но в юности он вовсе не был обязательным и весьма вольно трактовал само понятие "пунктуальность". К скрупулезной точности во всем будущего мыслителя чуть ли не силой приучил его друг - английский купец Грин. Британец не прощал Канту малейших опозданий и устраивал по каждому поводу разнообразные демарши и откровенные выволочки. С возрастом педантичная точность и аккуратность вошли в привычку. Горожане сверяли часы, завидев пожилого Канта на прогулке. Он не любил неопрятно одетых студентов, решительно игнорировал беззубых собеседников. Пунктуальность, педантизм и приверженность традициям настолько определяли уклад жизни Канта и душевный комфорт, что доходило до абсурда: скажем, избавление от хамоватого и заносчивого слуги Мартина Лямке послужило причиной сердечного приступа. Будучи уже глубоким стариком, во время приемов и торжественных обедов он всегда просил одну из юных красавиц сесть за стол рядом с ним с правой стороны. В то время все в Кенигсберге знали: философ слеп на левый глаз.

Несмотря на преклонение перед прекрасным полом, Кант так никогда и не был женат. Причина, по которой он не смог решиться на создание семьи, достаточно банальная: бедность. Кант иронизировал над своим холостяцким бытием: мол, когда была нужна женщина, он не мог ее прокормить, когда же положение позволило содержать жену, надобность в женщине отпала. Но тут же оговаривался: впрочем, ничто не оправдывает безбрачия.

Во время Семилетней войны Восточная Пруссия вошла в состав Российской империи. Новоиспеченный подданный Елизаветы Петровны в марте 1758 года обратился к своей императрице с просьбой предоставить ему освободившуюся в университете вакансию заведующего кафедрой логики и метафизики. До государыни прошение не дошло. Рассмотревший челобитную по существу губернатор Восточной Пруссии Николай Корф отказал философу по типично бюрократическим мотивам: другой претендент на эту вакансию имел больший стаж преподавательской деятельности, что и решило вопрос не в пользу Канта. Уже к середине XVIII века перед его талантом преклонялась вся Европа. При прусском дворе философа также почитали, но не любили и не жаловали. Прошения Канта о дальнейшем обустройстве Альбертины и его собственных перспективах откровенно волокитили.

Кант - это уникальнейшее явление культуры общечеловеческой, всемирной и, в то же самое время, дух 750-летнего города, его - гений места. До 1724 года дух Канта существовал как бы виртуально, он готовил рождение единого города, вызревал вместе с ним потенциально, а с этого года всё более и более явно дух Канта формирует облик города и хранит его. Формирует и хранит в прямом и переносном смысле.

Как выглядит Кенигсберг в сознании образованного гражданина мира! Задайте ему этот вопрос, и он обрисует Королевский замок, но заметит, что великолепнее всего замок смотрится из окон дома Канта на Принцессинштрассе. Он обрисует Кафедральный собор на острове Канта (бывшем до 1945 года Кнайпхо-фом), но скажет, что собор образовал единый комплекс со зданием старой "Альбертины", университета Канта. Он обрисует торжественную Парадеплац, но не преминет выделить на ней статую Канта работы Христиана Рауха. - В сознании мира Кенигсберг и Кант неразделимы.

Спросите теперь, как выглядит Калининград? И вновь вам укажут на Кафедральный собор прежде всего! Но собор чудесным образом обязан существованию своему гению места. Мистически выстоял портик над могилой гения мировой философии во времена Второй мировой войны. Видимо, вздрагивали руки у пилотов английских бомбардировщиков в августе 1944 - и бомбы ложились, не тревожа великий прах; видимо, корректировщик-артиллерист в апрельские дни 1945 делал поправку так, чтобы снаряд мог попасть в соборное окно, но не задеть порфировых колонн. Портик выстоял и спас руины собора сначала от сноса, а затем - сделал всё, что только было можно, чтобы собор восстановили.