Взрывная сила стихотворения Гафури вызвала бурю. Духовенство и богачи предавали Гафури анафеме в мечетях Уфы, Казани, Оренбурга.
Лирика Гафури многогранна. Поэт страстно воспевал добрые устремления и душевные порывы своего народа, величие и красоту родной природы, высказывая тем самым искреннюю любовь и верность своему народу.
Падение царизма, победу Февральской буржуазно-демократической революции Гафури назвал в своём стихотворении «Утром свободы». Теперь уже поэт во всю свою звонкую силу воспевает рабочий класс. «Красное знамя» — так называлось стихотворение, ставшее песней — гимном революции. Так называлась и книга стихов, изданная в 1917 году. Поэт— восклицал:
Погляди вперед —
Красный флаг плывет,
С ним былую тьму
Победил народ.
С ним рабочий класс,
Правда только в нём!
Всей земле он стал
Путевым огнём.
(Перевод Д. Кедрина)
В первыегоды Советской власти Мажит Гафури активно участвует в создании учебников для школ, в переводе произведений русских классиков.
В 1927 году Мажит Гафури закончил популярнейшую в народе повесть «Черноликие» («Опозоренные») - одно из лучших своих произведений. В нём с большой силой и полнотой изображено рабское, полное трагизма положение простой деревенской женщины.
Свою героиню Галимэ Гафури в подзаголовке повести назвал «одной из миллионов жертв прошлого». Умная трудолюбивая и красивая девушка, она полюбила лучшего джигита своего села Закира. Она мечтает о будущем счастье вместе с ним, но завистники, а вместе с ними деревенский мулла и фанатические приверженцы религии ненавидят и их любовь, и их душевную чистоту. Оказалось достаточно одной только встречи Закира и Галимэ, одной их беседы, чтобы объявить их вероотступниками, величайшими грешниками, достойными самого сурового и навеки позорящего их наказания.
Особенно тяжким ударом для Галимэ было проклятие её отца — человека, обманутого муллами, живущего в плену религиозных предрассудков. Фахри выгоняет Галимэ из дому. Её возлюбленный, искалеченный и опозоренный Закир, вынужден покинуть село. Галимэ не может вынести всего этого: несчастная девушка сходит с ума и гибнет.
В этой повести Гафури со всей беспощадностью срывает маски с мулл и их приспешников. Они предстают перед читателем во всей своей гнусности, лишенные чести и совести. Их мораль — сплошная ложь, они заставляют людей лицемирить, творить несправедливость и губят всё чистое и правдивое.
Трагедия Галимэ не проходит бесследно и для окружающих. Пусть поздно и медленно, но глаза их раскрываются, и они утрачивают свою былую веру в коран и муллу. Фахри, отец Галимэ, на собственном горьком опыте понял, что несёт народу религиозный фанатизм.
Одна из лучших повестей Гафури — «На золотых приисках поэта» (1929). Эта повесть автобиографична. В ней Гафури с большой реалистической силой рисует тяжёлую жизнь рабочих на золотых приисках крупнейших татарских капиталистов братьев Рамиевых, один из которых, Закир Рамиев, был поэтом и печатался под псевдонимом Дардеманд. В годы скитаний Мажит Гафури попал на этот прииск, работал в полутьме его низких шахт, добывая гроши для продолжения своего образования.
В повести «На золотых приисках поэта» Гафури создает целую галерею образов рабочих — первых представителей рабочего класса из татар и башкир.
На золотых приисках поэта Дардеманда царит бесчеловечная эксплуатация. Жизнь рабочего ни во что не ставится, они работают в опасных для жизни условиях — на шахтах, то и дело случаются обвалы. Один из героев повести, старик Садим, получает на шахте тяжелое увечье, а молодой рабочий, лишённый всякой помощи, умирает в грязном, зловонном бараке.
Повесть «На золотых приисках поэта» Мажита Гафури проникнута верой в силы народа, в его светлое будущее. Люди труда, их жизнь и мораль - противопоставлены жизни и человеконенавистнической морали богачей. Рабочие, несмотря на нужду и тяжкий быт, правдивы, чистосердечны, готовы помочь друг другу во всех невзгодах жизни.
Есть у Мажита Гафури инесколько детских рассказов — «Рассказы о далёком прошлом», «Потерянный Актырнак», «Дикий гусь», «Батрак» и другие, пользующиеся большой любовью у детей.
Проза Мажита Гафури, как и его поэзия, многогранна, затрагивает различные стороны и этапы народной жизни. Его произведения, простые, искренние и задушевные, остаются в строю и сейчас, призывая нас так же любить свою Родину, как любил её Гафури, также трудиться во имя своего народа, как умел трудиться во имя его этот замечательный поэт и гражданин.
Творческое наследие Гафури, его произведения в различных жанрах и в наше время продолжают волновать умы и сердца, ибо поэт сумел сказать, своё слово о времени и о себе, о родном крае и родном народе.
По Г. Рамазанову.
Мустай Карим
(1919 г.)
Известный дагестанский поэт Кайсын Кулиев писал: «Если бы я ничего не читал о Башкирии, кроме книг Мустая Карима, и не видел ни одного башкира, кроме Мустая, то и тогда я мог бы считать, что знаю Башкирию и ее народ». Наверное, это самая высокая оценка творчества поэта — выразить думы, чаяния и самых дух народа может только большой художник.
Мустай Карим родился в 1919 году в ауле Кляш, на берегах прекрасной реки Демы. В своем роду писатель оказался лишь вторым грамотным человеком. Первым научился читать и писать старший брат Мустая, окончивший после революции начальную школу. А до того никто в большой семье не умел даже подписаться, как, впрочем, почти в любой другой крестьянской башкирской семье. «Вместо подписи ставили тамгу (метку), похожую не то на вилы, не то на куриную лапу, — рассказывает писатель. — Эта тамга была у нас вроде родового герба. Ее можно было видеть везде: и на меже земельных наделов, и на сбруе, и на крупе коня, даже на топорище».
Когда началась война, Мустай Карим только что окончил литературный факультет педагогического института. Он сразу ушёл на фронт. В армии был начальником связи и начальником штаба артиллерийского дивизиона. Противотанковый артдивизион действовал на самых ответственных передовых рубежах, все время вел жесточайшие сражения. Но и тогда, в боевой обстановке, и позже, лёжа с тяжелой раной в госпитале, Карим писал стихи. После госпиталя он стал корреспондентом фронтовых газет и оставался на фронте до последнего дня войны.
Писать и печататься Мустай Карим начал ещё до войны. Но настоящая известность пришла к нему с военными стихами.
Поэты-фронтовики! Как много говорят эти два слова! Люди, сражавшиеся за Родину, за спасение всего человечества — и боевым оружием, и поэтическим словом. Люди, знавшие самый тяжкий и опасный труд войны и создавшие такую высокую, такую блистательную и, как хлеб, нужную поэзию! Стихи военных лет, запечатлевшие советского человека на войне, стали славой и непреходящей гордостью нашей литературы. В этой поэтической сокровищнице есть немалый вклад Мустая Карима.
За годы, прошедшие после войны, Мустай Карим много путешествовал и писал. Но по-прежнему чаще всего он обращается в своих стихах к отчему краю, к его людям. Когда художник или писатель особенно ярко и зримо рисует какую-либо область земли, он как бы дарит ее нам. Земля эта становится для нас родной. Мустай Карим дарит нам Башкирию. Её щедрые пашни и заливные луга, её горы, реки, озёра — живут в его стихах многоцветно и свежо.
Я иду цветущею долиной
В свой аул из дальнего похода.
Землянику рву и пью горстями
Родников родных живую воду.
Говорят цветы мне:
«Здравствуй, здравствуй!»,
Легкие головки наклоняя...
Нет цветов таких на всей планете —
Я прошёл по ней, я это знаю!
Поэзия Мустая Карима задушевна и лирична. Но, как и в годы войны, она всегда на переднем крае, так как говорит о самом важном: о нравственном облике нашего современника, о его духовной жизни, о высоте помыслов, о доброте, о том, что делает человек для других, для своего народа. В поэтических размышлениях Карима отчетливо звучит чувство ответственности. В одном из своих стихотворений он прямо спрашивает себя: что ты дал времени своему? Ответ на этот вопрос для него — важное мерило жизни и творчества.
Поэт любит людей. Борется за лучшее в них. И верит им. Проходя тот путь, что «зовется жизнью», он проверяет себя, глядя в глаза людей.
Я путь определяю не по звёздам,
А — как по звёздам — по глазам людей,
По радостным, печальным и серьёзным...
Гляжу в глаза, чтобы с пути не сбиться,
Чтоб в песне не солгать, не ошибиться.
Поэт всегда стремится к простоте и естественности. Нет громких слов и в стихотворении «Белое и чёрное», но сколько смысла поэт вложил в эти строчки!
Цвет горя чёрен, чёрен, как земля,
Приходит, наши волосы беля.
Земля, она сама черным-черна,
Но белизну цветов поит она.
Коль одного тебя гнетёт беда,
Не говори, что вся земля седа.
(Перевод И. Снеговой)
Просто говорить о самых важных для человека вопросах, несомненно, может только человек, который сам ни раз задумывался, искал ответы на них. Как должен жить человек? Ответ мы находим в стихотворении «Так начинается жизнь»:
Полз мальчик на четвереньках,
Он был ещё очень мал.
С последней он сполз ступеньки,
Коснулся земли и... встал.
Как будто знал, что от века
Есть на земле закон:
Родившийся человеком
Не ползать по ней рожден!
На ноги став однажды,
Не упади, держись!..
Так начинает каждый
Трудное дело — жизнь.
(Перевод И. Снеговой)
Каждый художник слова определяет цель своего творчества. О сути и характере своей работы поэт говорит в стихотворении «Разговор со своей песней»: