Искусство Врубеля завершило целый этап поисков монументальности на рубеже двух столетий и открыло пути для художников нового поколения: К. Петрова-Водкина, М. Сарьяна, П. Кузнецова.
Творчество художника было страстным протестом против зла. Создавая трагические образы, он воплощал в них светлое благородное начало. Борьба света и тьмы - вот содержание большинства работ Врубеля. Об этом поэтически сказал А. Блок над могилой художника: "Врубель пришел к нам как вестник, что в лиловую ночь вкраплено золото ясного вечера. Он оставил нам своих Демонов, как заклинателей против мирового зла, против ночи. Перед тем, что Врубель и ему подобные приоткрывают человечеству раз в столетие, я умею лишь трепетать".
Врубель должен быть причислен к классикам русского искусства – значение его в истории русской живописи очень велико. Он замечателен не только как автор прекрасных картин, но и как один из первых, указавших путь современной монументальной живописи. Произведения его находятся в музее Александра III, в Третьяковской галерее, в музее Академии Художеств и во многих частных собраниях.
Наследие Михаила Врубеля давно уже стало драгоценным достоянием русской культуры. Однако немного найдется художников, творчество которых рождало бы столь противоположные, а на первый взгляд – взаимно исключающие оценки. Его называли великим исследователем и аналитиком предметной формы, – и визионером, творцом искусства близкого по природе к ночным сновидениям. Ценили в нем приверженца освобождения живописи от подражания методам литературы – и зато, что он "проявляет жадность к полноте рассказа". За его индивидуализм – с одной стороны, а с другой – за совершенное выражение мироощущения эпохи, создание большого декоративного стиля времени (русского модерна). За приравнивание произведения искусства к обиходной вещи – и за отношение к искусству как к духовной силе, преобразующей мир. Врубеля поднимали на щит как великого борца со всей мировой пошлостью – и отворачивались от него, как от проводника салонности и банальности.
Творчество Врубеля может быть уподоблено взволнованной исповеди. И дело не только в том, что он говорит о себе во множестве портретов и изображений, носящих автопортретный характер. Едва ли не любая его композиция – выражение "громадного личного мира художника", по словам Александра Блока.
В представлении эпохи символизма Врубель становится олицетворением поэта-пророка, тайновидца, а жизнь его – воплощенным символом, ознаменованием, живым подобием легенды о Фаусте. В ХХ веке она приобретает особенную актуальность, содержанием ее стал вопрос о возможностях и последствиях сделки художника со злом. Факт создания легенды о Врубеле означает прежде всего насущную потребность эпохи в освобождении от позитивизма с его плоской правдой, прозой, приземленной пользой, рационализмом. На почве мятежа против позитивизма выросло и неоромантическое, по сути, искусство Врубеля.
Символистская эпоха акцентировала в жизни Врубеля "печать безумия и рока" (Блок) – одержимость образом Демона. Он на протяжении всей жизни художника преследует мастера, манит неуловимостью облика, заставляет возвращаться к себе вновь и вновь, избирать все новые материалы и техники для своего воплощения. Как водится, в награду художник получает неограниченные творческие возможности. Но расплата неизбежна – его постигает страшная болезнь, смерть ребенка, безумие, гибель.
Место художника в русском искусстве определяется не только выражением идей символизма и модерна. На основе вечных, непреходящих образов русского и мирового искусства Врубель творит свой миф, величественный и трагический. Художник возвеличивает тайны человеческого духа. Духовная жизнь выступает в его произведениях как высшая ценность. Использование Врубелем стереотипных образов модерна не превращает его произведения в продукт массовой культуры. От этого спасает содержательность формы.
Врубель - весь сверкающий, изломанный, мятущийся в поисках неутомимых, в грезах вихревых, в любви, взыскующей чуда, в созерцании зыбкости форм и красочных трепетов, весь в напряженном движении, зоркий, тончайший, ослепительный.
Великое мастерство, трагизм, величие духа и великий декоративный дар делают Врубеля художником на все времена.
1. Аксенова М.Д., "ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ. ТОМ 7. ИСКУССТВО. ЧАСТЬ 2. АРХИТЕКТУРА, ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ И ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО 12-20 ВЕКОВ", Москва, издательский центр "Аванта+", 1999, стр.482-485.
2. Алленова, Андреева, Ардашникова, Гофман, Зингер и др., "ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТРЕТЬЯКОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ. ПУТЕВОДИТЕЛЬ", Москва, издательство "Авангард", 1997, стр.168-171.
3. Гусарова А.П., "МИХАИЛ ВРУБЕЛЬ. АЛЬБОМ", второе издание, Москва, издательство "Трилистник", 2000, стр.3-43.
4. Материалы из папки МХК_помощь.
5. Рапацкая Л.А., РУССКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА, Москва "Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС", 1997, стр.474-476.
6. Тарабукин Н.М., "Врубель", Москва, издательство "Искусство", 1974, стр.16-17,58-61, 68-70, 76-77, 108-109, 142, 146-148, 150-151, 160.
7. http: // www. silverage. ru/paint/vrubel/vrubel_bio. html
8. http: // www. wroubel. ru/
Приложение 1 |
М.А. Врубель. |
Холст, масло.58х86. ГРМ.
Холст, масло.92,5х55,5. ГРМ.
Картина не окончена.
Холст, масло.120х89. ГРМ.
1886. Холст, масло.104х68.
Киевский музей русского искусства.
Картон, масло.32,7х23,8. ГТГ.
1890 | |||||
Демон сидящий.1890. Холст, масло.115х212,5. ГТГ. | Муза.1890. Холст, масло. Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева. | Поз-река.1890-е гг.Д., м.26,8х35. Собрание Л.А. Руслановой, Москва. |
1891-1892 | |||||
Сумерки.1891-1892. Римский мотив.Д., м.23,9х33. ГТГ. |
1893 | |||||
Венеция. Декоративное панно. 1893. Холст, масло.319х134. ГРМ. |
1894 | |||||
Испания.1894. Холст, масло. ГТГ. | Катанья. Сицилия.1894. Дерево, масло.9,2х21,6. ГТГ. | Остров Эльба. Тирренское море. 1894.Д., м.9,4х21,6. ГТГ. | Пропилеи. Афины.1894. Д., м.9,4х21,5. ГТГ. |
1895 | |||||
Гадалка.1895. Холст, масло.135,5х86,5. ГТГ. |
1897 | |||||
Портрет Константина Дмитриевича Арцыбушева. 1897. Холст, масло.101,5х136,7. ГТГ. | Портрет М.И. Арцыбушевой.1897. Холст, масло.124,9х80,2. ГТГ. | Портрет С.И. Мамонтова.1897. Холст, масло.187х142,5. ГТГ. |
1898 | |||||
Богатырь.1898. Холст, масло.321,5х222. ГРМ. | Портрет Н.И. Забелы-Врубель.1898. Холст, масло.124х75,5. ГТГ. | Пророк.1898. Холст, масло.145х131. ГТГ. |
1899 | |||||
Летящий Демон.1899. Х., масло.138,5х430,5. ГРМ. | Пан.1899. Холст, масло. 124х106,3. ГТГ. |
1900 | |||||
| Сирень. 1900. Холст, масло.160х177. ГТГ. | Сирень. Этюд для одноименной картины. 1900. Дерево, масло.18,7х23. ГРМ. | Сирень. Этюд. 1900. |