Смекни!
smekni.com

Восточное средневековье (стр. 1 из 3)

Восточное средневековье

1. Социокультурные факторы формирования восточно-христианской традиции. Византия как феномен некорпоративного общества. Особенности восточно-христианской индивидуальности

В Средневековье было 2 культуры: латинская и греческая. Византия существовала до середины 15 века, когда Константинополь захватили турки. Население – греки, вера – греческая. Византия сохранила эллинистический элемент античного мира. Католичество-православие: само разделение церквей произошло позже. Христианство было едино, оно должно было срастись с существующей культурой, чтобы выйти из подполья. Католицизм – основа греческая. Отцы церкви жили на территории Византии, отсюда большая роль Греции. Католическая церковь - единая христианская церковь, это закрепилось за западом. В восточном христианстве не было единого центра после падения Византии. Осталась только Русь, где православие – специфика национального варианта. Социокультурные основания, общность. В основе западной культуры – корпорация. Человек выживает за счет корпораций. Восточная культура – Византия – централизованное государство – империя. Приоритет за царем, за единой властью. Между императором и патриархом – симфония (максимальное слияние всех частей). Империя должна быть целостной и христианской, поэтому не было борьбы и конфликта. Византия должна быть одним целым, отсюда целостность целого, а не автономия. В Византии – вертикальные связи, т.е. нет корпораций. Община – административная единица для удобства контроля, но люди между собой были связаны слабо. Для Византии характерен рынок, т.к. там пересечение торговых путей, отсюда производителю объединяясь в корпорациинет надобности искать потребителя. Монастырь в Византии – более уединенная форма религии. Каждый монах живет в своей келье, у него есть свой духовный отец, отсюда принцип свободы и индивидуализации. Восточное христианство устанавливает отношения с Богом с посредником, чтобы верить в Бога не надо объединяться верующим. Контролирующие функции ослаблены. Интеллектуальные традиции: интеллектуальная жизнь в Византии не прерывалась. Западные университеты создаются, чтобы объединять людей как интеллектуалов. В Византии ученые не объединялись в структуры. Они пользовались перепиской, встречаются на спорах – общее пространство не реальное, а культурное. Научная школа – понятие виртуальное. Тип человека: с социальной точки зрения человек социально пассивен, нет необходимости организовывать вокруг себя людей. Он ощущает незакрепленность. Этот мир не цель человека, не нужно для его существования тратить силы. Но человек не защищен от внешнего мира. Индивидуализация без свободы. Западный человек – коллективист, восточный человек – индивидуалист.

2. Религиозные различия между Христианским Западом и Востоком. Принцип «филиокве» в контексте культурных смыслов

Символ веры: Христианство - троичность – интеллектуальная проблема. Христианский символ веры абсурден. Восточное Христианство – акцент Святой Дух – самая абстрактная и нечеловеческая сторона Бога. Поправка к символу веры. «И от сына тоже» - Восток не принял. Западное христианство – сын акцент. В Западном Христианстве акцент на Христе, отсюда преемственность между божественным и человеческим. Христос – мост между человеком и Богом, отсюда вера в то, что человек может тоже обожиться и вернуться к Богу. В возрождении человек – высшая ценность. Идеальный христианин тот, кто совершенствует мир, делая его царством божьим. (Рождество) Восточное Христианство акцентируется на внутреннем выражении, а не на внешнем, т.е. быть Христом значит преобразовывать себя, отсюда интерес к последней точке жизни Христа. Самый большой праздник пасха. Религия должна сталь «удобной» традицией, чтобы прижиться в массах. В Восточном Христианстве пропасть между Богом и человеком заполняется мистическими практиками. Западное Христианство: человек обладает разумом, чтобы познать Бога по аналогии с другими вещами – схоластика. Восточное христианство: познать Бога можно внутренним чудом, перестройкой Бога можно познать духовно и эстетически – икона (умозрение в образах, познание через чувственно образную структуру). Если человек подобен Богу. В католичестве важен объем – скульптуры. В Восточном Христианстве обратная перспектива, оно уходит от подобия человека – плоское изображение – контраст Божественного и человеческого. Все стили искусства отражались в изображении Христа и в католичестве. Православие сопровождается перенесением евангельского сюжета за рамки иконного стиля. Таким образом, запрещена человеческая интерпретация. Религиозное искусство в высшей степени канонизировано, что гарантирует объективность и человеческий характер.

3. Икона как феномен восточно-христианской культуры. Спор иконоборцев и иконопочитателей. Концепция символических образов. Обратная перспектива

Византийцы, грек подарили миру эстетику, идею чувственных образов, через которые просвечивает идея. Проблема не познать, а явить Бога. Проблема иконы – проблема изображения. Эйкон – образ. Война иконоборцев и иконопочитателей: иконоборцы – 2 заповедь запрещает любые изображения Бога. Иконопочитатели – Бога – святого духа и Бога – отца – нельзя. Но Бог – сын вочеловился, поэтому можно изображать его как любого человека. Иконоборцы – все изображения будут носить субъективный характер, отсюда опасность подмены. Целостность таких изображений нулевая. Нет смысла поклонению образу Бога, который не объективен. Иконопочитатели: «спас нерукотворный» - достоверный портрет, он механический отпечаток, отсюда отсутствие субъективности, интерпретации. Легенда о «спасении» предъявляет иконописцам объективное изображение. Иконы – это копирование, а не интерпретация. Концепция символа иконоборцев: веровать – ощутить Бога в себе. Символ должен стимулировать мысли о Боге. Изображение должно напоминать о Боге. Свет в храме особый – желтый и золотой. Икона учла аргументы и тех и других. Теорию изображений, которые легли в основу иконы, разработал Ареопагит. Символ (соединение) – человек и Бог это 2 части. Икона должна соединить в человеке 2 природы, а человек должен пережить это соединение. Бог – сверхпрекрасен, должно быть контрастное изображение божественного с земным. На иконе должен быть мир обратный нашему. Нет законов перспективы. Прямая перспектива – известна в эллинизме – фрески – линейная перспектива. В ее основе антропоцентрическая перспектива, т.е. изображение так, как я вижу. Бог видит мир во всех возможных ракурсах - отказ от прямой перспективы. Обратная перспектива: сделать все наоборот. Сзади – предметы больше, впереди – меньше – ощущение встречного движения. Точка схода – смотрящий. Мы – объекты разглядывания иконы. Пространство глубины сокращено. При обратной перспективе – изображение по вертикали. Изображение человека – предельно условное, только для того, чтобы узнать. Не лица, а лики – общее состояние. Иконные горки: за спинами персонажей горки, у которых срезаны верхние площадки, это не часть ландшафта, они отсекают пространство от горизонта и создают впечатление скатывания иконы к нам. Золотой желтый – божий свет. Икона – форма умозрения в красках. Архитектура храма по принципу обратной перспективы: купол - как глаз (обратная перспектива зрения т - оптические лучи направлены во вне, а не во внутрь). Внутри купола – наносится изображение Христа. Это зрачок Божьего ока. Находясь в Храме, человек находится внутри тела Бога.


4. Культурная роль церковно-славянского языка в процессе христианизации в Древней Руси. Особенности древнерусской литературы

Русь христианизировалась довольно быстро и бескровно. В Восточном Христианстве допускалась вера на славянском языке. Главная проблема – перевести писание не на что. Славянский язык в стадии мифического развития, нет абстрактных понятий. Идеи профанизация религиозного знания. Нет письменности. Таким образом, нужно было создать такой язык. Кирилл и Мефодий – миссионеры византийского патриарха. Они должны были создать искусственный язык. Корни этого языка должны быть славянскими. За основу был взят болгарский, т.к. по совпадению с византийским он подходил лучше. Его нужно было насытить церковными терминами. Церковный – славянский. он понятный, поэтому тексты мог читать большой слой населения. Нет разделения на элитарное и простое христианство. Научиться читать по азбуке было легко. Тексты, переведенные с греческого на болгарский давали возможность быстрому книжному развитию. Появляется национальная литература, свои авторы «Слово о законе и благодати» Иллариона. Сами тексты были простыми и небольшими. Слово – это синтетический жанр: текст церковного характера, есть моральное поучение. Легкость перевода давала возможность не изучать греческий, к людям, которые этим занимались, относились враждебно, из-за перевода происходило сокращение и упрощение. Сложилась ситуация культурного двуязычия, основанного на дихотомии сакрального и профанного. Для сакрального языка есть ограничения на темы серьезность, пафосность, нравственно-моральная функция. А все что связано с развлечениями и любовью в церковно-славянском не было. Латинский сначала существовал как общественно-культурный, а уже потом как церковный. Церковно-славянский возник как церковный, а потом стал литературным. Новая мораль поведения: нужен образец. На Руси – святой. Творческая переработка понятия святости: в Византии – сотни святых. Принципы канонизации – чины: мученики за веру; подвижники миссионеры; царственные особы; воины за веру. На Руси был введен новый чин первосвятые Борис и Глеб. Они принимают смерть, отказавшись от насилия. Житие «Алексия божьего человека» (сбегает со своей свадьбы, позже возвращается и живет в хлеву со свиньями, не признаваясь, что это он). Он живет по странным законам, законам другого мира, а не человеческого. Топоров: акцент на канонизации на поведенческую, опытную сторону. Акцент на потусторонний мир – это мир не наличного бытия (ориентированность на прошлое и будущее). Плохо устроено наличное бытие, но хорошо мыслится не наличное бытие.