Хотя само понятие Camp появилось гораздо позже, именно в конце восемнадцатого века происходит оформление основных черт этого явления. И именно в то время готика становится тем, чем она является и по сей день – стилистическим течением, эстетизирующим мистически мрачные и таинственные стороны бытия. Началом оформления готики как культурного явления новой эпохи, согласно большинству исследований, происходит в сфере литературы в связи с рождением принципиально нового жанра – готического романа.
Первым в истории английского литературоведения подобным произведением принято считать «Замок Отранто» Гораса Уолпола. Следует отметить, что роман был опубликован в 1764 году, тем самым, дав начало традиции, которая жива по сей день. Несмотря на то, что жанр готического романа в следующие годы приобрёл невероятную популярность, сам «Замок Отранто», судя по отзывам многочисленных критиков и ценителей, не представляет собой большой художественной ценности, это как бы просто шаг к развитию жанра[2].
Сюжет описывает политическую интригу, происходящую в эпоху Средневековья в выдуманном итальянском королевстве Отранто, чей трон хочет узурпировать знатный негодяй по имени Манфред. Осуществлению его намерений мешает ряд стихийно происходящих сверхъестественных явлений, самым красочным из которых стал падающий с неба дождь из огромных рыцарских шлемов и латных перчаток. Остальные кошмары Манфреда не слишком отличаются от описанного выше.
Несмотря на то, что многие места «Замка Отранто» покажутся современному читателю откровенно смешными, роман вполне органично вписался в литературную строку того времени. Авторы более поздних произведений готической литературы, благодаря этому образу, начали широко использовать элементы, изобретённые Уолполом. Старые замки, старые картины, старые истории и болтовня стариков могут перенести в прошлое, которое не способно ко лжи». Уолпол и его последователи описывали то Средневековье, которое никогда не существовало, Средневековье мифическое, Средневековье в стили Camp. Примерно таким же образом современное направление готов в качестве идеала используют мифический вариант викторианской эпохи истории Англии с тем чтобы, дать простор своей фантазии, или же выдвигают модель ещё более фантастического будущего (этим отличаются также те, кто называет себя «киберготами»).
Рассматривая сам жанр готического романа, нельзя не упомянуть об Энн Радклифф, которая и поныне считается непревзойдённым мастером жанра. В её произведениях, впрочем, все элементы сверхъестественного рано или поздно получают разумное объяснение. В начале самого известного из её романов, «Тайны Удольфо», главная героиня, Эмили, бродя по коридорам и комнатам старого замка, находит некий таинственный предмет, завёрнутый в чёрную ткань.
На протяжении сотен страниц нервическая героиня пытается набраться мужества для того, что бы всё-таки снять с него покрывало. Когда это, наконец, происходит, Эмили обнаруживает полуразложившийся, изъеденный червями труп. Бедная барышня, естественно, незамедлительно падает в обморок. В результате ужасающий мертвец оказывается восковой фигурой, вылепленной средневековыми монахами в назидание грешникам. Этот финал не перестаёт до сих пор разочаровывать жаждущих мистики читателей на протяжении более чем двухсот лет.
Одним из самых знаменитых среди жанра готических романов стал «Монах» Мэттью Грегори Льюиса[3]. Опубликованный в 1796 году, его сюжет описывает испанского аббата XVII века, известного своей добродетелью и правильностью. Амброзио – так зовут героя, - не смог устоять перед прелестями молодой красавицы Матильды, оказавшейся самым что ни на есть настоящим дьяволом в человеческом обличье. С этого момента жизнь Амброзио всё больше полнится пороком, преступлениями и чёрной магией. Кульминацией становится изнасилование некогда праведным аббатом своей родной сестры и убийство матери.
Следует отметить тот факт, что с наступлением эпохи романтизма Европу охватывает всеобъемлющая мода на готику. С конца XVIII века готические мотивы тут и там начинают появляться в архитектуре – аристократия того времени непременно хотела жить в мрачных тёмных замках, украшенных островерхими башнями и стрельчатыми окнами. В ресторанах и отелях больших городов были готические столовые и готические гостиные, и люди хотели, что бы всё здание было готическим – с подземельями, зубчатыми стенами и подъёмными мостами».
Европейская готика начала девятнадцатого века была напрямую связана с романтизмом. В те годы смысл слова «романтика» достаточно сильно отличался от его современного значения. «Романтика» прежде всего, подразумевала страсть, причём такой страстью могла быть не только любовь, но и ненависть, жажда мести и злодеяний.
Крупнейшим представителем романтизма был знаменитый английский поэт лорд Байрон, высланный из родной страны за связь с собственной сестрой. Герои Байрона – мрачные, полные гордыни изгнанники, сражающиеся со всем миром и воплощающие собой абсолютный, граничащий с абсурдом индивидуализм.
На эпоху романтизма приходится множество готических сюжетов, и одним из самых знаменитых становится история, сочинённая Мэри Шелли, женой другого великого английского поэта Перси Б. Шелли. Написанный ею роман назывался «Франкенштейн». Это история о монстре, собранном из кусков человеческих тел, ополчившемся на создавшего его человека, до сих пор является крайне популярным среди любителей различных ужасов. Он претерпел бессчётное количество экранизаций, в этом отношении не сильно уступая самому Дракуле. Сюжет «Франкенштейна» можно назвать откровенно романтическим: несчастный монстр мстит своему создателю за абсолютное одиночество и отверженность, на которые тот его обрёк.
Другой известный готический роман того времени – «Мельмот-скиталец», написанный Чарльзом Робертом Мэтьюрином, был опубликован в 1820 году. Эта история абсолютного изгоя, индивида, продавшего душу Сатане в обмен на сверхъестественную силу и вечную жизнь. Несмотря на обретённые способности, Мельмот, снедаемый абсолютным одиночеством, жаждет обрести покой, что ему, естественно, не удаётся.
Стоит подчеркнуть, что одним из самых одарённых авторов готических историй стал американский поэт Эдгар Аллан По (1809 – 1849). Такие рассказы Эдгара По, как «Лигейя» и «Падение дома Ашеров», заслуженно были причислены к лику шедевров мировой литературы. По своей канве многие из его произведений схожи с архаичными готическими романами конца
Во второй половине девятнадцатого века литературная готика приобретает всё большую силу. Лишённая откровенной наивности ранних готических романов, избавленная от иллюзий и стереотипов романтизма, готика теперь органично вливается в новое, невероятно популярное культурное направление – декаданс.
Викторианская мода на вампиров влилась в жизнь благодаря ирландцу Шеридан Ле Фаню. Его новелла «Кармилла», опубликованная 1972 году, повествует о прекрасной вампире, пьющей кровь из молодых девушек. Эта история была полна недвусмысленных лесбийских ассоциаций, что, вопреки предположениям, не вызвало особого скандала – не смотря на личную неприязнь королевы Виктории к гомосексуалистам, она не испытывала подобных чувств к лесбиянкам. Через семнадцать лет после «Кармиллы» свет увидел самый знаменитый на сегодняшний день вампирский роман - «Дракула» Брэма Стокера. Широкой публике известно, что это произведение претерпело более сотни экранизаций, а его главный антигерой – легендарный вампир граф Дракула стал одним из самых популярных персонажей жанра «хоррор».
В двадцатом веке, примерно до семидесятых годов, готическая традиция проявляла себя в основном в сфере кинематографе. Готическое кино обязательно станет темой отдельной публикации нашего цикла о готике, равно как и готическая музыка всех направлений. Сейчас мы являемся свидетелями уже четвёртой волны интереса к готической культуре.
Первый всплеск приходиться на конец восемнадцатого – начало девятнадцатого века, когда возник готический роман, за которым последовал романтизм. Второй вспышка повального увлечения готикой приходится на вторую половину девятнадцатого века, третья связана с влиянием пост-панка и нью-вейва.
То, что происходит сегодня, смотрит одновременно не только в прошлое, но и в будущее. Концертные площадки и клубы заполняют готы-эскаписты, демонстративно, как и во все времена, провозглашающие свою инаковость, отверженность и приобщённость тёмной стороне. Сегодня готика является частью массовой индустрии, включающей в себя производство не только кино, музыки и ширпотребных книг, но и предметов соответствующего имиджа.
Готический рассказ или роман, другими словами его можно охарактеризовать как «черный роман», наполненный таинственными приключениями, мистикой возник как реакция на миропонимание и эстетику европейского Просвещения. Готический роман имеет следующие отличительные черты:
1. Сюжет строится вокруг тайны – например, чьего-то исчезновения,неизвестного происхождения, нераскрытого преступления, лишения наследства. Обычно используется не одна подобная тема, а комбинация из нескольких тем. Раскрытие тайны откладывается до самого финала. К центральной тайне обычно добавляются второстепенные и побочные тайны, тоже раскрываемые в финале.
2. Повествование окутано атмосферой страха и ужаса и разворачивается в виде непрерывной серии угроз покою, безопасности и чести героя и героини.
3. Мрачная и зловещая сцена действия поддерживает общую атмосферу таинственности и страха. Большинство готических романов имеют местом действия древний, заброшенный, полуразрушенный замок или монастырь, с темными коридорами, запретными помещениями, запахом тлена и шныряющими слугами – соглядатаями. Обстановка включает в себя завывание ветра, бурные потоки, дремучие леса, безлюдные пустоши, разверстые могилы – словом, все, что способно усилить страх героини, а значит, и читателя.