В Германии расцвет Готики наступил в середине 13 в.. Здесь рано появились зальные церкви (Элизабеткирхе в Марбурге, 1235-83); на Ю.-З. сложился тип однобашенного собора (Фрейбургим-Брейсгау, около 1200 - конец 15 в.; Ульм, 1377 - 1529, высота оконченной в 19 в. башни 162 м); на С. строились кирпичные церкви (монастырь в Корине, 1275-1334; Мариенкирхе в Любеке, около 1270-1350), в которых упрощение планов, объемов и конструкции сочеталось часто с узорной кладкой, применением глазурованного и фигурного кирпича (Мариенкирхе в Пренцлау, 1326-40). Многообразны по типам, композиции и декору каменные, кирпичные и фахверковые светские постройки - городские ворота, ратуши, цеховые и складские здания, госпитали, танцевальные залы - с арочными галереями, башенками, эркерами. Впечатляющая конкретность образов и мощная пластическая экспрессия отличают скульптуру соборов (Бамберг, Магдебург, Наумбург - 13 в.), располагавшуюся, как правило, в интерьерах. Виртуозной изобретательностью отмечены декоративные изделия (эмали Рейнской области, реликварии, кубки, ковры, мебель). Поздняя немецкая Г. (конец 14 - начало 16 вв.) породила блестящие образцы зальных церквей (Анненкирхе в Аннаберг-Буххольце, 1499-1525) и дворцовых залов (Альбрехтсбург в Мейсене, 1471-1485) со сложными сводами; расцвели алтарные скульптура и живопись. Крупные готические постройки возникли в Австрии (готические части собора св. Стефана в Вене, 1304-1454 и Швейцарии (собор в Берне, 1421-1588) (см. рис. 3)).
Славу нидерландской Готики принесли великолепные башни соборов в Антверпене (1521-1530) и Мехелене (1452-1578), но особенно гражданские постройки (суконные ряды в Ипре, 1200-1304, в Брюгге, 1248-1482; ратуши в Брюсселе, 1401-55, Лёвене, 1448-59, Ауденарде, 1526-37), декор которых подчас фантастически сложен и богат.
В Англии предпосылки для Готики возникли раньше, чем на континенте (первые в Европе готические своды - в соборе в Дареме, около 1130-33), но развитие её, прерывавшееся внутренними историческими потрясениями, было замедленным и длительным. Английские соборы, большей частью монастырские, обычно представляют собой невысокий вытянутый в длину объём с прямоугольным завершением хора и башней над средокрестием. Упрощённость и геометричность объёмов как бы возмещаются сложностью узора на фасаде и сводах. По формам декора различаются стили: ранний ("ланцетовидный"; собор в Солсбери, 1220-1266), "украшенный" (близкий к "пламенеющей" Г.; собор в Эксетере, между 1275-1375) и "перпендикулярный", не имеющий аналогий в др. странах и отличающийся дробным ритмом непрерывающихся вертикалей на стенах и окнах и чисто декоративным прихотливым плетением нервюр на сводах и резных потолках (хор собора в Глостере, 1329-77; капелла Кингс-колледжа в Кембридже, 1446-1515). С Г. связан расцвет английской книжной миниатюры, резьбы по алебастру и дереву и вышивки. Влияния английской, французской, а также немецкой кирпичной Г. переплетались в готическом зодчестве Норвегии (собор в Тронхейме, готической части - 1180-1320), Дании (собор св. Кнуда в Оденсе, около 1300-15 в.), Швеции (церковь в Вадстене, 1369-1430).
В Испании городские соборы (Леон, 1205-88; Севилья, 1402-1506) велики по размерам, имеют пышно украшенные фасады и небольшие окна; интерьер разделён надвое заалтарным образом (ретабло) со скульптурой и живописью. Влияние мавританского искусства сказалось особенно сильно в Г. Каталонии и юга страны. В Каталонии позднеготические однонефные залы перекрывались сводами большого пролёта, опирающимися на укрепленные контрфорсами стены (собор в Жероне, 1325-1607, ширина нефа 24 м). Крупные сводчатые залы создавались и в светских зданиях (биржа в Пальме на Мальорке, 1426-51). В 16 в. готические конструкции были перенесены в испанской колонии в Америке.
Своеобразна Г. Италии, где в 13-14 вв. готические элементы включались в храмы, сохранявшие общий романский тип (собор в Орвието, 1290-1569); даже храмам с готическими сводами (Санта-Мария Новелла во Флоренции, около 1278 - около 1360) присущи статичность масс, ясная обозримость обширного пространства. В богатых итальянских городах велось интенсивное строительство гражданских зданий - ратуш (Палаццо Публико в Сиене, 1297-1310) и дворцов (Дворец дожей, в основном 14-16 вв., и Ка д'Оро, 1422-40, в Венеции), где были оригинально переработаны черты готического стиля. Влияние венецианской Г. ощутимо в архитектуре Далмации, Греции, Крита, Кипра. В итальянском изобразительном искусстве распространение Г. было ограничено ранним развитием культуры Возрождения.
В восточных областях Европы готическим постройкам нередко присущи крепостные черты, лаконизм и даже суровость форм. В Венгрии Готика распространилась в конце 13-15 вв. (церковь св. Михаила в Шопроне, замок в Вишеграде). Расцвет чешской готики относится к 14 в., когда были начаты собор св. Вита и Староместская ратуша в Праге, зальный храм св. Барбары в Кутна-Горе (1388-1547), построены Карлов мост в Праге (1357 - 1378), королевский замок Карлштейн (1348-1357) и зальные церкви южной Чехии. Г. распространилась в Словакии (собор в Кошице, 1382-1499), Словении (церковь в Птуе, 1260), Трансильвании (Чёрная церковь в Брашове, около 1385 - около 1476). В Польше развитие Г. началось в 13-14 вв. Войны с Тевтонским орденом стимулировали развитие крепостной архитектуры, а подъём городов обусловил расцвет светского зодчества (ратуши в Гданьске, 1378-1492, и Торуни, 13-14 вв.). Церкви строились в основном из кирпича (костёл Девы Марии в Кракове, около 1360-1548; зальный костёл Девы Марии в Гданьске, 1343-1502)и нередко украшались фресками. В Латвии переход к Г. падает на 13-14 вв. (Домская церковь в Риге, 1211 - около 1300; замок в Цесисе, 13-16 вв.). В южной Эстонии в 14 в. строились кирпичные готические церкви (церковь Яани в Тарту, до 1323). Готический облик Таллина определился в 14-15 вв., когда были построены стены и многие башни, сложились укрепленный центр - Вышгород (Тоомпеа) и бюргерская часть города с ратушей (до 1341-1628) и церковью Олевисте (хор - около 1400). К 14-15 вв. относятся и ранние готические памятники Литвы (Тракайский замок на острове); в 15-16 вв. богатый кирпичный декор получают церковь Онос в Вильнюсе (окончена в 1580) и дом Перкуно в Каунасе.
В позднеготическую эпоху накопление эмпирических знаний, рост интереса к реальному миру, к наблюдению и изучению натуры, усиление роли творческой индивидуальности всё больше вступали в противоречие с догматической основой Г., вели к её распаду и подготавливали почву для ренессансной системы миросозерцания. Этот процесс отчётливо проявился в 14 в. во французской миниатюре, в скульптуре (Клаус Слютер, Клаус де Верве) и живописи (Мельхиор Брудерлам и др.) Бургундии, в чешской скульптуре (Петр Парлерж) и живописи (мастер Теодорик, мастера Вышебродского и Тршебоньского алтарей). Ещё интенсивнее он шёл в 15 в., ускоренный влиянием итальянского и нидерландского Возрождения, а в 16 в. Г. повсеместно уступала место ренессансной культуре. Тем не менее национальное готическое наследие, глубоко укоренившееся в народной жизни многих европейских стран, оказывало сильное влияние на искусство Возрождения и барокко, особенно в Северной Европе, а затем стало объектом подражания и стилизацииhttp://slovari.yandex.ru/redir?dtype=encyc&url=www.rubricon.com/partner.asp%3Faid%3D%7bB095E6EE-6B40-4C2C-A5E6-7FE7598B25B8%7d%26ext%3D0. Романтизм 19 в. усилил интерес к Г., вошедшей в круг основных источников духовных традиций человечества. Археологическое изучение Г. вызвало возрождение принципов готической конструкции, повлияв на формирование новых конструктивных систем, а попытки реставрации средневековых художественных ремёсел стали отправной точкой для поисков новых путей развития декоративного искусства.
Ах, дамы господа,
Позвольте нам начать
И пьесу показать
Про смерть и про любовь
Как, правило, готическая литература – является шедевром Мировой классики. В отличие, от всех остальных литературных направлений в готической литературе сосредоточены учения о религии философии и мистики.
Прежде чем начать приводить примеры, классиков готики я бы хотел немного уточнить о различиях этого стиля от других:
История не содержала фактов о старинных готических преданий, кроме бессмертного произведения «Фауста» Гете, поэтому речь будет идти о новом и новейшем времени, хотя стили старины и новизны литературной готики схожи.
Главное в готической литературе – это смерть, одиночество, грусть и любовь, где смерть – не наказание, а спасение, а любовь – это злой рок, с которым надо бороться. Здесь все понятно, хотя выглядит запутанным. Смерть для готической литература характерна своей живучестью, поэтому, чаще всего там упоминается о вампирах (рис. 4), оборотнях и призраках (см. ниже). Они могут полюбить, но не могут жить, с этой любовью. Им даровано бессмертие, они живут вечно, но те, кого они любят, как правило, смертны.