5. Феномен антиповедения в культуре Древней Руси. Религиозные и культурные смыслы юродства
Юродивый – вид религиозного подвига, отличавшийся от отшельничества, монашества. В Западной Европе их не было, юродивыми становились, а России. Юродивый от слова урод – ущербный в физическом плане человек- убогий. Чем дольше человек от людей, тем он ближе к Богу. Поведение юродивого – безумное, симулируемое. В безумном поведении – источник блаженства. Основной принцип поведения юродивого – наоборот, т.е. разрушается знаковая система наличного бытия. Юродивый нигде н6е служит, закон для него не писан и религия тоже. Он никогда не ходит в церковь и не соблюдает церковный установлений. Не соблюдает этикета, моральных норм. Он ведет себя как непонимающий смысл мира этого, как иное существо. Если юродивый нарушает все время то, что только возможно, он не пользуется дарами общества, он одиночка, это некий первочеловек, он живет как будто еще ничего нет. Он несет в себе образ ребенка. Своим поведением юродивый показывает то, что все созданное человеком не имеет никакого смысла. Он подразумевает иную жизнь, где человеческое не будет иметь значения. Юродивый ничего не проповедует и не говорит каким должен быть мир. Юродивый с одной стороны – одиночка, с другой – его поведение демонстративное, публичное. Юродивых уважали, почитали. Его подвиг в том, что он продолжает жить в мире, который потерял ценность. Юродивый живет на границе того и этого мира. Главная его обязанность – «ругаться миру», т.е. обличать этот мир. Основной способ – провокация. Поведение юродивого должно вызвать в людях низменные чувства. Он показывает, что человек живет в постоянном компромиссе между добром и злом. Юродивый – максималист, он разрывает соглашение с миром. Он обнажает рутинную греховную сторону. Он критик человеческой природы. Пока Христианство было гонимо, христиане не могли вступить в соглашение с миром. В поведении юродивых 2 ветви: киники (греч. циники) пророки, которые гонимы, но их же устами. Когда Христианство рутинизируется, появляется повседневность, юродивый напоминает начало Христианства – у настоящего христианина ничего не может быть общего с этим миром. Юродивые не были гонимы, они были под покровительством народа. Поведение юродивого – буквальное понимание заповедей. Юродивый – человек, но может жить по законам иного мира. Юродивые – первоначально образованные люди. Чувствуется книжная традиция (катофатическая и апофатическая традиция. Котофатическая – Бог все благое в высшей степени. Апофатическая – Бог не благое, а сверхблагое). Юродивое – поведенческая реализация апофатического. Язык юродивого – молчание и косноязычие, разрушаются правила грамматики. Юродивый и икона заполняет пропасть между человеком и Богом. Юродивый – как народный заступник, он обладал правом говорить правду царям. Он выполнял некую роль шута. Царь в каком-то смысле тоже юродивый – его сакральная роль позволяла переступать некоторые человеческие законы. Он одиночка, закон царю не писан. Юродивый реализует прекрасное через безобразное. В 15 веке в церковный раскол: старообрядцы и новообрядцы. Старообрядцы были гонимы, это народный бунт. Юродивые пошли за старообрядцами. Юродивые примкнули к некой организации старообрядства – стираются границы, старообрядцы отрицали новое и юродивое, поэтому юродивое как старообрядчество запрещено.
7. Особенности формирования арабо-мусульманской культуры. Сравнение христианской и мусульманской систем ценностей
Ислам – самая молодая религия 6 века, которая быстро распространялась. Бедуины с аравийского полуострова смогли завоевать огромные территории. Социо-культурное становление: есть завоеватели, у них минимум культуры, но максимум энергии, поэтому они завоевывают более культурные народы, у которых меньше энергии. Т.о. завоеватели берут культуру завоеванных народов, но привносят своё. Арабы, захватывая, ничего не разрушают, а сроят население и постепенно сливаются с ним – тактика преемственности. Арабы создали свою трактовку Античности. Арабская картина мира не антиномична (принцип невозможности синтеза и компромисса). А Христианство антиномично (законы постоянной борьбы). Здесь работает принцип взаимодополнения. (Христианство, чтобы утвердиться должно было побороть язычество - мученики). Ислам зачисляет все религии в свои предшественники, поэтому исключается борьба, конфликт. Само понимание Бога в исламе могло быть адаптировано проще, чем в Христианстве. Символ веры в исламе предельно прост (Бог Аллах, Мухаммед – пророк) – возможно множество интерпретаций. Христианство же порождает ереси и догматы по необходимости. Ислам порождает множество учений и течений. Бог определяется через разнообразие трактовок. Он есть само разнообразие. Сравнение картин мира Христианства и ислама. 1) Рай и Ад: рай – предельное блаженство, ад – предельный негатив. Ад в христианстве представлен более полно. Ад – бесконечное мученичество тела. Рай в Христианстве – место, где светло, тепло, куда попадает душа, где пребывает духовном блаженстве. Мусульманство: ад – мало известно, там грешники будут мучиться. Рай – разнообразное описание – все подробно хорошо. Рай максимально насыщен полнотой жизни. Нет деления на духовное и телесное, там все комфортно и телесное и духовное. 2) Профанный и сакральный мир. Богатство: Христианство – богатство материальное. Причем духовное богатство исключает материальное богатство. Богатство допускается в качестве дара, а не заботы. Ислам – богатство не презирается, оно не негативно. Идеальный мусульманин – обладающий богатством. Лучший способ для богатства – торговля, а не борьба за веру. Купец – центральный герой. Это угодно Аллаху, т.к. модель мира арабов – базар, т.к. арабские страны на пересечении торговых путей. В христианстве всякий торгующий обманщик, т.к. Христианство территория натурального хозяйства, торговец посредник, он делает деньги из воздуха. У арабов стоимость формируется на глазах у покупателя, как хозяин может расхвалить эту вещь с точки зрения Христианства – обман. У арабов обман – уметь создать новые ценности из воздуха. Роль богатства в Исламе более позитивная и значимая, чем в других культурах. Обман – советы хитрости. Хитрость – способность ума находить каждой вещи свое место. Обман – способ нахождения компромисса. Обман – это находчивость, хитрость. Хитрость – способность не впадать в убыток, стратегия спасения. Обман – способ не стандартного движения к истине. Обман: обмануть природу; обмануть Бога – обойти законы Бога. Аллах самый хитрый. У купца культура обмана развита в высшей степени. Материальное – сама вещь. Духовное – ее ценность, надстраиваемая купцом над вещью. Метафоричность – ничто не выступает в своем смысле. Образы поэта и купца – равновелики, т.к. метафора (поэт) – тоже обман.
8. Способы преодоления антиномичности духовного и телесного в арабо-мусульманской культуре
Арабы создали свою трактовку Античности. Арабская картина мира не антиномична (принцип невозможности синтеза и компромисса). А Христианство антиномично (законы постоянной борьбы). Здесь работает принцип взаимодополнения. (Христианство, чтобы утвердиться должно было побороть язычество - мученики). Ислам зачисляет все религии в свои предшественники, поэтому исключается борьба, конфликт. Само понимание Бога в исламе могло быть адаптировано проще, чем в Христианстве. Символ веры в исламе предельно прост (Бог Аллах, Мухаммед – пророк) – возможно множество интерпретаций. Ислам порождает множество учений и течений. Бог определяется через разнообразие трактовок. Он есть само разнообразие. Мусульманство: ад – мало известно, там грешники будут мучиться. Рай – разнообразное описание – все подробно хорошо. Рай максимально насыщен полнотой жизни. Нет деления на духовное и телесное, там все комфортно и телесное и духовное. Ислам – богатство не презирается, оно не негативно. Идеальный мусульманин – обладающий богатством. Лучший способ для богатства – торговля, а не борьба за веру. Купец – центральный герой. Это угодно Аллаху, т.к. модель мира арабов – базар, т.к. арабские страны на пересечении торговых путей. У арабов стоимость формируется на глазах у покупателя, как хозяин может расхвалить эту вещь с точки зрения Христианства – обман. У арабов обман – уметь создать новые ценности из воздуха. Арабский купец – гений коммуни5кации. Богатство некая полнота семантических данных вещи, т.е. те ценности, которые удовлетворяют потребности. Роль богатства в Исламе более позитивная и значимая, чем в других культурах. Обман – советы хитрости. Хитрость – способность ума находить каждой вещи свое место. Культура ориентирована не на понятие идеала, здесь стратегия пользы, целесообразности. Обман – способ нахождения компромисса. Идет стремление замаскировать границы между истиной и ложью, замаскировать обман. Обман – это находчивость, хитрость. Хитрость – способность не впадать в убыток, стратегия спасения. Истинный добрый человек, который не идет напролом к истине. Сама истина существует, но она размыта. Обман – способ не стандартного движения к истине. Обман: обмануть природу; обмануть Бога – обойти законы Бога. Аллах самый хитрый. У купца культура обмана развита в высшей степени. Материальное – сама вещь. Духовное – ее ценность, надстраиваемая купцом над вещью. Метафоричность – ничто не выступает в своем смысле. Образы поэта и купца – равновелики, т.к. метафора (поэт) – тоже обман.
9. Влияние суфизма на искусство. Принципы изобразительного искусства. Язык в контексте особенностей картины мира