Смекни!
smekni.com

Детские творческие клубы сегодня (стр. 5 из 7)

Возьмем тогда иную сторону клубной деятельности. Давно известна, еще с 20-х годов, форма устного журнала. Где-то в 50-е годы появилась еще одна, похожая даже названием — устный альманах. В конце 70-х родился информационный (или клубный, как иногда его называют) вестник. Каждая из этих перечисленных форм — «законнорожденное», то есть обусловленное атмосферой, обстановкой, «дитя» своего времени.

Так, огромная испепеляющая жажда знаний и вместе с тем недостаток средств информации (радио, не говоря о телевидении, ведь еще не было) вызвали к жизни сначала — устную газету, а затем — устный журнал. Стремление к помпезности в подаче информационного материала — одна из существенных причин возникновения устных альманахов. Недостающая информированность о событиях местной жизни привела к появлению клубных вестников.

Нетрудно заметить, что все перечисленные формы в большей ли, меньшей ли степени, но прежде всего выполняют задачу информирования населения об актуальных событиях и проблемах современной жизни. Разумеется, наряду с организацией рассказов об увлекательных проблемах, представляющих научный или художественный интерес; повествований о зарубежных поездках или о путешествиях по нашей стране; выступлений людей, интересных своей судьбой, профессией, проблемой, над которой они работают, и т. д[6].

Интересен в этом отношении зарубежный опыт работы подростковых клубов, в частности Швеции и Франции. В настоящее время только в столице Швеции Стокгольме подростковых клубов насчитывается около семидесяти (в Тобольске – всего пять, хотя справедливости ради необходимо указать на различия в статусе указанных городов (столица государства и российская глубинка), а также в финансовых возможностях местных муниципалитетов). Подростковые клубы по месту жительства стали в этой скандинавской стране одним из важнейших звеньев в воспитании молодежи. Они пользуются большой популярностью в основном у подростков 13-17 лет. Эти центры отдыха работают всю неделю за исключением двух выходных. Штат профессиональных педагогов в каждом из семидесяти клубов насчитывает от пяти до десяти человек. Не меньшей популярностью пользуются подобные учреждения и во Франции, получившие там название культурно-досуговых центров молодежи, контингент которых строго распределён в зависимости от возраста: дошкольные лагеря для 4-6-летних детей, центры каникул для 6-14-летних детей, центры совместных каникул для подростков 13-18 лет и центры досуга под открытым небом для детей от 16 лет.

Возвращаясь к затронутой выше проблеме авторитаризма в отечественной педагогике, полезно проанализировать опыт реализации в 1980-х гг. в Стокгольме так называемого «Демократического проекта», охватившего порядка десяти подростковых клубов столицы Швеции. В основе данного эксперимента лежала идея перехода к педагогике сотрудничества (следует отметить тот факт, что в отечественной педагогике того времени в лице так называемых «педагогов-новаторов» также начали говорить о «педагогике сотрудничества») и самоуправлению членов клуба, наряду со штатными социальными педагогами получивших равные права (чего, как можно было заметить выше, лишены подростки в нашем случае). Причем, взрослые лишились права налагать запреты на проекты деятельности досугового центра. И педагоги, и члены клуба стали совместно распоряжаться финансами (о чём в нашем случае не может быть и речи), определять направления деятельности, осуществлять разработку и претворение в жизнь различных проектов. Другими словами, всю ответственность за злополучные «разработку» (программ), «распределение» (финансов) и «принятие» (решений) стали поровну делить между собой как педагоги-воспитатели, так и подростки-воспитанники (обращаем ваше внимание, что этот проект начал реализовываться ещё в 1980-е годы. С тех пор прошло уже порядка двадцати лет, а отечественная педагогика всё ещё продолжает во многих случаях носить авторитарный характер).

Для оказания помощи молодежи были выбраны представители из числа местных политиков, к которым в случае несогласия с педагогами могли бы аппелировать подростки, используя его, таким образом, в качестве третейского судьи. В основу деятельности клубов был положен т.н. «принцип трёх «нет» - «нет расизму», «нет насилию» и «нет наркотикам». В обязанности местных педагогов и административных работников входило лишь наблюдение за соответствием деятельности досуговых центров поставленным перед ними целям и задачам, обеспечение безопасности и защиты подростков, а также предупреждение их противоправной деятельности. При этом между педагогами досугового центра, подростками – членами клуба и местными комитетами заключался договор, который гарантировал строгое соблюдение добровольно принятых на себя обязательств, что способствовало реальному росту авторитета руководителя и педагога.

Результаты проведённого эксперимента показали, что наиболее оптимальной и эффективной моделью организационного построения такого подросткового клуба является выборный комитет из 25 человек, в ведении которого находились вопросы заключения соглашений, оформления их в форме договоров и т.п. Выборный комитет полностью состоял из подростков – воспитанников данных подростковых клубов по месту жительства, и в его власти, как уже отмечалось выше, находились даже вопросы распоряжения финансами клуба.

Программу работы клуба определяло открытое собрание, на котором могли присутствовать все желающие. Штатные педагоги и администрация досугового центра имели на собрании, как и все члены клуба, один голос, что особо подчеркивало равенство прав с подростками в сфере управления. Подлинной основой демократии являлись рабочие группы, разнообразные по своему составу. Решающее значение придавалось осознанию каждым подростком значения своей работы, своего места и участия в деятельности рабочей группы.

Новый демократический стиль взаимоотношений (как в сфере управления деятельностью клуба, так и в неформальном взаимодействии), выбранный авторами проекта для взаимодействия с подростками-воспитанниками стиль сотрудничества, который начал складываться в группах, ничуть не мешал развитию других не менее известных форм досуговой деятельности (дискотеки, вечера отдыха, туристические походы и т.п.) Но выбранный стиль коренным образом поменял содержание указанных форм деятельности: подростки становились более толерантными, терпимыми, раскованными, избавлялись от разнообразных комплексов, вырабатывали в себе чувство истинной солидарности со сверстниками, чувство собственной значимости и нужности (чего, к сожалению, так не хватает нашим подросткам), начинали видеть в педагогах не надсмотрщиков, а соисполнителей и соучастников их совместной деятельности, которым не безразличны личностные интересы подростков.

Реализация данного «Демократического проекта» очень тесно в своих методологических основах связана, по нашему мнению, с активно развивающейся во Франции так называемой педагогической анимацией (во Франции организаторов внешкольной деятельности детей в свободное время называют педагогами-аниматорами.). Термин «анимация» в педагогической науке появился в связи с разработкой проблемы динамики группы и свободного воспитания. Педагогическая анимация, признавая плюрализм (множественность) мнений и позиций, способствует свободному и автономному самоопределению личности в группе, создает наиболее благоприятные условия для поиска правильного решения проблем, являясь, тем самым, школой подлинного гражданского становления личности. Педагогическая анимация пробуждает у индивида веру в свои силы, активизирует процесс общения, самопознания, устанавливает новый стиль человеческих отношений, отвечающий потребности человека в проявлении своего творчества. Именно эти идеи, на наш взгляд, и были реализованы в шведском проекте.

Аниматор старается создать все необходимые условия для увлекательной, вызывающей интерес деятельности, вдохновляет детей и побуждает ею заниматься. Он воспринимается как член группы, участвующий в ее жизни, а не находящийся вне ее или рядом с нею. Задачей педагога-аниматора является установление между членами группы атмосферы сотрудничества, взаимного уважения, творческого поиска и творческой деятельности. Естественно, в подобных условиях нет места авторитарным методам взаимодействия с воспитанниками, которые характерны для ряда отечественных подростковых клубов[7].


3. Проблемы и перспективы клубной деятельности

3.1 Проблемы клубной деятельности

Обозначим основные проблемы клубов:

1. Ни один клуб не стимулирован на рост мастерства своих членов.

2. Неурегулированность взаимоотношений: Клуб-Федерация, танцор-тренер, тренер-родители (инвесторы), Клуб-Инвесторы и пр. Нет ни прав, ни обязанностей Сторон ни в одной из связок.

3. Не понятна система взаимоотношений Клуба с другими общественными, спортивными, учебными, финансовыми и государственными организациями. Вопрос - должен ли Тренер иметь Лицензию на ведение преподавательской деятельности? Это, например. Какие взаимоотношения ТСК с системой детского образования и воспитания?

Следует обратить внимание на клубы, сегодня это необыкновенно актуально, ибо подчеркивается непереходящая сущностность этих учреждений культуры для всестороннего воспитания личности советского человека, для усиления и углубления процесса ее социализации. И это во-первых.

Деятельность клуба, во-вторых, никогда не сводилась ранее, да и не сводится в настоящее время, сугубо к политической пропаганде. Ведь когда-то именно в его залах и комнатах началось массовое обучение грамоте, были организованы общеобразовательные и агрономические кружки, возникли коллективы художественной самодеятельности. Так утверждалась в жизни еще одна ленинская мысль. Мысль о клубе как одной из важнейших позиций для просвещения народа. И это еще одна грань его существования, также не потерявшая своей сегодняшней значимости, несмотря на бурное развитие средств массовой информации.