Специфика древнекитайской культуры состоит в том, что если в других культурах разные культы последовательно преодолеваются и поэтому значительно ослабляются, здесь мирно сосуществуют почти в неизменном виде с ценностями и структурами принципиально иного типа, резкие контрасты отсутствуют.
В Древнем Китае возникла весьма своеобразная письменность. Каждое слово здесь изображалось отдельными пиктограммами. Затем пиктограммы упрощаются и схематизируются. Они начинают изображать уже не весь предмет, а только какую-то его характерную часть или черту, тем самым, становясь менее наглядными. Шел процесс создания логограмм и для обозначения абстрактных понятий. Великим изобретением китайцев была бумага, на которой стали писать с помощью волосяной кисточки.
Переход к оседлости в «территориальном царстве» объединил в единое целое множество родов, говоривших на своих языках. Поэтому понимание устной речи в границе единой территории было весьма затруднительно или даже невозможно. В результате логографическое письмо оказывается объединяющим элементом культуры.
Значительные успехи в Древнем Китае были достигнуты в астрономии и математике. Уже в эпоху Шан (Инь) (XVIII-XII вв. до н.э.) делались наблюдения за звездами и появились начальные формы календаря. В период Чжаньго (V-III вв. до н.э.) календарная система была усовершенствована. В период Хань (206-220 гг. до н.э.) была составлена карта звездного неба.
В V-IV вв. до н.э. древние китайцы начали писать на шелке. Но этот материал был слишком дорогим, и из-за этого не смог стать распространенным материалом для письма.
В VI-V вв. до н.э. китайские монахи начали печатать с деревянных гравюр различные иконы, амулеты, тексты. Тогда же у китайцев постепенно появляется множество книг и начинается формирование библиотек. Основой китайской образованности было так называемое «Пятикнижие» («У-Цзин»). В нем была сведена в систему и записана («кодифицирована») вся система ценностей и мировоззренческих установок древнекитайской культуры. С «Пятикнижием» была неразрывно связана древнекитайская философия, внимание которой было направлено на достижение единства человека и Неба. Обычно выделяют четыре философские школы:
1. конфуцианство,
2. даосизм,
3. моизм,
4. школа закона («легизм»).
Учение Конфуция (Конфуций, по-китайски Кун Фу-цзы (551-479 гг. до н.э.)) многослойно и включает в себя элементы философии, религии, этики. В центр своих рассуждений Конфуций ставит человека, но не как индивида, а как члена общества. Общество, согласно Конфуцию, должно управляться только с помощью моральных норм. Целью всех его усилий была гуманность, предполагающая любовь к людям.
Центральным понятием даосизма, как видно из его названия, было «дао», что означает «путь», «учение», «мировой закон» и др. Данное философское учение интересует прежде всего цикличность бытия, постоянство в изменении, которое предполагает движение по кругу, постоянное чередование тьмы (инь) и света (ян). Повсюду господствует принцип «вечного возвращения». Реальным считается лишь то, что не возникает и уничтожается, а повторяется. Считалось, что новое не нужно и недопустимо, должно повторяться прошлое. Оно не исчезает, а лишь отходит в Небытие, откуда вновь регулярно возвращается.
Что касается моизма, то основатель этой философской школы Мо-цзы (ок.475-395гг. до н.э.) сделал главным предметом своей проповеди принцип «всеобщей любви», который противостоит конфуцианскому принципу гуманности. «Воля неба»- высший принцип для моистов. В своё время моизм ценился наряду с конфуцианством, но он просуществовал всего два века. Причины исчезновения моизма до конца не ясны.
Значительно большее воздействие на китайскую культуру оказал легизм. Он поставил в центр внимания административно-правовые управления государством. Легистам политика представлялась несовместимой с моралью,и их идеалом является жестко сконструированное деспотическое государство. Эти идеи были реализованы во время правления Цинь Шихуанди (246-210гг. до н.э.),что в культурном отношении привело Китай к катастрофе. После смерти Цинь Шихуанди влияние концепций легизма значительно слабеет и они сливаются с идеями конфуцианства. Начиная с эпохи Хань легизм прекратил свое существование в качестве самостоятельного философского течения.
Японская культура
Начальный период японской культуры (III – VI вв.) носит название курганного (кофун дзидай) – по типу погребений. Кофун представляет собой квадратный спереди и круглый сзади курган, обнесенный рвом, наполненным водой. С птичьего полета он напоминает замочную скважину. В настоящее время обнаружено более 10 тысяч курганов. Самый крупный и наиболее древний из них – кофун Хасихака вблизи священной горы Мива на равнине Ямато (о. Кюсю). Его размеры (278 м) дают археологам основание утверждать, что под этим курганом захоронен один из первых царей Ямато.
В III – VI вв. среди жителей равнины Ямато оформилось представление о том, что царь (окими) является обителью божественного духа (митама) горы Мива. В VII в. из Китая был заимствован термин тэнно – небесный правитель. Сложилось одно из специфических явлений японской культуры – культ тэнно-божественного императора, вместившего в свое тело божественный дух и единолично обладавшего правом на кунитама – божество – покровителя страны. Ускорению этого представления способствовали обряды воцарения. Обряд состоял в том, что царь должен удалиться в специально выстроенное помещение и провести там некоторое время, возлежа на циновке под одеялом. Считалось, что тогда божественный дух вселяется в него. Главными составляющими национальной религии японцев являются культ предков (синто) и обожествление духов (ками). Называется эта религия синтоизм.
В 710 году в местности Нара была построена первая постоянная столица – город Хэйдзё кё (Столица Цитадели мира). Начинается новый период культурного развития Японии – эпоха Нара (710 – 794).
Первые столичные города, Фудзивара и Хэйдзё (Нара), строились по рекомендации жрецов-геомантов в долинах, окруженных горами и омываемых реками. От главных городских ворот к императорскому дворцу вела магистраль Судзаки-одзи, по обеим сторонам которой тянулись невысокие крепостные стены со рвами. В плане такой комплекс зданий образовывал замкнутый прямоугольник. Внутри него разбивался пейзажный декоративный парк, воспроизводивший в миниатюре картины живой природы.
С VIII века японцы пользовались лунным календарем. Новый год начинался в конце января и считался первым весенним праздником. Месяцы именовались по порядку (первая луна), но каждому из них придавалось специальное дополнительное название. Летосчисление велось по годам царствования императоров. Им также придавалось особое название, девиз.
Центральным явлением культурной жизни эпохи Нара было создание поэтической антологии «Маньёсю» («Собрание мириад листьев») и письменное оформление версии японской мифологии «Кодзики» («Анналы Японии, 720»). Все эти произведения были написаны с помощью китайских иероглифов, а «Анналы Японии» - и на китайском языке, бывшем в то время языком межгосударственного общения народов Дальнего Востока.
В целях преодоления идейно-политической раздробленности, освящавшееся родовыми и региональными культами синто, японские правители обратились к буддизму, с помощью которого была оформлена общегосударственная идеология. Буддизм способствовал формированию нового типа личности, лишенной родовой привязанности и потому более соответствовавшей системе государственных отношений.
Проникновение буддизма в Японию началось в середине VI века с прибытием в страну посольства из корейского государства. Сначала буддизм был поддержан влиятельным кланом Сога, утвердился в Асука, а оттуда начал свое победоносное шествие по стране. В эпоху Нара буддизм становится государственной религией Японии.
Приход буддизма вызвал качественный скачок в развитии архитектуры и изобразительного искусства Японии.
Скульптура была представлена глиняными статуэтками – ханива, которые устанавливали на местах захоронения знати. В ритуальных целях производили бронзовые колокола.
Буддийские храмы, ранее создававшиеся на японской земле, отличались отсутствием в них помещений для молений. Они традиционно ориентировались с юга на север, в направлении зоны повышенной сакральности, а их интерьер преимущественно предназначался для сохранения храмовых святынь.
Первый буддийский храм был сооружен в 596 году во владениях Сога, в Асука-дэра. Сейчас от его былого величия сохранилась лишь трехметровая статуя сидящего Будды, первый образец буддийской скульптуры на японской земле. В народе ее до сих пор именуют «Большой Будда из Асука».
Наиболее грандиозным культовым сооружением, воздвигнутым в столице Нара в 743 – 752 гг., стал буддийский монастырский комплекс Тодайдзи – «Великий Храм Востока», занимавший более 90 га и вместивший огромный храм (74,5 м в высоту и 90 м в длину), «Зал Великого Будды» с 16-метровой статуей Будды Вайрочаны (Сияющего).
В Японии никогда прежде не отливали столь больших статуй. Изготовление одной только формы для нее заняло целый год. Работа шла непрерывно днем и ночью в течение двух лет. Так был создан 16-метровый гигант, диаметр лица которого составлял 5 метров, а в ноздрях мог поместиться взрослый человек. Судьба его оказалась трагичной: 8 декабря 1180 году Нару сжег лидер военно-феодальной группировки Тайра Сигэхира с целью проучить мятежных монахов, сторонников дома Минамото.
Эпоха Хэйан (794 – 1185) стала золотым веком японской средневековой культуры с ее утонченностью и склонностью к самоанализу, способностью заимствовать формы с материка. Но вкладывать в них самобытное содержание. Это проявило себя в развитии японской письменности, становления литературных жанров: повести, романа, лирического пятистишья.