В быту у таджиков Памира и Припамирья дерево являлось одним из важных строительных материалов, пригодным для строительства жилищ и различных поделок. В этих районах художественной резьбой отделаны главным образом перекладины для подвески туш овец или коз (бузовез, бучкигич), колонны (ситан, стан), рогообразные подбалки (кучкорак, овахк), планки дверей, перегородки на суфах, колыбели, круглые сундуки (чохдон). Мелкой ногтевидной резьбой в виде четырехлистника по черно-красной росписи украшены предметы домашней утвари. На некоторых колоннах жилых домов Бадахшана сохранились изображения лотоса, мимозы, тюльпана, на перекладинах - солнце (офтоб) и луна (мохтоб). В лаконичном орнаменте горных таджиков можно обнаружить архаичные узоры и символические знаки, не потерявшие до сих пор свою семантику и название. Художественная резьба по дереву и ганчу часто сопровождалась полихромной орнаментальной росписью. Незаурядный талант мастеров в этой области архитектурного декора проявился в убранстве потолка как жилых, так и культовых построек 19-20 вв. Начиная от капителей колонн потолок расписывали красочной орнаментацией растительно-цветочного характера (мечеть Далёни Боло в Истаравшане, мечеть в кишлаке Дарх Айнинского района). Авторами архитектурно-декоративного оформления построек как правило были трое: резчик по дереву, резчик по ганчу и наккош (мастер росписи).
Еще с самых древнейших времен известно о способности дерева избавлять от накопившейся отрицательной энергии. Подарки из дерева излучают тепло. Деревянные сувениры будут нести гармонию и уют в Ваш дом. Резьба по дереву требует и особых качеств характера: здесь важны усидчивость, терпение, кропотливость. Очень важно сделать нужный срез, чтобы в полной мере выявились свойства, которыми природа, как творец дерева одарила его. Но всего этого мало. Действительно гармоничное изделие появляется только когда в душе автора царит покой. Именно работа, выполненная с теплотой поможет увидеть красоту дерева.
Быт, жилище на Руси были неразрывно связаны с деревом. При рождении ребенка клали в деревянную люльку, давали деревянную игрушку, человек так и оставался, окружен деревом и до самой старости, в деревянном резном кресле-качалке. Резьба по дереву плотно вошла в жизнь и в судьбу русского человека. Согласно славянской мифологии, мировое древо - ось мира - стоит на окраине Вселенной (у Лукоморья), его вершина упирается в небеса, корни достигают преисподней. По этому дереву спускаются и поднимаются боги, по нему можно проникнуть в другие миры. В росписи русских крестьянских домов непременным элементом было "древо жизни", служившее "символом добрых пожеланий и охранительным знаком". Русские мастера вырезали из дерева все необходимое для жизни: мебель, утварь, т. о. резьба по дереву сопровождает человека по жизни. В эпоху Петра I наши плотники удивляли голландских корабелов своим мастерством резьбы, умением точно и быстро работать с деревом. Но делать все это можно было только очень хорошо понимая дерево и ощущая его как живой, одушевленный материал. Любой кусочек дерева неповторим, живет своей жизнью. Почувствовать душу дерева, передать пространству его энергетику и старается автор в своих изделиях, особенно при работе с иконой, как можно меньше при этом добавляя от себя. Дерево вдохновляет, а резное изделие наполняет живительной силой наш дом.
Тема "резьба по дереву" встречается в большом количестве литературы. Традиция резьбы очень древняя. Это и резная мебель и всякие резные мелочи вроде шкатулок, игрушек и ювелирных украшений - перечень применения резьбы по дереву очень большой. Отдельно в этом ряду стоит церковная резьба - иконостасы, киоты. Менее всего известны очень редкие сейчас резные иконы. Нынешнее представление об иконе связано только с живописью. О древнерусской иконописной традиции, в отличие от резной, написано много, огромно количество полиграфических репродукций писаных икон. О резной же традиции известно мало. В статье "резьба" (Толкового словаря живого великорусского языка В.Даля, т.4.): "Резь, или резьба - узорочная отделка от руки дерева, кости", "резчик" (у Даля через "еръ") - "вырезывающий что-либо из кости, рога, дерева", "резчик иконописный"- режущий иконы.
В некоторых музеях России хранятся уникальные произведения - резьба по дереву. Самыми первыми декоративными образами в народном искусстве были уточки и кони. В Государственном Эрмитаже хранится ковш-ложечка с изящной ручкой в виде птичьей головы (III в. до н. э.). Создавались скульптурные произведения (деревянный олень с ветвистыми рогами на гордо поднятой голове относится к V-II вв. до н. э.) и бытовые предметы (ковши русских деревень X-XII вв. с изображением коня, уточки, солнечного диска). Традиция резной иконы пришла на Русь из Византии, вместе с христианством. В Эрмитаже хранятся образцы византийской резьбы: иконы, кресты. По Православному канону сложилось, что резное изображение иконы обычно рельефно (в отличие от католичества, отдавшего предпочтение скульптуре).
По началу, малое количество, русских иконописцев, обилие резьбового материала, традиция славянской резьбы способствовали распространению резной иконы на Руси. Почитались именно резаные из дерева Божьи лики. В церкви Ризоположения в Москве хранятся иконы святых и деревянные резные надгробия московских митрополитов. Представлен там и самый трудоёмкий и кропотливый вид резьбы - резная миниатюра. Миниатюрная резьба по дереву и сейчас не часто встречается у резчиков. Резьба изделий размером 3-6 см редка в настоящее время.
Изображения небесных покровителей новорожденного будут располагаться на том пространстве, которое соответствовало телу новорожденного, как бы в его границах. Родители тем самым устанавливают особую, личную, нерушимую связь между иконой и новорожденным. Связь, возможно, более сильную, чем та, которая возникает при покупке именной иконы или получении ее в подарок. Иконы с изображением тезоименитых святых могут приходить к человеку в течение всей его жизни разными путями и в разное время, сколько таких икон будет у человека зависит только от воли Божьей. Мерная икона – одна. Мерная икона принадлежит только одному человеку от рождения до смерти, и связана только с одним человеком, даже если по каким-то причинам владелец лишится ее. Она может принадлежать другому человеку юридически, но никогда не станет ЕГО иконой, поскольку духовная, высшая связь между мерной иконой и ребенком устанавливается навсегда. Как правило, мерная икона тесно связана с таинством крещения, с теми людьми, которые дарят икону новорожденному, с их любовью и добрыми чувствами. Мерную икону можно получить в любом возрасте, в зависимости от того, когда совершалось таинство крещения, вскоре после рождения или позжe. Заказывая мерную икону для ребенка, близкие ему люди фактически сами создают ее, поскольку могут принимать непосредственное участие в определении сюжета мерной иконы. Какова же традиционная иконография мерных икон? Сюжет иконы, выбор изображаемых святых покровителей новорожденного определяется датами рождения и крещения ребенка. Самый лаконичный сюжет мерной иконы – изображение святого, имя которого дается ребенку при крещении. Возможно наряду со святым, имя которого дано новорожденному при крещении, одновременное изображение святых, в день празднования которых родился ребенок. Если день рождения или крещения ребенка совпадает с днем празднования какой-либо чтимой иконы (допустим, чтимого образа Богородицы), то в центре иконы может быть изображен образ Богородицы, а на полях мерной иконы располагали образы святых, имена которых связаны с днями рождения и крещения. В любом из рассмотренных вариантов иконографии могло также присутствовать изображение ангела-хранителя.
Для древнерусского человека незримое, духовное единство между младенцем и иконой, для него предназначенной обретает своё воплощение в размере образа. Мерная икона как бы закрепляла тождество человека с миром сакрального, с его небесным покровителем.
Крещению младенца предшествует обряд наречения имени. Именно с этого момента, по Православным воззрениям, жизнь человека превращается в шествование к земному храму, где должно совершаться спасение. Имя человека несёт в себе глубокий духовный смысл, выделяет его из множества других людей, утверждает неповторимость его личности, ибо и за него Господь наш Иисус Христос распялся. Во все времена имя Православного человека считалось святым, поэтому с самого детства христианина учили уважать своё имя, поэтому родилась и традиция называть крещаемого так же, как одного из святых, который становился небесным покровителем и заступником. Таким образом, идея слияния (даже "во плоти") новорожденного с данным ему святым именем, может обретать своё зримое воплощение в создании иконы в меру роста младенца.
Впоследствии мерная икона воспринималась именно как особая реликвия и была тесно связана со всей судьбой своего владельца, постоянно сопровождая его в жизни. Дальнейший путь её по смерти хозяина не совсем ясен. Однако известно, что "родимые" образа представителей царского рода, как правило, обретали постоянное место в иконостасе над гробницей. Об этом говорит наличие нескольких мерных икон в царской усыпальнице – Архангельском Соборе Кремля, а также в церквах Новодевичьего монастыря, в котором жили и умирали московские царевны. Здесь сохранились мерные образа многочисленных сестёр Петра I, в том числе "Св. мученица София".