Смекни!
smekni.com

Вышивка на Руси (стр. 3 из 6)

В разных районах вологодской земли сложились местные разновидности шитья. Их оригинальность проявлялась в сюжетах и характере орнамента, своеобразии техники вышивки и приемах ее исполнения, размерах узоров, их цвете вообще и даже оттенках красного цвета нитей. В Великоустюжском уезде вышивали свадебные ширинки, украшенные крупным геометрическим орнаментом. Настланные белыми льняными нитями по белой сквозной сетке мотивы крючковатых крестов со сложными отростками, возможно, когда-то были символами плодородия и несли с собой пожелание счастья и благополучия.

Композиции с человеческими фигурами и птицами особенно типичны для вышивок из района Чарозера и Устюжны. Они украшали главным образом полотенца, на длинных узорных концах которых нередко вышивка сочеталась с ткаными проставками, полосами кумача, плетеным и вязаным кружевом. В вышивках этих местностей часто встречаются изображения птицы-павы с длинным хвостом и особенно женской фигуры. Расположенная в центре трехчастной сцены или повторяясь в ряду, в одних произведениях она схематична и геометризована, вместо головы - цветок-розетка, а поднятые крючья-руки оканчиваются гребнями-пальцами; в других случаях изображение более конкретно, руки на поясе, а голова подобна человеческой. Иногда такие фигуры держат в руках птиц. Если устюженская вышивка исполнялась целиком крупными стежками двустороннего шва, то в чарозерских в дополнение к нему применялась еще техника "набора" с характерными вертикалями прямых линий.

На подзоре XIX века из Сольвычегодского уезда вышиты барсы с поднятыми лапами и процветшим хвостом, чередующиеся с пышными кустами. Образ барса и торжественный строй композиции напоминают об их истоках в средневековом искусстве. Но мастерицы исполнили узор в традициях крестьянской вышивки своего района, для которой характерен шов в мелкий крестик с зернистой рельефной фактурой поверхности.

Мелкая и дробная узорчатость фигур с более строгими крестовидно-ромбическими заполнениями отличает вышивки из Тотемского уезда. Здесь часто вышивали изображения птицы с пышным павлиньим хвостом. На одном из полотенец орнамент воспроизводит сценку на крестьянском дворе, где вокруг павы расхаживают простые птички, и словно от удивления всплеснув руками, стоят геометризованные человечки. Подобный "бытовой жанр" все больше привлекал внимание народных мастеров и находил выражение даже в таких приверженных старине видах искусства как крестьянская вышивка.

Виды швов

Различные швы, применяемые в ручной вышивке, могут быть разделены на 2 большие группы. К первой группе относятся так называемые счётные вышивки, т.Е. вышивки, которые выполняют по счёту нитей ткани, ко второй - свободные вышивки, выполняемые по свободному, заранее нарисованному контуру.

Наиболее древними являются счётные вышивки. Выполнялись они на холсте с очень чётким, ровным переплетением нитей. Вышивки по свободному контуру (тамбурный шов, верхошвы, гладь, стебельчатый шов и др.) возникли значительно позже.

Счётные вышивки, в свою очередь, делятся на сквозные, называемые строчкой, и вышивки, которые выполняют по поверхности ткани и называют счётными швами. Строченая вышивка расположена не на поверхности ткани, а в самой ткани, как бы изменяя её структуру.

К строчевым швам относятся: различные мережки, мелкая строчка, строчка с цветным контуром, крестецкая строчка, гипюры, цветная перевить и др.

К счётным швам относятся: набор, крест, "роспись", атласники, счётная гладь, "косичка" и др.

В вышивках по поверхности ткани (счётные швы и вышивки по свободному контуру) стежки шва располагают по контуру узора или полностью заполняют его, создавая дополнительную плоскость с выпуклой, зернистой фактурой. Швы, выполняемые по поверхности ткани, делят на односторонние и двусторонние.

Двусторонними швами рисунок заполняется одинаково как на лицевой стороне, так и на изнаночной. К таким швам относятся: шов "роспись", атласники, некоторые виды цветной глади по свободному контуру.

В вышивках, выполняемых односторонним шитьём, узор выполняют только на лицевой стороне. На изнаночной стороне создаётся пунктир из отдельных стежков: владимирская гладь, "козлик" и "косичка" (рис.1) и др.

Существует и другой принцип деления швов русской вышивки на два вида: сквозные, или прозрачные, называемые строчкой, и глухие, выполняемые по целой ткани и называемые просто вышивкой.

Могут быть вышивки, в которых соединяются два вида: вышивки по свободному контуру и счётные швы, например орловский спис, олонецкий шов по письму, владимирские швы, где сердцевины цветов, вышитых по произвольному контуру, заполняются гладьевыми разделками геометрических форм.

Простейшие швы. К простейшим швам относятся контурные - "вперёд иголку", стебельчатый, тамбурный и т.П., а также петельный и "козлик", петельки с прикрепками и "узелки". Эти швы обычно выполняются во многих вышивках как вспомогательные, например: в вышивке стеблей и веточек - стебельчатый шов, в вышивке сердцевин цветов - "узелки", "козлик", тамбурный и т.д. Все они несложны в выполнении, не требуют особых навыков в вышивании.

Для удобства выполнения швов на плотной ткани из неё выдергивают 1-2 нити для каждого шва и выполняют шов по следу выдернутых нитей (необходимое число нитей будет легко отсчитывать). Рабочая нитка вдевается в иглу двумя концами и закрепляется на ткани с помощью петельки, образовавшейся от складывания нити вдвое.

Шов "вперёд иголку" (рис.2). Представляет собой ряд стежков и пропусков одной длины. Нитка закрепляется у правого края ткани, делая стежок 5 мм (5-6 нитей ткани). После закрепления нитки игла вводится в точку второго прокола и протаскивается вместе с петелькой на изнаночную сторону. Пропустив столько же нитей, игла выкалывается на лицевую сторону и делается второй стежок и т.д. Стежки шва и пропуски выполняются одной длины и располагаются в направлении справа налево. По изнаночной стороне ткани стежки такой же длины располагаются между лицевыми стежками. Длина стежка может быть разной. Так в белой глади этим швом обводится контур узора, выполняя стежки длиной от 1 до 2 мм. В счётной вышивке (шов набор) стежки могут иметь длину 3-4 мм, а в узорах, полностью выполняемых этим швом, - 6-8 мм. Шов может выполняться как по счёту нитей, так и по рисованному контуру. Стежки могут располагаться в два (рис.3) и более рядов (рис.4).

Шов "за иголку" (рис.5 а) - непрерывный ряд стежков. Движением иглы справа налево делается первый стежок и пропуск одной длины, например равный 4-м нитям ткани. Для выполнения второго стежка нитку укладывается слева направо. Игла вводится в ту же точку, где кончается первый стежок, а выводится на лицевую сторону на 4 нити ткани левее второго стежка. Таким образом изнаночный стежок будет в два раза длиннее лицевого. Выполняя третий и все последующие стежки, игла вводится в ту точку, где кончается предыдущий стежок. Стежки шва должны быть одной длины.

Этот шов может выполняться с пропусками ткани между стежками (рис.5 б). В направлении справа налево делается первый стежок на ткани длиной 4 нити. На лицевую сторону иглу выкалывается левее первого стежка на 8 нитей и выполняется второй стежок длиной 4 нити в направлении слева направо. Лицевая сторона такая же, как у шва "вперёд иголку", но стежки получаются более выпуклые, рельефные. Этот способ выполнения шва применялся в белой глади для выполнения мотивов швом россыпь, а также для выполнения контура рисованных узоров.

Стебельчатый шов (Рис.6). Использовался для вышивания контурных узоров, стебельков и веточек, обшивали мотивы узора в вышивке, которая называется "орловский спис". При выполнении кривой линии (выгнутой или вогнутой) игла выкалывалась со стороны центра круга, если рассматривать кривую линию как часть окружности. Шов образует сплошной ряд косых стежков, плотно прилегающих друг к другу. Он мог выполняться в направлении слева направо, если вышивался двумя руками и в направлении от себя, если вышивался правой рукой, а левой держали пяльцы. Сделав на ткани первый стежок от себя, игла с ниткой выводилась на середину левой стороны стежка, укладывалась к себе и прижималась к ткани большим пальцем левой руки. Выполняя второй стежок, делается прокол в ткани выше первого стежка, а выводится игла в середине второго стежка с левой стороны. Шов выполняется движением иглы к себе, укладывая стежки от себя. Каждый новый стежок при этом выходится вперед наполовину предыдущего. При выполнении стебельчатого шва рабочая нитка должна была быть всегда с одной стороны - справа или слева. Менять направление нитки во время работы было нельзя, так как при этом нарушалась структура шва. Все стежки должны быть одной величины.

Шов "шнурок" (рис.7 а). Выполняется он в два приёма. Сначала по прямой линии или по контуру узора делается стежки шва "вперёд иголку". Расстояние между стежками должно быть в два раза меньше длины стежка. Затем игла с ниткой (чаще другого цвета) подводится под каждый стежок сверху вниз, не прокалывая ткани. Если иглу с ниткой подводить под стежки то сверху вниз, то снизу вверх, получится другой вид шва (рис.7 б).