5. По социально-демографическим параметрам - ученые, занявшие такую позицию, исследуют и сопоставляют, культуру молодежи и культуру людей взрослого возраста, культуру мужчин и культуру женщин и т.д.
6. Происхождение культуры, ее генезис - этот аспект позволяет вести речь о культуре народной и профессиональной, их специфике и зависимости, закономерностях исторического формирования и развития.
7. По степени общности логично и целесообразно выделяется общая культура, характерная для всего общества, и культура профессиональная, присущая лишь людям данного рода занятий.
Разумеется, семь перечисленных вариантов подхода к делению культуры по видам, при всем различии исходных оснований, не только не исключают, но значительно дополняют и конкретизируют друг друга.[12]
Культура проявляется в своих формах и разновидностях. Формы культуры бывают трех видов: элитарная, народная и массовая. Элитарная культура, или высокая, создается привилегированной частью общества, либо по ее заказу профессиональными творцами, она трудна для понимания неподготовленного человека. В отличие от элитарной - народная культура создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки, ее называют любительской или коллективной (но не по уровню, а по происхождению), включает в себя мифы, легенды, эпосы, сказки, песни и танцы - это фольклор. Массовая культура - это концертная и эстрадная музыка и многое другое - поп-культура, китч (псевдоискусство, низовой слой массовой культуры, проявляющийся в бульварной прессе, примитивном кино и видео).
Существует также и две разновидности культуры: субкультура и контркультура. Субкультура - это часть общей культуры, система ценностей, присущих большой социальной группе (молодежная, женская, профессиональная). Контркультура обозначает субкультуру, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но противостоит ей, находится конфликте с господствующей культурой (молодежная, субкультура террористов).
3. ДЕЛИКВЕНТНАЯ КУЛЬТУРА
Деликвентная культура - это культура преступного мира, это совокупность духовных и материальных ценностей, регламентирующих и упорядочивающих деятельность криминальных сообществ, что способствует их живучести, сплоченности, криминальной активности и мобильности, преемственности поколений правонарушителей. Основу криминальной субкультуры составляют чуждые гражданскому обществу ценности, нормы, традиции, различные ритуалы объединившихся в группы преступников. В них в искаженном и извращенном виде отражены возрастные и другие социально-групповые особенности населения. Её социальный вред заключается в том, что она уродливо социализирует личность, стимулирует перерастание возрастной, экономической, национальной оппозиции в криминальную, именно потому и является мощнейшим механизмом воспроизводства преступности.
Считается, что вначале эта культура возникла в закрытых исправительных учреждениях, а затем распространилась за их пределами, захватив значительную часть подростково-юношеской популяции, прежде всего трудовых и педагогически трудных подростков, которые составили позднее основную массу осужденных «первоходков». Такая культура блокирует и извращает воспитательные действия педагогов и окружающих, разрушает внутриколлективные отношения, замещая коллективистские отношения отношениями круговой поруки, коллетивизм – клановостью, товарищество – лжетовариществом, поощряет преступное поведение и преступный образ жизни.[13]
Деликвентная (криминальная) субкультура отличается от обычной культуры криминальным содержанием норм, регулирующих взаимоотношения и поведение членов группы между собой и с посторонними для группы лицами. Они прямо, непосредственно и жестко регулируют криминальную деятельность, преступный образ жизни, внося в них определенный порядок.
В культуре преступного мира отчетливо прослеживается:[14]
- резко выраженная враждебность по отношению к общепринятым нормам и криминальное содержание субкультуры;
- внутренняя связь с уголовными традициями;
- скрытность от непосвященных;
- наличие целого набора строго регламентированных в групповом сознании атрибутов (татуировки, «блатной» язык и т.д.);
- попрание прав личности, выражающееся в агрессивном, жестком и циничном отношении к «чужим» слабым и беззащитным;
- отсутствие чувства сострадания к людям, в том числе и к «своим»;
- нечестность и двуличное отношение к «чужим»;
- паразитизм, эксплуатация «низов», глумление над ними;
- обесценивание результатов человеческого труда (вандализм);
- неуважение прав собственников, выражающееся в кражах и хищениях;
- поощрение циничного отношения к женщине, половой распущенности;
- поощрение низменных инстинктов и форм асоциального поведения.
Ценности культуры формируются с учетом следующих факторов:[15]
- наличие широкого поля деятельности и возможностей для самоутверждения и компенсации неудач, постигших в человека в обществе;
- сам процесс криминальной деятельности, включающий в себя риск, экстремальные ситуации и окрашенный налетом ложной романтики, таинственности и необычности;
- снятие всех моральных ограничений;
- отсутствие запретов на любую информацию (в т.ч. на интимную).
В отличие от законопослушных социальных групп в криминальных группах социально-психологическая стратификация закрепляется социальной стигматизацией (социальное клеймение). Это означает, что статус, роль и функции личности в группе отражаются в знаках, вещественных атрибутах и способах размещения индивидуума в пространстве, занимаемом криминальной группой. Таким образом, в криминальных сообществах действую определенные «знаки различия», «читая» которые, можно точно определить «кто есть кто». Средствами социальной стигматизации являются:[16]
- татуировки, в которых с помощью надписей, рисунков, условных знаков, аббревиатур отражается опыт человека в криминальной среде, степени его авторитета, притязания и ожидания;
- клички по степени благозвучности, возвышенности, которых можно судить о положении личности в криминальном сообществе;
- система вещественных атрибутов, к которым относятся носильная одежда и обувь, личные вещи, пища и тому подобное.
- размещение человека в пространстве (по спальным местам и т.д.).
Криминальная субкультура, представляя собой целостную культуру преступного мира, с ростом преступности все более расслаивается на ряд подсистем (воровская, тюремная, рэкетиров, проституток, мошенников) противостоящих официальной культуре. Степень сформированности криминальной культуры, её влияние на личность и группу бывает различной. Она может встречаться в виде отдельных, не связанных друг с другом элементов; может получать определённое оформление; и может доминировать в данном заведении (микрорайоне, населенном пункте), полностью подчиняя своему влиянию, как криминогенный контингент, так и законопослушных людей.
Культура преступного мира включает в себя субъективные человеческие силы и способности, реализуемые в групповой криминальной деятельности (знания, умения, профессионально-преступные навыки и привычки, этические взгляды, эстетические потребности, мировоззрение, формы и способы обогащения, способы разрешения конфликтов, управления преступными сообществами, криминальную мифологию, привилегии для «элиты», предпочтения, вкусы и способы проведения досуга, формы отношений к «своим», «чужим», лицам противоположного пола и т.п.), предметные результаты деятельности преступных сообществ (орудия и способы совершения преступлений, материальные ценности, денежные средства и т.п.).[17]
Все это находит отражение, прежде всего, в особой «философии» уголовного мира, оправдывающей совершение преступлений, отрицающей вину и ответственность за содеянное, заменяющей низменные побуждения благородными и возвышенными мотивами: в насильственных преступлениях – чувством «коллективизма», товарищеской взаимопомощи, обвинением жертвы и т.д.; в корыстных преступлениях – идеей перераспределения имеющейся у людей собственности и её присвоения с самой разнообразной «позитивной» мотивацией. Переход к рыночным отношениям стимулировал в преступной среде идею быстрого обогащения, пренебрежения экономическими интересами других людей, что дало вспышку корыстной преступности со своими жесткими правилами игры.
Криминальная субкультура базируется на дефектах правосознания, среди которых можно выделить правовую неосведомленность и дезинформированность, социально-правовой инфантилизм, правовое бескультурье, социально-правовой негативизм и социально-правовой цинизм. При этом дефекты правосознания усугубляются дефектами нравственного сознания, пренебрегающего общечеловеческими принципами морали.
Однако в этических воззрениях уголовного мира проявляется ряд противоположных тенденций, влияющих на установки личности и группы:
- возврат к классическим «воровским традициям» (тенденции традиционализма); к «законам нэпманских воров»;
- обновление воровских «законов» в связи с изменениями в обществе (тенденции модернизма);
- ужесточение нравов преступного сообщества (тенденция вульгаризации криминальной субкультуры, так называемый «беспредел»);
- копирование норм и законов жизни общества в связи с его демократизацией (тенденция демократизации).
Важное место в деликвентной культуре занимают «мифы» (уголовная мифология), насаждающая образы «удачливого вора», «смелого разбойника», «несгибаемого парня», культивирующие «воровскую романтику», «идею воровского братства», «воровскую честность» и т.п., способствующие сплочению преступных групп, возникновению уголовных традиций.