Лео фон Кленце бывал в Петербурге наездами, и замысел его проекта возник вне связи со сложившимся архитектурным окружением. Архитекторы Особой комиссии, созданной Николаем I, В.П. Стасов и Н.Е. Ефимов внесли существенные изменения в проект мюнхенского коллеги. Они изменили местоположение главного входа в музей, придали большую выразительность фасаду, выходящему на Миллионную улицу и, что очень важно, сохранили здание екатерининского Большого Эрмитажа.
Новый Эрмитаж - это первое здание в России, созданное специально для размещения собрания художественных коллекций и представляющее собой художественный памятник.
ДВОРЕЦ МЕНШИКОВА
Дворец князя Александра Даниловича Меншикова, первого губернатора Санкт-Петербурга, был заложен на Васильевском острове в 1710 г. Это одно из первых сохранившихся зданий нашего города, совмещавшее жилые и административные функции. Облик дворца уникален, он сложился в ходе длительного, поэтапного строительства с 1710 по 1727 гг. В его сооружении и отделке принимали участие западноевропейские архитекторы и мастера: Джованни Марио Фонтана, Иоганн Готфрид Шедель, Доменико Трезини, Карло Бартоломео Растрелли, Георг Иоганн Маттарнови, Жан-Батист Александр Леблон. Их идеи воплощались в жизнь русскими мастерами - каменщиками, штукатурами, плотниками, столярами, резчиками, кафельщиками, живописцами.
Во дворце сочетаются традиционно русские и новые для России приемы и формы, здесь применялись все достижения в строительстве и искусстве того времени. В отделке и убранстве комнат использовались мрамор и роспись "на вид мрамора", монументально-декоративная живопись и лепка, античная и современная итальянская скульптура, резное и наборное дерево, расписные голландские кобальтовые плитки и русские печные изразцы, расписная и тисненая кожа, различные ткани и шерстяные шпалеры. "Обширнейший и великолепнейший дворец" (по словам иностранного путешественника, посетившего Петербург в 1721 г.), вмещавший собрания живописи, скульптуры, предметов прикладного искусства, книг, нумизматики, был центром культурной жизни столицы. После опалы Меншикова в 1727 г. все его имущество было конфисковано в царскую казну, а дворец на Васильевском острове передан Первому кадетскому корпусу - первому в России высшему учебному заведению, из стен которого вышли многие выдающиеся деятели XVIII - первой половины XIX в.: полководцы П.А. Румянцев-Задунайский, А.В. Суворов, драматург и поэт П. Сумароков, первый русский актер Ф.Г. Волков и другие. В 1880-х гг. во дворце был создан музей кадетского корпуса, существовавший до 1924 г. Первоначальный облик дворца выявился в ходе реставрационных работ, начатых в 1960-х гг. В 1981 г. дворец-музей открыл свои двери для посетителей. Предметы, составляющие убранство дворца, отобраны, главным образом, среди коллекций Государственного Эрмитажа, где сохраняется имущество не только русских царей, но и крупнейших дворянских фамилий, в том числе и конфискованное в 1727 г. у князя А.Д. Меншикова.
МУЗЕЙ ИМПЕРАТОРСКОГО ФАРФОРОВОГО ЗАВОДА.
История знаменитого петербургского фарфора насчитывает два с половиной столетия. Этапы развития первого отечественного фарфорового предприятия, основанного в 1744 г. на берегу Невы, отражены в новой экспозиции Эрмитажа "Музей Императорского фарфорового завода", открывшейся в декабре 2003 г. на территории ОАО "Императорский фарфоровый завод".
Согласно приказу Министерства культуры Российской Федерации, в 2001 г. собрание музея фарфорового завода, включающее в себя свыше 30 000 изделий, было передано в управление Государственному Эрмитажу. Заводская коллекция, труднодоступная ранее для широкого круга посетителей, обрела вид современного музея, оборудованного по последнему слову музейной техники. В витринах новейшей конструкции, расположенных в двух залах, разместилось более 600 экспонатов. В ближайшем будущем планируется открытие третьего зала, посвященного фарфору XX в.
ГЛАВНЫЙ ШТАБ
В 1993 году Государственному Эрмитажу было передано восточное крыло здания Главного штаба, в котором разместились новые экспозиции музея. Величественная постройка (1820-1830 гг.) выдающегося архитектора русского классицизма Карла Росси завершила формирование ансамбля Дворцовой площади. Расположенное напротив Зимнего дворца, пышной барочной царской резиденции (Ф. Б. Растрелли, 1754-1762 гг.), классически строгое здание Главного штаба занимает огромное пространство от Невского проспекта до излучины реки Мойки. Линии фасадов двух обращенных на площадь корпусов плавно закругляются, очерчивая ее южную границу. Корпуса соединены триумфальной аркой, над которой помещена скульптурная композиция - колесница Славы.
Восточное крыло здания отводилось под департаменты Министерства иностранных дел и финансов. Первым его хозяином был граф Карл Васильевич (Карл Роберт) Нессельроде (1780-1862), который с 1828 г. занимал должность вице-канцлера, а c 1845 г. по 1856 г. - канцлера Российской империи. Для него К. Росси выполнил отделку парадных залов Министерства иностранных дел, служебных помещений и личных апартаментов министра и его супруги. Князь Александр Михайлович Горчаков (1798-1883), занявший пост канцлера в 1856 году, и его преемники сохранили первоначальное архитектурно-художественное убранство помещений подвластного им министерства.
В подлинных исторических интерьерах разместились экспозиции Эрмитажа: "Под знаком орла. Искусство ампира", "Французское искусство XX века. Пьер Боннар и Морис Дени" и "Искусство модерна", а также "Музей гвардии". Экспозиция "Министерство иностранных дел России. Петербургский век: 1802-1917" развернута в отреставрированных исторических комнатах, так называемой Присутственной галерее Министерства иностранных дел.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Пройдя по залу Эрмитажа только один раз, можно составить лишь общее представление о характере и масштабе самого крупного музея России, его истории, архитектурном облике залов и бесконечном разнообразии выставленных в них коллекций. Более 200 лет музей исполняет свою священную миссию – быть хранителем и заповедником мировой культуры.
Сегодня музей и дворец являются ценным объектом российского и международного туризма, а современные технологии широко применяются для рекламы музея по всему миру.
Сегодня жизнь и забота о будущем выбирают для консервативного по духу музея главное – сохранять и показывать унаследованное культурное богатство. Продолжая традиции, Эрмитаж расширяется. Экспозиции, расположенные в Главном штабе, строятся на вещах из запасников, значительно увеличивая доступ к эрмитажным сокровищам. Открыты первые залы будущей галереи Щукина и Морозова. Возник новый отдел Эрмитажа: музею передана коллекция Ломоносовского фарфорового завода.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Норманн Дж. Биография Эрмитажа. / Джеральд Норманн. – М.: Слово / Slovo, 2006. – 400 c.
2. Эрмитаж: история и архитектура зданий, изд-во «Аврора». Ленинград, 1974.
3. Эрмитаж. Великие коллекции Великого музея. - С.-П., «Славия», 2003.
4. Эрмитаж. Санкт-Петербург. – М.: БММ АО, 2004. – 144 с.
5. «The State Hermitage Museum». Государственный Эрмитаж. [Электронный ресурс] // – Электрон. текст. дан. – Государственный Эрмитаж [2009]. – URL: http://www.hermitagemuseum.org/html_Ru/index.html (дата обращения: 10.12.2009).