Следующая основная функция культуры - знаковая. Сущность ее состоит в том, что человечество фиксирует, передает накопленный опыт в виде определенных знаков. Так, для физики, химии, математики (и других точных наук) специфическими знаковыми системами выступают: формулы; для музыки – это ноты, для языка – это слова, буквы и иероглифы. Овладение культурой невозможно без овладения ее знаковыми системами. Культура не может транслировать социальный опыт, не облекая его в специфические знаковые системы, будь то цвета светофора или национальные разговорные языки.
И, наконец, последняя из основных функций культуры - ценностная. Она тесно связана с регулятивной функцией, ибо формирует у человека определенные установки и ценностные ориентации, в соответствии с которыми он либо принимает, либо отвергает вновь познанное, увиденное и услышанное. Именно ценностная функция культуры дает человеку возможность самостоятельной оценки всего того, с чем он сталкивается на протяжении всей своей жизни, то есть делает его личность неповторимой.[7]
Разумеется, функции культуры активно взаимодействуют, и нет более ошибочного представления о культуре, чем представление ее в статичности и неизменности. Культура – это всегда процесс. Она находится в изменении, в динамике, в развитии, в этом состоит ее великая жизненная сила.
В целом, можно сказать, что культура – это своеобразный цемент здания общественной жизни.
2. ФОРМЫ И РАЗНОВИДНОСТИ КУЛЬТУРЫ
Культура представляет собой сложноорганизованную систему, элементы которой не просто множественны, но тесно переплетены и взаимосвязаны. Как система, она может быть структурирована по различным основаниям.
По носителю культура делится на культуру общечеловеческую (или мировую), национальную, культуру социальной группы (классовую, сословную, профессиональную, молодежную), территориальную (культура городская и культура сельская), культуру малой группы (формальной или неформальной) и культуру отдельного человека.
По источникам формирования следует разделить культуру народную и профессиональную. Народная культура ярче всего представлена фольклором, хотя не исчерпывается им. Она не имеет явного и определенного автора ("народная медицина", "народная педагогик" и т.д.) и передается из поколения в поколение, постоянно дополняясь, обогащаясь и модифицируясь. Следует отметить, что в прошлом народная культура противопоставлялась культуре профессиональной как нечто "второсортное" и недостойное внимания образованного человека. Интерес к ней появился лишь с эпохи нового времени[8].
Профессиональная культура создается людьми, профессионально занятыми данной сферой деятельности и, как правило, прошедшими специальную подготовку к ней. Принадлежность результатов их деятельности тому или иному автору строго фиксирована и юридически защищена авторским правом от любых позднейших изменений и модификаций кем-либо другим.
Сравнительно недавно в оборот вошло еще одно значение понятия "профессиональная культура", рассматриваемое в паре с понятием "общая культура личности". Общая культура включает в себя те этические, общеобразовательные, религиозные и прочие знания, которыми должен обладать и руководствоваться в своей деятельности каждый член общества, невзирая на его профессиональную принадлежность. Культуру профессиональную, в таком случае, составляет тот комплекс знаний, умений и навыков, владение которым делает специалиста каждого конкретного вида труда мастером своего дела, работающим на уровне мировых стандартов. Но общая и профессиональная культура конкретного человека могут не совпадать (обладающий высокой профессиональной культурой инженер в плане общей культуры может характеризоваться прямо противоположным образом).
Культура народная возникает на заре человечества и значительно старше культуры профессиональной, появившейся лишь с переходом общества к стадии разделения умственного и физического труда. С появлением профессиональной культуры возникают и специфические институты, предназначенные для развития, сохранения и распространения культуры. К ним относятся архивы и музеи, библиотеки и театры, творческие союзы и объединения, издательства и редакции, инженерные и медицинские общества и т.д.[9].
Культуру можно структурировать по ее видам. Наиболее широко известно деление культуры на материальную и духовную. К первой традиционно относят культуру материального производства; материальную культуру быта, под которой понимается культура среды обитания и культура отношения к вещам; а также культуру отношения человека к собственному телу - культуру физическую. К духовной культуре причисляют культуру интеллектуальную, нравственную, правовую, художественную и религиозную. Противопоставление материальной и духовной культуры весьма условно, ибо, материальная культура потому есть культура, что она в то же время духовна.
Культура человека складывается из двух частей: внутренней и внешней. Внутренняя культура — это знания, чувства и умения, лежащие в основе жизни человека (образованность, развитый интеллект, добродетельность-нравственность, профессиональная подготовка). Внешняя культура — это культура поведения, культура непосредственного контакта, общения с людьми, с окружающей средой. Внешняя культура рождается на стыке внутренней культуры человека с окружающей средой.
Внешняя культура в отдельных случаях может быть не связана с внутренней культурой или даже противоречить ей. Культурный и дельный человек может быть элементарно невоспитан. И, напротив, внешне воспитанный человек может быть пустой, безнравственный, без глубокой внутренней культуры. Внешняя культура относительно независима от внутренней. Вольтер говорил: «Этикет — это разум для тех, кто его не имеет». И он во многом прав. Ты можешь хорошо знать правила этикета и соблюдать их, но при этом не обладать соответствующей внутренней культурой, в том числе развитым интеллектом. Внешнюю культуру называют по-разному: культурой поведения, этикетом, хорошими манерами, правилами хорошего тона, благовоспитанностью, культурностью... Это говорит о том, что в зависимости от конкретной задачи люди акцентируют внимание на какой-то одной стороне внешней культуры: чаще всего либо на знании правил поведения и их соблюдении либо на степени вкуса, такта, мастерства в овладении внешней культурой. Внешняя культура состоит из двух «частей»: того, что идет от общественного мнения (разных общепринятых правил, этикета) и того, что идет от совести человека (деликатность, такт, вкус, манеры).[10]
Культура выступает уникальной характеристикой человеческой жизнедеятельности и потому необычайно разнообразна в своих конкретных проявлениях. Следует отметить, что одни исследователи связывают культуру с информацией и знаковыми системами, в которых она закодирована. У других она предстает, как уникальная технология человеческой деятельности. Третьи видят в ней внебиологическую систему адаптации человека. Четвертые - степень свободы в человеческой деятельности. Наконец, всем чуть ли не со школьной скамьи известно понимание культуры, как совокупности созданных человеком материальных и духовных ценностей.
Универсальность родового понятия (культура) проявляется и в каждом из его видов, поэтому, о каком бы или виде (аспекте) культуры ни шла речь, необходимо четко определить ракурс рассмотрения. В соответствии с этим, классификацию видов культур проводят по некоторым признакам:[11]
1. Сообразно видам человеческой деятельности - анализу подлежат содержание, сущность, структура, исторические типы, виды взаимосвязи и взаимовлияния:
а) культуры труда и культуры досуга;
б) культуры экономической и культуры политической;
в) культуры эстетической и культуры нравственной;
г) иных видов культур, связанных со спецификой
проявлений тех или иных видов деятельности.
2. По сферам жизнедеятельности человека:
а) культура семьи и культура производственного коллектива;
б) культура города и культура села и т.д.
Здесь явно выражена своя специфика: национальная, территориальная, историческая. Выявляются конкретный культурный уровень, его критерии, факторы, на него влияющие; определяются возможности приобщения к культурной деятельности; на эмпирическом материале изучаются различные виды общностей, в среде которых осуществляется культурная деятельность индивидов. При этом названный второй подход к делению культуры по ее видам не исключает первый, а дополняет и как бы накладывается на него.
3. По наличию определенных социальных общностей - осмыслению и описанию подлежит культура рабочих и колхозников, фермеров и предпринимателей, городской и сельской интеллигенции. В зависимости от социальных условий определяется характер культурной деятельности, уровень культурных запросов и возможности для их удовлетворения и развития.
4. Сообразно профессиональным общностям - исследованию подвергаются культура, культурный уровень и культурная деятельность учащихся и студентов, врачей и учителей, инженеров и техников и т.д.