Смекни!
smekni.com

Готика - "симфония в камне" (стр. 3 из 4)

Для готического стиля характерна декоративность. По всему периметру собора устанавливаются башенки, декоративные фронтончики – вимперги. Ребра вимпергов украшались мотивом ползучих бутонов или листьев – крабами. Водостоки и водосбросы высекались из камня в виде стилизованных животных, высовывающихся за линию карниза. По углам башен, на балюстрадах ставились скульптурные изображения фантастических существ(«химер») в виде человеческих фигур или животных[15].

Готическая живопись развивалась не в форме стенной росписи, а главным образом в миниатюрах рукописей и в росписях створок алтарей. Живопись алтарей больше развивалась в тех странах, где готическая архитектура, по тем или иным причинам сохраняла относительную массивность и гладь стен.

В общем, готический собор представлял собой особый мир, в котором выражалось мировоззрение эпохи Средневековья.

Глава 3 Региональные особенности готического стиля

Из Иль-де-Франс готический архитектурный стиль распространился в Западную, Среднюю и Южную Европу — в Германию, Англию и т. д. В Италии он господствовал недолго и, как «варварский стиль», быстро уступил место Ренессансу, а поскольку он пришёл сюда из Германии, то до сих пор называется «stile tedesco» — немецкий стиль. В каждой стране готический стиль приобретал национальную окраску. И хотя основные архитектурные особенности были сохранены, каждый регион привнес в готический стиль свои социо – культурные и природные изменения. Переход от романского стиля к готическому проходил в каждом регионе по разному, вырабатывая свои собственные черты и композицию. Отдельные народы вносили в формообразующий процесс свои коррективы применительно к собственным представлениям о монументальном в архитектуре. В каждой стране готический стиль принимал особые черты, но несмотря на это, он явился вторым общеевропейским художественным стилем средневековья

3.1 Готический стиль во Франции

Более трех столетий продержалась готика во Франции: последняя треть XII и первая четверть XIII века — ранняя готика; с 20-х гг. до конца XIII века — зрелая, или высокая, готика; XIV—XV века — поздняя готика, иногда называемая «лучистой», а затем «пламенеющая», чья бурно разросшаяся декоративность обретает уже самостоятельное значение[16].

Франция является родиной готического стиля в архитектуре, поэтому здесь присутствуют архитектурные сооружения всех периодов. Каменные готические соборы получили во Франции свою классическую форму. Как правило, это 3-5 - нефные базилики с поперечным нефом (Шартрский собор). На фасадах соборов варьируются стрельчатые арки и богатые архитектурно-пластические декорации, детали — узорные вимперги,фиалы, краббы и т. д. Статуи на консолях перед колонками порталов и в их верхней арочной галерее, рельефы на цоколях и в тимпанахпорталов, а также на капителях колонн образуют цельную символическую сюжетную систему, в которую входят персонажи и эпизоды Священного писания, аллегорические образы.

Готический стиль во Франции проявился и в светских постройках. На главной площади городов строились ратуши с обильным декором, нередко с башней (ратуша в Сен-Кантене, 1351—1509), возводились королевские и дворянские замки (Амбуаз (1492-1498), Гайон (1501—10)), дома богатых горожан[17].

В Готике Франции органически переплелись лиризм и трагические аффекты, возвышенная духовность и социальная сатира, фантастический гротеск и фольклорность. В эту в эпоху расцвела книжная миниатюра и появилась алтарная живопись; достигло высокого подъёма декоративное, искусство, связанное с высоким уровнем развития цехового ремесла.

В 15 в. готический стиль переживает во Франции свой поздний этап, получивший название «пламенеющей готики»: своды становятся очень сложными, в кружеве каменных форм возникает мотив, напоминающий язычок пламени, этот рисунок переходит с оконных проемов на порталы и даже панели стен (церковь Сен Маклу в Руане). По-видимому, работавшие там мастера оказались под влиянием характерного для Англии декоративного направления. В пользу этого говорит тот факт, что произведения в стиле пламенеющей готики чаще встречаются в Нормандии, которая в эпоху Столетней войны входила в состав английского королевства. В поздней Готике, во Франции, получили распространение скульптурные алтари в интерьерах, объединяющие деревянную раскрашенную и позолоченную скульптуру, и темперную живопись на деревянных досках. Сложился новый эмоциональный строй образов, отличающийся драматической (нередко экзальтированной) экспрессией, особенно в сценах страданий Христа и святых. Появились росписи на светские сюжеты (в папском дворце в Авиньоне, 14—15 вв.)[18]. Части храмов украшались рельефами, статуями, растительным орнаментом, изображениями фантастических животных; характерно обилие в декоре светских мотивов (сцены труда ремесленников и крестьян, гротескные и сатирические изображения). Разнообразна и тематика витражей, в гамме которых преобладали красные, синие и жёлтые тона.

Среди соборных сооружений во Франции классическими примерами готического стиля являются Собор Нотр-Дам де Пари, который является великолепным образцом раннего готического стиля, Собор в Реймсе и Амьенский Собор (зрелая готика)[19].

3.2 Готический стиль в Англии

Англия была первой страной, перенявшей от Франции вслед за романским готический стиль, который она переработала на свой лад. Условия, определившие историческое развитие английского государства, определили и характер английской готики. Как и страны материковой Европы, Англия переживала в то время экономический подъем. Однако в отличие от этих стран развитие промышленности и торговли Англии определялось в первую очередь не городом, а деревней, где производилось и перерабатывалось сырье, предназначенное на вывоз. Не бюргерство. а дворянство играло в английской экономике главную роль, и, значит, городские интересы не имели в стране решающего значения. Вот почему храмовое строительство оставалось там преимущественно монастырским, как и в романское время. Собор воздвигался не в центре города как символ его богатства и славы, а за городом, где помещался монастырь[20]. Во Франции или в Германии собор царил над теснившимися у его подножия низкими жилищами горожан, а в Англии собор гармонически вписывался в пейзаж, служивший ему живописным обрамлением, и потому был ниже и протяженнее. Но английские зодчие выразили стремление в верх по своему. Воздвигая соборы все более вытянутыми в длину, они снабжали их стрельчатыми дугами, многократно повторяющимися в окнах, и таким же изобилием настенных вертикальных переплетов, с добавлением третьей башни, уже не фасадной, а расположенной над средокрестьем (примером такого стиля может служить Собор в Солсбери – классический памятник английской готики[21]). Растянутость храмового здания, узаконенное его место среди ровного живописного пейзажа с упором на вертикальность не архитектурного целого, а архитектурно-декоративных деталей фасада и интерьера — таковы отличительные черты английского готического зодчества.

В развитии английской готики можно условно выделить три периода. На последние десятилетия 13 в. и самое начало 14 в. приходится период ранней готики. Этот стиль ближе к французскому, тогда обычно применяли простые четырехчастные своды. Декоративных элементов немного. Узким окнам приданы стрельчатые завершения. Более разработанная система декорации появляется в Вестминстерском аббатстве в самом конце периода. Вестминстерское аббатство – «самое французское» из английских зданий, самое высокое, построенное с применением системы контрфорсов.[22]

В 14 в. зарождается т.н. украшенная готика. Как следует из ее названия, декоративность приходит на смену строгости ранней английской готики. Изменение притерпевают окна соборов. Их ширина увеличивается настолько, что становится необходимым наличие декоративных скульптурных элементов между панелями витража. Сначала завершения окон сплошь заполняются окружностями и дугами, затем этот рисунок сменяется вьющимися кривыми, образующими сложный орнамент. В 15 в. на смену «украшенной готике» приходит «перпендикулярная готика». Это название связано с преобладанием вертикальных линий в рисунке декоративных элементов. Перпендикулярная готика просуществовала до начала 16 в.

Многие английские соборы были монастырскими, но даже те, что не входили в состав монастырей, сохраняли в своем облике черты монастырской архитектуры, например примыкающий к собору замкнутый двор, или клуатр. Часто главный вход в собор устраивался со стороны одного из боковых нефов, а не с западной стороны. В связи с относительно небольшой высотой сводов, возвышавшихся над сравнительно узкими нефами, и достаточно большой толщиной стен не возникало необходимости в использовании контрфорсов и аркбутанов[23].

В городском жилищном строительстве большую роль продолжал играть типичный для Англии фахверк. В общем, английское направление готики не слишком отличалось от французского готического стиля, однако привнесло в готику свои национальные особенности.

3.3 Готический стиль в Германии

Переход от романской архитектуры к готике происходил в Германии значительно медленнее чем во Франции. В противоположность Франции и Англии, где в условиях развитого феодализма начали складываться централизованные монархии, в Германии в силу особых исторических условий политическая раздробленность продолжала усиливаться. «Вормский конкордат» закрепил феодальную раздробленность страны, и германское королевство фактически распалось на отдельные княжества. В связи с этим готический стиль имел свои региональные особенности даже внутри страны[24].