В Германию готика тоже пришла из Франции примерно в середине 13 века и первое время оставалась практически без изменений (Кельнский собор был прототипом Амьенского)[25]. Однако немецкие зодчие изменили классический архитектурный ансамбль. Французская роза была заменена стрельчатым окном над главным входом, были нарушены боковые горизонтали контрфорсами. В поздний период немецкие мастера сооружали над соборами ажурные каменные шпили. Большинство церквей были с внутренним зальным пространством (Элизабеткирхе в Марбурге, 1235- 83), в юго – западных областях сложился тип 1-башенного собора (Фрайбургский Собор[26]), на севере и северо-востоке,возникла так называемая кирпичная готика, создавшая новые конструктивные и художественные приемы (монастырь в Корине, 1275-1334; Мариенкирхе в Любеке). Для декорирования кирпичной готики применялся глазурованный и фигурный кирпич. Многообразны по типам, композиции и декору каменные, кирпичные и фахверковые светские постройки (городские ворота, ратуши, цеховые и складские здания, танцевальные залы)[27].
Все эти особенности германской архитектуры наиболее существенно изменили классическую французскую готику, однако эти изменения ничуть не умаляют искусство немецких зодчих, а даже наоборот. Некоторые искусствоведы утверждают, что только в немецком зодчестве полностью выявлена сущность готического стиля и использованы все его возможности. В общем можно сказать, что германские архитектурные произведения принадлежат к выдающимся произведение готического искусства.
Заключение
Эпоха готического стиля началась в XII веке, и повсеместно заменила собой господствующий ранее романский стиль. Такой переход был подготовлен социо-культурными, религиозными и политическими изменениями, начинавшими происходить в средневековом обществе. Во всех областях жизни средневекового общества возрастает значение светского, рационального начала. Церковь постепенно утрачивает доминирующие позиции в духовной сфере. По мере развития городской культуры, с одной стороны, начали ослабевать церковные ограничения в области искусства, а с другой - стремясь максимально использовать идеологическую и эмоциональную силу искусства в своих целях, церковь окончательно вырабатывает свое отношение к искусству, нашедшее выражение в трактатах философов этого времени[28]. Средневековые схоласты утверждали, что искусство есть подражание природе. Хотя дидактизм, способность выражать религиозные догматы и ценности, по-прежнему признавался главной задачей искусства, схоласты не отрицали и эмоциональную силу искусства, его способность вызывать восхищение.
В замысле готического собора проявились и новые идеи католической церкви, и возросшее самосознание городских слоев, и новые представления о мире. Динамическая устремленность ввысь всех форм собора отражала христианскую идею устремленности души праведника к небу, где ей обещано вечное блаженство. Религиозные сюжеты сохраняют свое доминирующее положение в готическом искусстве. Образы готической скульптуры, олицетворяющие догматы и ценности христианства, сам облик собора, все формы готического искусства призваны были способствовать мистическому восприятию Бога и мира. Вместе с тем нарастающий интерес к человеческим чувствам, к красоте реального мира, стремление к индивидуализации образов, возрастание роли светских сюжетов, усиление реалистических тенденций - все это отличает готический стиль от романского как более зрелый стиль искусства, отразивший дух своего времени, его новые веяния - пробуждение разума и чувств, нарастающий интерес к человеку[29].
Готический стиль изменил облик средневекового города, способствовал развитию светского строительства. В городах начинают возводить Ратуши с открытыми галереями. Замки аристократов все более напоминают дворцы. Богатые горожане строят дома с островерхими двускатными крышами, узкими окнами, стрельчатыми дверными проемами, угловыми башенками.
В готическую эпоху высокого расцвета достигло декоративно-прикладное искусство. Готика преобразила бытовые вещи, мебель, различные предметы церковного обихода. В этот период оформляется готическое письмо с вытянутыми и изломанными линиями. В готическом стиле работали золотых и серебряных дел мастера, скульпторы и резчики по дереву, граверы по дереву и меди. Расцветает и искусство миниатюры, в котором прослеживается усиление светских мотивов. Даже в иллюстрации религиозного содержания художник часто включал бытовые детали, рисовал на полях книг всевозможных химер или вольные сюжеты, например, сценки из городской жизни.
Готическое искусство с его интересом к явлениям реального мира, усилением роли светских сюжетов, стремлением к жизненной выразительности, конкретности скульптурных образов подготовило расцвет искусства Ренессанса.
Список Источников
1. Всеобщая история архитектуры 12 т. Архитектура Западной Европы в Средние века. Т. 4.
2. Гоголь Н. В. Об архитектуре нынешнего времени. М.; 1952г.
3. Гюго. В. Собор Парижской Богоматери.
4.Мандельштам О. Э. Камень. М.; 1923г.
Список литературы
1. Власов В.Г. Готический стиль. http://www.pseudology.org/Architecture/GothicStyle.htm
2. Готический стиль http://www.dbfolio.com/gothic.htm/
3. Готика. http://cih.ru/ae/af13.html
4. Готический и романский стили - единство и противоположность. История Архитектуры. http://www.arhitekto.ru/txt/3fgot14.shtml
5. Готический стиль в архитектуре. http://www.gothic.com.ua/Sections/Architecture/261.html
6. Гуревич П.С. Культурология: Учебник. М., 2005.
7. Ивлев С.А. Художественная культура Средневековья. М., 2001.
8. Кондрашов В. А., Чичина Е. А. Эстетика средневековья. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. http://www.countries.ru/library/middle_ages/srveste.htm
9. Культурология: Учеб. Пособие для вузов/Под ред. Проф. А.Н.Марковой. 3-е изд. – М.1998.
10. Муратова К. М. Мастера французской готики Х11-Х111 веков. Искусство, М., 1988.
11. Петров М. И. История европейской культуры. РОССПЭН. 2004.
[1] Гуревич П.С. Культурология: Учебник. М., 2005. Ст. 192.
[2] Власов В.Г. Готический стиль. http://www.pseudology.org/Architecture/GothicStyle.htm
[3] Гоголь Н. В. Об архитектуре нынешнего времени. М.; 1952г.
[4] Мадельштам О. Э. Камень М.; 1923г.
[5] Гюго В. Собор Парижской Богоматери.
[6] Готический стиль http://www.dbfolio.com/gothic.htm/
[7] Готический и романский стили - единство и противоположность. История Архитектуры. http://www.arhitekto.ru/txt/3fgot14.shtml
[8] Всеобщая история архитектуры в 12 т. Архитектура Западной Европы в Средние века. Т. 4. М.; 1967г.
[9]Готика. http://cih.ru/ae/af13.html
[10] Власов В.Г. Готический стиль. http://www.pseudology.org/Architecture/GothicStyle.htm
[11] Приложение 1.
[12] Кондрашов В. А., Чичина Е. А. Эстетика средневековья. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. Ст. 154
[13] Ивлев С.А. Художественная культура Средневековья. М., 2001. Ст. 98.
[14] Кондрашов В. А., Чичина Е. А. Эстетика средневековья. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. http://www.countries.ru/library/middle_ages/srveste.htm
[15]Всеобщая история архитектуры в 12 т. Архитектура Западной Европы в Средние века. Т. 4. М.; 1967г.
[16] Муратова К. М. Мастера французской готики Х11-Х111 веков. Искусство, М., 1988. Ст 58.
[17]Готический стиль в архитектуре. http://www.gothic.com.ua/Sections/Architecture/261.html
[18] Там же.
[19] Приложение 1.
[20] Всеобщая история архитектуры в 12 т. Архитектура Западной Европы в Средние века. Т. 4. М.; 1967г. Ст. 425.
[21] Приложение 2
[22] Там же.
[23]Готический стиль в архитектуре. http://www.gothic.com.ua/Sections/Architecture/261.html
[24] Всеобщая история архитектуры в 12 т. Архитектура Западной Европы в Средние века. Т. 4. М.; 1967г. Ст. 433.
[25] Приложение 3
[26] Там же
[27]Готический стиль в архитектуре. http://www.gothic.com.ua/Sections/Architecture/261.html
[28] Культурология: Учеб. Пособие для вузов/Под ред. Проф. А.Н.Марковой. 3-е изд. – М.1998. Ст. 186.
[29] Петров М. И. История европейской культуры. РОССПЭН. 2004. Ст. 112.