Волна новых поступлений связана с 1948-1949 годами, когда приток памятников культуры в коллекцию музея был настолько значительным, что за два года иркутское собрание получило через комитеты искусств при Совете Министров РСФСР и СССР больше, нежели музеи всей страны. В этом прежде всего заслуга директора Алексея Дементьевича Фатьянова. А.Д.Фатьянов – по образованию художник, его учителями были прекрасные педагоги и художники А.И.Вологдин и А.П.Жибинов. В области собирательства он прошёл свои «университеты». А.Д.Фатьянов знал и хранил в памяти всё иркутское собрание и многие частные коллекции. Он десятилетиями поддерживал связи с коллекционерами, и ему дарили для музея первоклассные произведения.
В эти годы в отдел русского искусства влились полотна Н.Е.Маковского, Ф.А.Малявина, И.Н.Крамского, В.И.Сурикова, А.М.Васнецова, Л.И.Соломаткина, В.А.Тропинина, А.К.Саврвсова. Высоким уровнем и разнообразием отличались поступления в раздел графики работ известных мастеров И.Е.Репина, Л.А.Бруни, Кукрыниксов, В.А.Фаворского, М.С.Родионова.
Особое место в музее занимают дары жителей Иркутска, начиная с крупных коллекционеров и кончая теми, для кого подаренное было единственной и оттого ещё более ценной реликвией. Немаловажную роль играла идея организации в музее выставок из частных собраний, а по мере накопления даров – выставок подарков.
В 1948 году прошла первая выставка живописи и графики из частных собраний. Результат превзошёл все ожидания – музей пополнился замечательными произведениями, в частности картиной Х.Тербрюггена «Увенчание Христа терниями».
Отдельные полотна были приобретены из частных собраний в последующие годы: картины С.С.Ворошилова, Н.Ф.Добровольского, П.И.Петровичева, А.И.Корзухина, Л.Ф.Лагорио, Л.В.Туржанского. На выставке 1957 года экспонировалось более трёхсот произведений китайского искусства, большая часть которых также влилась в музейную коллекцию.
В 1950-е годы достоянием музея стали переданные музеями Ленинграда и Москвы рисунки и гравюры известных мастеров XVIII-XX веков – Ф.П.Толстого, А.Г.Ухтомского, М.И.Иванова, Ф.А.Бруни, К.Ф.Гуна, Н.Г.Чесского, И.Д.Архипова, Б.В.Иогансона, Г.С.Верейского, П.А.Шиллинговского.
Прекрасную коллекцию музей получил в дар от Н.К.Величко, наследника и хранителя собрания известного московского врача и большого почитателя искусства, коллекционера В.В.Величко. Благодаря Н.К.Величко, собрание Иркутского музея пополнилось более чем двумя тысячами экспонатов. Это иконы итало-критской, афонской, московской, новгородской и ярославской школ XVI-XVIII веков, русская и западноевропейская живопись и графика, произведения китайских мастеров, редчайшие издания книг, вошедших в библиотечный фонд музея. Экспозиция Иркутского музея украсилась произведениями Ф.А.Васильева, И.И.Шишкина, К.Е.Маковского, голландских живописцев Ф.Воувермана и К.Тройона, немецкого художника И.Х.Рейнхардта, рядом полотен неизвестных мастеров.
Ценным вкладом стали дары известного московского коллекционера, большого знатока живописи Ф.Е.Вишневского. В течение двух десятилетий фонды музея пополнялись подарками этого страстного собирателя.
Дары Ф.Е.Вишневского иркутской сокровищнице значительно пополнили разделы русской, голландской, немецкой, французской живописи и западноевропейской графики. Среди них – произведения С.Ф.Щедрина, И.К.Айвазовского, А.И.Иванова, И.Е.Репина, А.П.Боголюбова, В.В.Верещагина, И.И.Шишкина, В.И Сурикова, Р.Г.Судковского, И.И.Левитана, К.А.Сомова, Л.О.Пастернака, голландцев Г.Ромбоутса, Виллен ван де Вельде, итальянца М.Мариески, французов Г.Робера, Т.Гюдена, немцев К.Ф.Шульца, Э.Хильдебрандта и А.Зигерта, норвежца З.И.Даля, австрийца И.Грасси, большая группа картин неизвестных художников. Дары частных коллекционеров Ю.В.Невзорова, П.Е.Корнилова, Ф.Е.Вишневского, Н.К.Величко и других, а также поступления из государственных фондов обогатили иркутскую коллекцию собранием западноевропейского искусства. Ныне это крупный отдел, в котором представлены французская, итальянская, фламандская, голландская, немецкая и другие школы живописи.
В последние годы коллектив музея продолжает активную собирательскую работу, уделяет большое внимание популяризации искусства, постоянно организует выставки в стране и за рубежом.
В 1987 году музею была передана бывшая усадьба В.П.Сукачёва.
Нынешние сотрудники Иркутского областного художественного музея рассказывали мне, что усадебный комплекс первоначально состоял из жилых флигелей, школы для девочек и хозяйственно-бытовых построек. Основной жилой флигель, ориентированный на 1-ую Иерусалимскую (1-ую Советскую) улицу, где проживала семья Сукачёва, представляла собой двухэтажное здание с каменным пристроем, расположенным под углом к основному деревянному объёму. В непосредственной близости от главного дома располагался двухэтажный флигель для прислуги с кухней. Он имел обходную галерею на первом и втором этажах. Его шатровая крыша была увенчана высоким шпилем. На некотором отдалении от хозяйского особняка размещались гостевой флигель, с фасадом ориентированным на улицу Ланинскую и школа для девочек по улице 1 Иерусалимская. В глубине комплекса располагались хозяйственные постройки: конюшня, каретная, погреб.
По территории парка были проложены несколько аллей и устроены видовые площадки, с которых открывался чудесный вид на город. Вдоль аллей и в глубине рощи произрастали редкие декоративные растения, стояли беседки, павильоны и другие малые архитектурные формы, обогащавшие декоративно-художественную выразительность усадебного комплекса. Я думаю, что с большой долей уверенности можно предположить, что в планировке парка, проектировании и постройке флигелей принимали участие архитектор В.Н.Каразин и созданная им в 1882 году строительная фирма.
Национализированные в советское время усадьба и строения, были разрушены варварским вторжением новых хозяев. Часть сооружений исчезла, а парк полностью разорился. К сожалению, барский дом в 1946 году был снесён. И ныне на его месте стоит памятник Великой Отечественной Войны – танк «Иркутский комсомолец».
Я узнала, что в 1881 году началось строение зданий усадьбы, всего насчитывалось 17 построек. Но сохранилось всего лишь семь:
1) дом для гостей;
2) конюшня и каретная. В настоящее время лишь эти два здания отреставрированы. Они открылись совсем недавно, и в данный момент в них проходит выставка.
3) домик для прислуги, он же кухня;
4) здание картинной галереи, рабочий кабинет В.П.Сукачёва и семейная библиотека;
5) единственная каменная постройка – здание зимнего сада, в котором произрастали редкие растения такие, как кипарисы, туи, барбарисы;
6) школа для девочек из бедных семей, насчитывающая 120 человек;
7) здание, в котором располагались детский дом, детский сад и ещё часть сдавалась под жильё. Позднее там был магазин и заседание хозяйственной организации.
Это небольшая часть того, что было возведено в 1880-х годах по замыслу Владимира Платоновича и что предполагается восстановить.
Реставрационные работы в усадьбе начались почти через 100 лет после того, как молодая семья Сукачёвых в лесистой местности на окраине Иркутска построила своё «дворянское гнездо».
16 мая 2001 года в первом отреставрированном доме (для гостей) открылась выставка, на следующий год было закончено восстановление здания, в котором располагалась конюшня.В здании был проведен капитальный ремонт, но все старинные детали были сохранены. Кроме того, здание оборудовано так, чтобы его посещали люди с ограниченными физическими возможностями. В том же году в парке, рядом с отжившими свой век деревьями, были посажены маньчжурские орехи, дуб и 50 молодых берёзок[5].
Парк, в котором первый хозяин высаживал растения разных уголков Европы и Азии, делает усадьбу, на мой взгляд, уникальной и необычайно интересной для Сибири. Некогда его украшали беседки, гроты, арки, катальная горка, которые также должны быть восстановлены.
Сейчас в усадьбе мы можем не только познакомиться с экспозициями и памятниками, но и принять участие в праздниках, которые помогают возродить неповторимую атмосферу, царившую в усадьбе Сукачёвых: литературные вечера, Рождество, Пасха, дни Ангела членов семьи и другие. Я думаю, вы можете провести незабываемое время в уютной атмосфере этой усадьбы.
Список использованной литературы
1. Иркутский художественный музей имени В.П.Сукачёва. Живопись. Графика. Декоративно-прикладное искусство, СПб, 1993.
2. Ладик Л.А. Свидание с Иркутском, Иркутск, 1991.
3. Полунина Н.М. Живая старина Приангарья, М. 1990.
4. Сокровища Иркутского художественного музея, Л. 1989.
Периодика
1. Колганов А. Деревня в центре Иркутска // «С-М Номер один», 15.11.2002.
[1] Чехов А.П. Собр. Соч. в 12 томах. М., 1956, т.9, с. 460 // Иркутский художественный музей имени В.П.Сукачёва, с.16.
[2] Ладик Л.А. Свидание с Иркутском, с.137.
[3] Сокровища Иркутского художественного музея, с. 17.
[4] Фатьянов А. Д. Иркутские сокровища // Полунина Н.М. Живая старина Приангарья, с. 110.
[5] Колганов А. Деревня в центре Иркутска // «С-М Номер один», 15.11.2002.