Смекни!
smekni.com

Далай-лама XIV - наместник будды на земле (стр. 2 из 2)

Впрочем, Пекин такой расклад не страшит. Несколько лет назад высшие китайские парт-иерархи отыскали собственного панчен-ламу (второе лицо иерархии ламаистской церкви), который согласно тибетской табели о рангах является ключевой фигурой при поиске новорожденного преемника. В начале прошлого года нынешний «живой Будда» сделал ответный ход, объявив, что 7-й рейтинг-лама (он же участвует в поисках нового ламы) еще не переродился и тем самым не признал этого статуса за назначенным Пекином китайским ставленником.

Несмотря на продолжающиеся разногласия между Китаем и Тибетом и на то, что Далай Лама официально не признан китайскими властями, нельзя отвергать политический вес и авторитет этого лидера. Далай Лама - автор многих книг по буддизму, по тибетской философии и медицине, автор собственной автобиографии. Именно благодаря ему, его научной и публицистической деятельности Тибет стал местом паломничества многих европейцев, среди которых немало знаменитостей, таких, например, как Ричард Гир и Борис Гребенщиков.

Далай-лама, подобно папе Иоанну Павлу II (они несколько раз встречались), посетил многие страны Востока и Запада. Несмотря на протесты Пекина, его принимали более чем в 40 государствах. Политкорректность в отношении Пекина заставляет официальных лиц изыскивать неформальные пути для общения с этим выдающимся философом (всего он издал 17 книг) - встречаться «случайно» либо в нерабочее время.

Между тем протестов на смелый шаг Нобелевского Комитета, вручившего в 1989 году далай-ламе премию за ненасильственный подход к освобождению Тибета от китайского господства, ни от кого, кроме Китая, не последовало.

Секрет популярности ламы прост - фанатическая предубежденность в приоритете общечеловеческих ценностей. Где бы Он ни выступал, Он всюду говорил о своей уверенности в единении человечества, о чувстве ответственности каждого человека за судьбу всего мира. В 1973 году Далай Лама встречался с Папой Павлом VI, несколько раз с Папой Иоанном Павлом II. В своей знаменитой речи в 1973 году «Всеобщая ответственность и милосердие» он, в частности, говорил: «Сегодня мир стал теснее и еще больше зависеть от каждого. Национальные проблемы не могут быть решены одной страной. Ответственность за всех - это умение чувствовать страдания других людей так же, как вы чувствуете свои».

Два года назад на концерте Лучано Паваротти в Италии, обращаяcь к публике, далай-лама призвал публику «проводить свою жизнь в постоянном счастье». Журналисты тут же потребовали объяснений: что есть счастье для верховного монаха Тибета? Тот долго отнекивался, а потом сказал: «Счастье - это способность исключить из головы такие вещи, как ревность, гордость, гнев, и заменить их всепрощением, терпением и самосозиданием…»

Хотя не чуждо иерарху и кое-что мирское. В обычной жизни, по признанию «живого Будды», он, наверное, был бы хорошим часовщиком. Как-то в молодости, вспоминает далай-лама, он тайно послал на рынок Лхасы слугу приобрести ему швейцарские часы Rolex и Omega. Первым делом он эти часы разобрал, посмотрел, как там и что, а после этого научился их ремонтировать. На вопрос, как ему, доселе не разбиравшемуся в часовых механизмах, это удалось, далай-лама отвечает уклончиво: «Ремонт часов - такое же тонкое дело, как политика».

На русском языке изданы следующие работы Его Святейшества:

Буддизм Тибета. Нартанг, 1991.
Свобода в изгнании. Нартанг, 1992.
Доброта, ясность и интуиция. М., 1993.
Политика доброты // "Путь к себе". 1995. N3.
Сострадание и всеобщая ответственность. М.: Нартанг, "Ясный свет" и Центр тибетской культуры и информации, 1995.
Путь блаженства. Практическое руководство по стадиям медитации // "Путь к себе". 1995. N5, N6.
Мой Тибет / Изд. "Путь к себе". 1995.
Мир тибетского буддизма. Нартанг, 1996.
Сила сострадания // "Путь к себе". 1996. N4, N5.
Гармония миров. СПб.: "Ясный Свет", 1996.
Жизнь на Земле. Лекции и статьи по проблеме экологии / Центр тибетской культуры и информации. М., 1996.

Молитва Его Святейшеству Далай Ламе
(по-тибетски)

Ганг-рий ра-вэй гор-вий шинг-хам дир
Пан-данг дэ-ва ма-луй жунг-вий нэй
Жэн-рай-сиг-ванг Тэн-зин Гья-цои
Шаб-бад сри-таи бар-ду тэн-гьюр-жиг

(по-русски)

Да пребывают во веки лотосные стопы
Далай-ламы, воплощения Авалокитешвары,
Источника всех благ и счастья,
В этой стране, окруженной снежными горами!

Литература:

К. Эррикен. «Религии мира. Буддизм». Москва, 2002

Мамонтов "Культурология". Москва, 1998