Содержание
Введение
Глава 1. Развитие готического жанра в истории литературоведения
1.1.От истоков и традиций к развитию готических рассказов
Глава 2. Особенности жанра готики в английском литературоведении
2.1. Основные формы добра и зла в готическом жанре
2.2. Организация пространства в готическом романе
Заключение
Библиографический список
Как мы знаем, характер и формы использования языка так же многообразны, как и формы человеческой деятельности. Другими словами, язык используется в форме конкретных высказываний участников какой-либо человеческой деятельности. Конкретные единичные высказывания могут быть как письменными, так и устными. Эти высказывания отражают условия и задачи каждой области человеческой деятельности не только содержанием, но и жанром, отбором средств языка (лексика, фразеология, грамматика), композицией.
Актуальность данной работы заключается в том, что литературные жанры изучались с древнейших времен, но никогда не считалось, что эти жанры имеют иное происхождение, отличное от происхождения речевых жанров и схожи с ними только в языковой природе. Специфика различных литературных жанров, в том числе и готического, всегда заслоняла их общелингвистическую природу. Но именно с разнородностью и связана с одной стороны - трудность определения их общей природы, а с другой, это разноплановность помогает раскрывать полноту и единичность жанра. Рассматриваемые нами в данной курсовой работе, готические рассказы не стали исключением.
Цельюданнойкурсовой работы является определение, становление, а также развитие готического жанра в истории литературоведения.
Для достижения этой цели решаются следующие задачи:
1. выявление истоков появления и развития готического жанра в английской литературе.
2. рассмотрение основополагающих традиций в жанре готических рассказов.
3. определение особенностей жанра готических рассказов.
Объектом проводимого нами исследования является готический рассказ и его становление в рамках истории зарубежного литературоведения.
Материалом исследования являются труды таких известных лингвистов – языковедов как Бахтин М.М., Гальперин И.Р., Долинин К.А., Жирмунский В.М., Кухаренко Б.А., Мороховский Б.А., Приданникова Т.
Научная новизна данной исследовательской работы заключается в том, что существует не значительное количество исследовательских работ по данной теме, которые требуют упорядочности. А в данной курсовой работе нами представлен детальный анализ данного вопроса с по теме и соответствующими выводами, которые включают в себя литературоведческий анализ.
Практическая ценность данной курсовой работы заключается в том, что результаты анализа роли готических рассказов, приведенные в данной работе, могут быть использованы в качестве практического материала при рассмотрении данной темы в художественных текстах, а также помогут совершенствованию понимания художественных текстов в плане поиска большего соответствия в процессе перевода, а также при чтении общих и специальных лекционных курсов по зарубежной литературе, на семинарских занятиях по теории литературы, истории зарубежной литературы.
Структура данной курсовой работы включает в себя следующие пункты: введение, две главы, заключение и библиографический список использованной литературы.
Во введении дается цель и задачи работы, а актуальность, практическая ценность, структура, проводимого исследования и его объект. В первой главе рассматриваются происхождение понятия «готика», которое неразрывно связано с историей английского литературоведения. Определяются установленные традиции и развитие в готическом жанре. Вторая глава посвящена рассмотрению лингвистических особенностей исследуемого нами литературного жанра, который имеет отличные от других жанров формы и функции, а также построен на своеобразном лейтмотиве. В заключении даются выводы по работе, и приводиться список использованной литературы.
Приступая к изучению исследуемой темы в истории английской литературы XVIII столетия, надо вспомнить, что Англия - послереволюционная страна, дальше других продвинувшаяся к тому времени по пути становления буржуазной действительности. Это, тем не менее, не только не приглушило просветительских устремлений английских деятелей культуры, но, напротив, способствовало раннему появлению этих устремлений, обусловило серьезное влияние английской раннепросветительской мысли на европейскую. Поэтому целесообразно начать знакомство с западноевропейской литературой XVIII века именно через литературу этой страны.
Необходимо почувствовать, как в обществе, освобожденном от традиционной замкнутости, регламентации, возрастает интенсивность духовной, общественно-политической и культурной жизни. Это выражается, в частности, и в том, какую роль играют жанры в Англии. Очень важной особенностью английской культуры XVIII века было также то, что англиканская церковь не противопоставляла себя Просвещению, но в какой-то мере отвечала его идеалам веротерпимости, что, благодаря характерному для Англии этой эпохи «постоянному перемещению классов», значительная часть англичан воспринимала и разделяла идеи и цели Просвещения.
Итак, исследуя происхождение термина «готика» мы сталкиваемся в некоторой мере с разносторонними взглядами исследователей языка. Сам термин «готика» можно посчитать чрезвычайно ёмким, и, во многих аспектах, весьма противоречивым. Изначальный, научно-академический смысл слова «готика» имеет мало общего с его современной интерпретацией.
В те времена, когда понятие «готика» было введено в культурный обиход, молодых людей, носящих чёрную одежду и красящих лица в белый цвет «под труп», к счастью, ещё не существовало. В терминологии лингвистов - искусствоведов, «готический» стиль означает одно из направлений живописи и архитектуры средневековой Западной Европы. В готическом стиле были построены многие католические соборы, расписаны алтари и стены знаменитых церквей[1]. Таким образом, готика в своей классической интерпретации – лишь один из господствовавших в раннем средневековье стилей искусства, причём искусства исключительно христианского.
Отдельный интерес представляет происхождение самого термина. Слово это имеет корень «гот», обозначающий представителя одного из крупнейших германских племён, вторгшихся в Европу в IVв. н.э. и основавших свои королевства на землях, отторгнутых у Римской Империи. Несмотря на то, что Рим к тому времени с каждым годом всё ближе приближался к своему окончательному падению, он всё ещё выступал символом порядка и цивилизации.
Позднелатинское выражение «готика» стало синонимом понятию «варварство» в самом негативном смысле этого слова. Под «готикой» подразумевался конец эпохи господства цивилизации и наступление Тёмного Средневековья, включавшего в себя целые столетия упадка культуры и моральных норм.
Как направление в искусстве, «варварская» готика фактически противопоставлялась Золотому Веку человечества – цивилизованной античности. Впрочем, через какое-то время противоречие готики и античности получило неожиданное разрешение.
Во времена Возрождения, началом которого принято считать четырнадцатый век, интерес к античному миру и его истории принял небывалый размах. Эстетика эпохи Ренессанса во главу угла ставила красоту, порядок и логику, без особых оснований приписывая эти добродетели античности.
В постоянном поиске предметов греческого и римского искусства, европейские деятели Возрождения, помимо прочего, занимались раскопками древних усадеб и поселений, периодически наталкиваясь на весьма странные статуи, стелы и барельефы. Оргиастические сцены соития аристократичных женщин с отвратительными полулюдьми-полукозлами, изображения актов ритуальной проституции, оплетённые орнаментом из виноградной лозы, ставили в тупик людей того времени.
Они, видимо, не могли до конца осознать, как античная эпоха, которая представлялась им царством рационализма и гармонии, могла культивировать подобный разврат и насилие. Учёные мужи позднего Средневековья поспешили дать заключение, что найденные ими предметы являются атрибутами неких запрещённых религиозных обрядов, тайно проводившихся в пещерах и гротах. Именно так на свет появилось слово «гротеск», обозначающее всё преувеличенно-ужасное, отталкивающее и иррациональное.
Искусство Ренессанса было богато изображениями преисподней, кишащей человекоподобными демонами, многие замки украшали изображения гаргулий, химер и хищно скалящихся скелетов. Позднее все эти элементы станут неотъемлемой частью готической традиции, а гротеск займёт одно из ведущих мест среди понятий, характеризующих готику. Художники гротеска выкапывают из земли мрачные фольклорные легенды и тайные учения, неустанно исследуя области непристойного и преступного, покрытого мраком и ужасом».
Несмотря на то, что это не детализирует это определение, без лишних оговорок можно заявить, что мотивы гротеска в современной готике присутствуют в полной мере, являясь одной из важнейших составляющих данной субкультуры.
К концу восемнадцатого века появляется ещё одно явление, которому в будущем так же суждено существенно повлиять на формирование того, что сейчас принято понимать под готикой. Это явление называется CAMP (дословный перевод – лагерь). Происхождение термина нам не известно, тем не менее, он получил весьма широкое распространение. Camp – очень важное понятие для каждого, кто хочет понять суть современной готики. Основа Camp – любовь к ненастоящему, культ искусственного, превалирование стиля над содержанием, эстетики над моралью. Исходя из этого, Camp так же включает в себя культивирование запретного и таинственного, тенденции к самопогружению и преувеличенной чувствительности, переходящей в эскапизм – намерение бежать от действительности.