Смекни!
smekni.com

Греческая культура в Украине (стр. 1 из 4)

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ УКРАИНЫ

ХАРЬКОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра философии и политологии

Индивидуальное учебно-исследовательское задание:

«Греческая культура в Украине»

Выполнила:

Харьков, 2007


ПЛАН

ВСТУПЛЕНИЕ

1. ПЕРВЫЕ ГРЕЧЕСКИЕ ПОСЕЛЕНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ УКРАИНЫ.

2. НАИБОЛЕЕ ИЗВЕСТНЫЕ ГОРОДА-КОЛОНИИ

2.1 ОЛЬБИЯ

2.2 ПАНТИКАПЕЙ

3. ГРЕЧЕСКАЯ ОДЕССА

3.1 ГРЕЧЕСКАЯ УЛИЦА В ОДЕССЕ

3.2 ГРЕЧЕСКАЯ ПЛОЩАДЬ

3.3 МАРАЗЛИЕВСКАЯ УЛИЦА

3.4 АРКАДИЯ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


ВСТУПЛЕНИЕ

Народом, который не только, своими писаниями, вывел Украину на историческую арену, но и благотворно повлиял на ее культурно-политическое развитие, были греки. Ступив на украинскую землю они поменяли возможный ход истории, привнесли много нового в развитие украинской архитектуры, искусства и даже, в какой-то степени, жизни украинских людей.

Каждый день в современном русском и украинском языках мы употребляем множество слов греческого происхождения, когда-то позаимствованных нашими предками. Это не только названия различных предметов (таких, например, как театр, кино, музей), но и имена собственные, географические названия. Хоть мы и редко задумываемся над этим, в своем индивидуальном научно-исследовательском задании я хотела бы обратиться именно к связи между народом Украины и Греции, которые еще с давних времен пересекались в связи с историческими событиями. Я хочу рассмотреть то, какое наследство оставили греки на черноморском и азовском побережье Украины. Города, которые существовали ранее, существуют до сих пор, и на которых оставили глубокий отпечаток греческие колонисты.


1. ПЕРВЫЕ ГРЕЧЕСКИЕ ПОСЕЛЕНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ УКРАИНЫ

Уже начиная с VIII в. греческие колонии начинают заселять побережье Черного и Азовского морей. Греки, покидавшие родные края из-за войн и междоусобиц, искали не только новые рынки сбыта для своей продукции, но и старались защитить и сохранить свою культуру и традиции. Приходят они к нам из городов коренной и малоазийской Греции, и, начиная от устья Днестра и заканчивая самыми дальними заливами Азовского моря (Меотидами), покрывают побережье сетью торговых городов-факторий. Самыми важными из них были: Тира – при устье Днестра, на руинах которой вырос украинский Белгород-днестровский (Аккерман), Ольбия (была основана ок. 645 г. до н.э.) при устье Буга (недалеко от современного Николаева), Херсонес на южно-западном и Теодосия (позже Каффа) на юго-восточном побережье Крыма (ныне Керчь) и множество других.

Тогда, когда полудикие степные орды врывались на наши земли, уничтожая все на своем пути, греческие колонисты пришли к нам с мирной веткой торговли и культуры. И хоть они и не удержались перед азиатскими степными набегами, но оставили после себя очень многое: не только в руинах своих колоний, но и в духовной культуре своих соседей и последователей.

Вывозя из Украины скот, рыбу, мед, воск, шерсть, хлеб, привозили сюда вино, оливы, материю, металлические предметы, разрисованную, металлическую и глиняную посуду, различную галантерею и даже надгробные памятники! Все это в корне меняло культуру и быт их соседей; одни становились «полугреками», другие передавали греческую культуру на далекий север и восток.

Чисто демократический лад и республиканское устройство, перенесенное греческими колонистами на побережье Черного моря, очень скоро стало пагубным в новых условиях их жизни. Достаточно сказать, что политическая сила и влияние греческих колоний не распространялись дальше, чем за пределы их городов. Проживая отдельно миниатюрными городами-государствами, греки не додумались создать хотя бы оборонительный союз своих колоний для отпора варваров, которые со всех сторон зарились на их добро. Один лишь Пантикапей, благодаря наполовину монархическому устройству, сумел организовать ряд греческих колоний над Азовским морем в союз, который долго сопротивлялся варварам, и даже расширил свое политическое влияние на колонии Крыма.

Остальные колонии очень скоро попали в опасную для культурной жизни зависимость от варваров, выплачивая им непосильные дани, а в некоторых случаях и признавая их власть. И, наконец, когда они уже ничего не могли сделать, поддались под опеку бóльшим милитарным государствам, не сторонясь даже персов, с которыми их родина вела войну не на жизнь, а насмерть. Поход персидского короля Дария на скифов в 513 г. до н.э. был последствием этой опеки греческих черноморских колоний персидской державой. Когда же коренная Греция сломила силу Персии, черноморские греки попали под охрану атенского морского союза, благодаря которому в V и VI в. начался расцвет высокой культуры и благосостояния. Но упадок Атен потянул за собой и упадок колоний: ни македонцы, ни понтийский король Митридат V, который, разбив скифов, заложил Босфорское Царство, уже не могли обеспечить их развития. Черноморские, греческие колонии уже отживали свой век. Не помогла им охрана организованной римским цесарем Траяном Дакии (106 г. н.э.). Все они превратились в руины под беспощадным напором степных орд, а некоторые, как Пантикапей стали столицами варварских государств.

Превратились в руины и перестали существовать, но влияние, которое было во время их существования и культурные достижения, оставленные последователям, не остались незамеченными; вся Европа до сих пор живет на огромном культурном наследии, оставленном древней Грецией.

Рассказ Геродота о скифском царе Скиле, который увлеченный культурой греческих колоний жил двойной жизнью – у себя дома жизнью скифа, а пребывая в Ольбии жизнью грека, очень убедителен. И, правда, полугреками становились все, кто столкнулся с греческими, черноморскими колониями. А как далеко распространялось их влияние, свидетельствуют современные раскопки: прекрасную греческую посуду откапывают не только на Черноморье, но и в окрестностях Киева, Харькова, Полтавы и даже в Галиччине.


2. НАИБОЛЕЕ ИЗВЕСТНЫЕ ГОРОДА-КОЛОНИИ

2.1 ОЛЬБИЯ

На правом берегу Буга недалеко от его устья возле села Парутина до наших дней сохранились руины Ольбии, которую основали переселенцы из греческого Милета в Малой Азии. Ученые, работая с ольбийскими раскопками с 1902 г. смогли восстановить целую историю, – даже жизнь и быт той колонии на протяжении ее существования. На запад и север от Ольбии в урочище «Сто могил» раскопано кладбище и в его могилах найдена греческая посуда во всех ее образцах, от чернофигурных ваз до краснолаковых и стеклянных изделий римского типа. Раскопано семь культурных шаров Ольбии, из которых становится ясным, что она неоднократно сгорала и разрушалась; после чего заново восстанавливалась, нередко используя старые материалы.

В самый древний период в Ольбии процветала ионская культура, по которой сохранились архитектурные памятники, глиняные (терракотовые) женские статуэтки, маски, мраморные статуи, вазы и другая керамика, привезенная сюда из Милета, острова Родоса и Навкротиса. В следующие несколько веков ионскую культуру Ольбии сменяет аттицкая, эллинистическая и Греко-римская.

Древняя Ольбия сразу была обведена только рвом, а потом вокруг нее построили частокол и башни. Все-таки они не защищали ее от налетов соседей. Сначала она была разрушена готами, потом вновь восстановлена скифами, так как являлась для них важной стратегической базой, как для военных целей, так и для торговли.

Со времен упадка сохранился очень интересный рассказ про Ольбию, записанный философом-путешественником Дионом Хризостоном.

Тогдашняя Ольбия была намного меньше, чем изначально, а вместо могущественных башен и частокола была обведена невысокой и слабой оградой. Все свидетельствовало об упадке: так как не греки теперь влияли на варвар, а варвары на греков. Атаман Ольбийской крепости Калистрат был одет по-скифски, а ольбийцы не говорили чисто на греческом языке, а использовали какой-то варварский жаргон. Тем не менее они гордились своим Гомером, его Илиадой, и ее героем. Дион находился в Ольбии как раз в тот момент, когда после одного из скифских налетов, ольбийцы готовились к следующему. Но насколько греки оставались собой и перед смертельной опасностью, свидетельствует то, что вместо того, чтобы волноваться перед недалеким боем, они попросили Диона поговорить с ними о … философии. «Мы любим Гомера, некоторые любят и Платона, и ты не удивляйся, что такой гражданин, похожий на варвара, как я, читал Платона. Не говори нам про политику, но про божественную философию.»

Как мы видим, тяжело было грекам, творцам и философам с рождения противостоять варварам, которые мало интересовались философскими учениями, а произведения греческого искусства покупали и грабили, не понимая их стоимости.

Но пока Ольбия была могущественной торговой колонией, у нее была и своя пристань, и базары, на которых выставлялись на продажу и на обмен привозные товары; в ней был свой водопровод и ряд храмов, театр, гимназия (площадка для гимнастических упражнений – ипподром – спортивная площадка) и целая сеть торговых факторий вдоль черноморского побережья.

За все время существования Ольбии в ней действовал демократический принцип: законодательным было народное собрание (элексия), исполняющее – коллегия старейшин. Военными делами заведовала коллегия «стратегов».

2.2 ПАНТИКАПЕЙ

Другая выдающаяся греческая колония – Пантикапей. Она была основана в VI в. до н.э. на месте староукраинского Корчева, теперешней Керчи. По описанию географа Страбона построена на горбе, заселенном вокруг на шесть километров и пристань с восточной стороны, на которой было 30 кораблей. В ней был также акрополь, возможно, что на горе, которую теперь называют Митридатовой. Пантикапей был столицей первого Босфорского Царства. В низинной округе Пантикапея, которая была плодородной, были села, в которых с большим успехом развивалось хлеборобство. Поэтому на монетах Босфорского Царства мы видим колос, как символ хлеберобства и рыбу, которая после хлеба была важнейшим «экспортным» продуктом колоний.