Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Гуманитарный институт
Кафедра истории России
РЕФЕРАТ
Государственный Эрмитаж – крупнейший музей России
Преподаватель М.Г. Тарасов
Студент ФИ05-32С Р.В. Астротенко
Красноярск 2009
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ………………………………………………………...………………...3
Глава 1. Эрмитаж – «место уединения».…………………...................................4
Глава 2. Архитектурный ансамбль Эрмитажа……………………………….….6
Заключение ……………………………………………………………………....12
Список использованных источников …………………………………………..13
ВВЕДЕНИЕ
Эрмитаж, безусловно, является самым значительным музеем России. Величественные дворцы XVIII-XIX вв., где размещены его коллекции, располагаются на левом берегу пересекающей Санкт-Петербург реки Невы и являют собой роскошную «шкатулку», где хранится одна из самых богатых в мире коллекций произведений изобразительного и прикладного искусства. Благодаря Екатерине II – страстному коллекционеру – среди живописных сокровищ Эрмитажа мы видим шедевры Рембрандта, Рубенса, Тьеполо, Джорджоне, Тициана и Тинторетто.
И позже российские цари содействовали развитию этого необыкновенного музея. После революции собрания расширялись в большей степени за счет реквизиций; в 30-40 гг. XX в. Пополнения коллекций достигли своей кульминации благодаря приобретению полотен импрессионистов и постимпрессионистов. Сегодня Эрмитаж располагает одним из самых богатых собраний современной живописи, включающим шедевры таких мастеров, как Матисс, Пикассо, Гоген, Сезанн, Ван Гог.
ГЛАВА 1. ЭРМИТАЖ – «МЕСТО УЕДИНЕНИЯ»
Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге - крупнейший в России и один из крупнейших в мире художественных и культурно-исторических музеев. Поначалу представлял собой частную коллекцию произведений искусства, приобретённых в частном порядке российской императрицей Екатериной II, но был открыт для посещения публики. Современный Государственный Эрмитаж занимает шесть величественных зданий, расположенных вдоль набережной Невы в самом центре Санкт-Петербурга.
За полтора столетия в Эрмитаже собрана одна из крупнейших мировых коллекций, насчитывающая около трёх миллионов произведений искусства и памятников мировой культуры, начиная с каменного века и до нашего столетия. В ее составе – живопись, графика, скульптура и предметы прикладного искусства, археологические находки и нумизматический материал.
Коллекции музея располагаются в нескольких зданиях, возведенных знаменитыми петербургскими зодчими на дворцовой площади и набережной Невы. Сооружения разных эпох, они образовали блистательный архитектурный ансамбль. В него входят Зимний дворец – бывшая парадная резиденция русских императоров (Б. Ф. Расстрелли), здания Малого (Ж. Б. Валлен-Деламот), Старого (архитектор Ю. М. Фельтен) и Нового Эрмитажей (архитектор Лео фон Кленце, В.П. Стасов, Н.Е. Ефимов), Эрмитажный театр (архитектор Дж. Кваренги) и Запасной дом. В музейный комплекс включены дворец Меншикова (архитекторы Дж.-М.Фонтана, И.-Г.Шедель) и восточное крыло здания Главного штаба (архитектор К. И. Росси), реставрационно-хранительский центр "Старая Деревня" и музей Императорского фарфорового завода.
Эрмитаж возник в 1764 как частное собрание Екатерины II, после того как в Берлине она приобрела у берлинского коммерсанта И. Гоцковского коллекцию из картин 225 голландских и фламандских художников. Поначалу большинство картин размещалось в тихих и уединённых апартаментах дворца, получивших французское название «Эрмитаж» (место уединения). Для Зимнего дворца Екатериной, а затем и другими императорами производились зарубежные закупки многих других крупных частных произведений: Брюля (1769), Кроза (1772), Уолполя (1779) и др. Это привело к тому что каталог картин Зимнего дворца уже в 1774 насчитывал 2.080 произведений живописи, не считая многочисленные коллекции гравюр и рисунков, античных древностей, скульптур, западноевропейского прикладного искусства, резных камней, монет и медалей, а также книг (например, целая библиотека Вольтера). На основании указа Екатерины II от 1795 г. из Варшавы была вывезена библиотека Залуских, насчитывающая почти 300 тысяч томов, 10 тысяч рукописей и огромное собрание гравюр.
Эрмитаж был открыт в 1852, тогда он насчитывал богатейшие коллекции памятников древневосточной, древнеегипетской, античной и средневековой культур, искусства Западной и Восточной Европы, археологических и художественных памятников Азии, русской культуры VIII—XIX веков. В XIX веке в Эрмитаж начинают систематически поступать произведения русских живописцев, впрочем, в 1895 году они были переданы Русскому музею. Важными источниками пополнения фондов во второй половине столетия становятся дарения и закупки у отечественных коллекционеров. В музей передаются материалы археологических раскопок, значительно обогатившие его отдел. К началу XIX века в музее хранилось уже множество (тысячи) полотен, затем в его коллекции появились и новые произведения искусства. В коллекции картин Эрмитажа уже в те времена были очень ценные произведения, в том числе и средневековых мастеров, например, всемирно знаменита картина Рембрандта «Возвращение блудного сына», которая была написана в Голландии в XVII веке, в переломный период между средневековьем и Новым временем.
В 1956 году открылся третий этаж Эрмитажа, допустили до импрессионистов. Тогда же осенью была выставка Пикассо.
Коллекции насчитывают около трех миллионов экспонатов, в том числе:
произведений живописи - 16 783
графических работ - 621 274
скульптур - 12 556
произведений прикладного искусства - 298 775
археологических памятников - 734 400
памятников нумизматики - 1 125 323
прочих экспонатов - 144 185
Фонды, экспозиции, музейные отделы и службы размещены в 10 зданиях, 7 из которых являются памятниками русской архитектуры XVIII и XIX веков.
ГЛАВА 2. АРХИТЕКТУРНЫЙ АНСАМБЛЬ ЭРМИТАЖА
ЗИМНИЙ ДВОРЕЦ
Зимний дворец - самое большое и самое старое здание музейного комплекса "Государственный Эрмитаж" - строился с 1754 по 1762 г. по заказу дочери Петра Великого Елизаветы Петровны как официальная царская резиденция. Автор проекта - выдающийся архитектор эпохи барокко Франческо Бартоломео Растрелли. По словам архитектора, он создавал дворец «для единой славы всероссийской». Мощные формы, энергия, пышность – были теми качествами, которые требовались для столичной царской резиденции.
Работы по строительству Зимнего дворца были завершены после смерти Елизаветы Петровны.
Трехэтажное здание, занимающее целый квартал, поражает грандиозностью масштаба и великолепием отделки. Разнообразие впечатлений, которые Зимний дворец производит с разных точек зрения, рождено и различным композиционным решением фасадов, которые при общей симметрии отличаются ритмами архитектурных форм, и богатством пластического декора. Причудливые очертания наличников, пышные коринфские капители колонн, сложные изгибы карнизов, изобилие статуй и ваз на крыше, нарядная окраска придают облику здания пышность, свойственную стилю русского барокко.
Зимой 1834 года дворец пережил большой пожар, не раз он обновлялся, частично перестраивался. Однако, как общая планировка здания, так и облик его фасадов и ныне соответствует замыслу Расстрели. Дворец не раз менял окраску, ныне его нарядная красочная гамма создается сочетанием зеленых стен дворца, белых колонн и золотистых наличников.
С 1762 г. до февраля 1917 г., когда в результате революционного переворота была свергнута правящая династия Романовых, дворец являлся официальной императорской резиденцией русских монархов.
С Зимним дворцом и его обитателями были связаны важнейшие события истории России, здесь протекала и частная жизнь русских монархов и членов их семей. Сохранившиеся дворцовые интерьеры, в которых ныне расположены коллекции музея "Государственный Эрмитаж", имеют не только художественную, но и историческую ценность.
НОВЫЙ ЭРМИТАЖ
Новый Эрмитаж — это единственное здание музейного комплекса, не выходящее своим фасадом на Дворцовую набережную. Оно известно своим портиком с 10-ю гигантскими статуями могучих атлантов (скульптор — А.Теребенев). Именно эта скульптурная группа вдохновила известного ленинградского барда Александра Городницкого на создание знаменитой песни «Атланты» и знаменитой строчки из этой песни — «Атланты держат небо на каменных руках».
Новый Эрмитаж - необычная для петербургской архитектуры постройка. В нем выражены не только индивидуальные особенности творческого почерка Кленце, но и тенденции "историзма". Он сумел объединить в облике здания различные стилистические элементы: античные, ренессансные, барочные, выполненные с акцентом на классицизм.
Каждому фасаду здания присуще свое оформление. Главный фасад, обращенный на Миллионную улицу, украшен монументальным портиком с десятью статуями атлантов, высеченными А.И. Теребеневым из серого сердобольского гранита. Ближайший его помощник, каменотес Г.А. Балушкин писал, что с Теребеневым работали 150 мастеров.
Кленце чрезвычайно высоко оценил искусство Теребенева. "Красота и благородный стиль этих скульптур, - писал он, - чистота и тонкость работы и блеск полировки не оставляют желать ничего лучшего и позволяют заявить, что если египетские фараоны выполняли свои монолитные колоссы, то эти теламоны для Крайнего Севера ничуть их не хуже".
Помимо портика с атлантами и орнаментального декора, фасады здания украшают 28 статуй и барельефы на восточном фронтоне, изображающие знаменитых художников, архитекторов и скульпторов всех времен и народов. Помещенные в нишах и на кронштейнах наружных стен, статуи указывали местоположение залов живописи или скульптуры той или иной школы.