И наконец, еще одно, чем полезен и славен клуб — и в прошлые, и в нынешние времена. Он — уникальная форма организации досуга. Причем не пустого времяпрепровождения. Ибо свободное общение, организованное в его стегах, не ограничивается только созданием условий «общественного домашнего очага». Здесь осуществлялось широкое культурное кооперирование масс, необходимое как для развертывания разнообразной групповой деятельности, так и для создания всякого рода массовых действ,— в этом и заключалась изначальная подлинная суть клуба.
И заметим, без какого бы то ни было противопоставления форм его существования. Без каких-либо шараханий из одной крайности в другую. Полное единение массовых и групповых форм клубной практики естественно и закономерно, ибо подлинное воспитание может быть осуществлено, как отмечал еще А. С. Макаренко, не «через первичный (контактный) коллектив, ибо в таком коллективе... появляется семейственность и получается тот род воспитания, который нельзя назвать вполне советским воспитанием. Только через большой коллектив, интересы которого вытекают не из простого общения, а из более глубокого социального синтеза, возможен переход к широкому политическому воспитанию...». А оно-то и составляет одну из существенных задач гармонического развития личности, ее совершенствования.
Напомню, что выдающийся советский педагог полагал, что политическое воспитание есть зерно всесторонне и гармонично развитой личности. И в клубе оно может быть достигнуто лишь при одном условии: его любительские объединения консолидируются при создании различных массовых мероприятий. Разнообразие коллективов, их творческих концепций и создает, в конечном итоге, возможности организации увлекательного и интересного досуга в клубе. Вот тогда-то и массовая его работа (вечера, встречи, праздники и т. п.), и работа групповая (выступления ансамблей политической песни, клубов самодеятельной песни, дискоклубов и т. п., проведение заседаний любительских объединений) образуют тот своеобразный, известный нам по школьному курсу физики сообщающийся сосуд, в котором ассимилирующиеся частицы веществ создают некое новое качество, новое, по сути, вещество. Без этой каждодневной и скрупулезной работы по созданию досуга нет и не может быть современного клуба.
Отметим, что примерно так же когда-то объяснял существо этого слова и В. И. Даль в своем «Толковом словаре живого великорусского языка»: «...собрание, постоянное общество, которое собирается в особом помещении, для беседы и увеселений...» Итак, клуб — явление многофункциональное, ибо многофункциональна сама культура, частью которой он и является. Ошибка, и довольно распространенная, видеть в нем только одну какую-либо сторону: пропагандистскую, просветительскую, развлекательную. В том-то и состоит особенность этого учреждения культуры, что все стороны в его деятельности теснейшим образом взаимосвязаны, ни на йоту не изолированы, не отдалены друг от друга. Точкой-то их соприкосновения и является культура. Вот почему формирование культуры политической, нравственной, эстетической, экономической, правовой и т. д., если и не стало еще четко ощутимой каждым клубным работником наиглавнейшей задачей, завтра будет необходимо пронизывать всю его деятельность. И к этому надо быть готовым, ибо, приступая к формированию культуры, он сам должен быть культурно развитым и всесторонне образованным человеком. Это — очевидно.
Все сказанное и определяет возрастающую культурно-организующую роль клуба. Сегодня в нашем обществе наблюдается взрыв духовной активности... Люди хотят больше знать о прошлом, настоящем и будущем страны, острее и пристальнее стало внимание к общественным и государственным делам, к мировоззренческим и морально-этическим проблемам.
Присмотримся к этим пожеланиям, задумаемся над ними — ведь в них четкая программа деятельности всех социальных институтов общества. И клуб здесь, как говорится, не составляет исключения.
Есть и еще один принципиальный аспект в его нынешней, современной деятельности. Речь идет о самом, может быть, остром и болезненном для нашего общества вопросе: пассивности к переменам у определенной части людей, их социальной инерции. И хотя это только часть населения, и пусть даже не очень большая, но ее настроение неустойчивости, ощутимое в обществе, конечно же, не способствует стремительному движению вперед.
Задача клубного работника — понять причины этой неустойчивости и помочь человеку обрести уверенность. Помочь преодолеть психологическую боязнь всего нового. Помочь преодолеть страх.
Да, конечно, страх — и как кратковременная эмоция, и как устойчивое чувство — в природе человеческой натуры. В его генетическом коде. Еще совсем недавно он был в избытке у каждого из нас. Страх перед теми, кто может оскорбить или ударить. И перед теми, кто должен был бы нас от этого защитить. Страх перед начальником и перед властью. Нужно ли перечислять далее?
Страх сковывает ум и волю. Заставляет пригибаться. Приучает прошмыгнуть незамеченным. Спрятаться от бурной действительности в увлечении ли восточным мистицизмом, экзотическим хобби или давним примитивным вещизмом. Вот они — истоки пассивности советского человека. Вот она, довольно-таки дорогая «плата за принижение индивидуальности, бюрократизацию общественной жизни и невыполненные обещания» (И. Кон).
И вот почему необходимо найти слова, которые помогли бы снять это бремя страха. Которые могли бы проникнуть в сознание человека, пробудить в нем доброе, сердечное отношение к людям, его окружающим. Поднять на дела, способствующие демократизации общества, раскрепощению личности, распространению культуры, которая, как цемент пропитывает различные стороны нашей жизни. Призвать к строительству общества, в котором бы человеку было не страшно жить.
Клуб, будучи частью общественного механизма, не может не болеть теми же «болезнями». Вот почему столь важно разобраться в их истоках. Понять, что же мешает организации здесь разнообразной, увлекательной и интересной жизни.
3.2 Пути решения проблем и перспективы развития клубов
Первая из этих «болезней», во многом тормозящая решение того или иного человека провести свой досуг в клубе, — запустение и разор, царящие здесь. В громадном, подавляющем большинстве этих учреждений, особенно в сельской местности.
Что и говорить, материально-техническая база современного клуба и на селе, и в городе ниже всякой критики. Добавьте к этому упомянутое отсутствие здесь уюта, домашней ухоженности. Где уж большинству современных клубов до того состояния, которое определялось когда-то как «общественный домашний очаг». Какой уж там «очаг», если в зале — сломанные стулья да ряд скамеек, если добротное оборудование может явиться хозяину этой «обители» лишь в каком-то горячечном сне[8].
Одним из решений сложившихся «клубных» проблем видим в повышении квалификации работников клубов.
Здесь клубный работник мог бы стать его первейшим и надежнейшим помощником.
В современном клубе творческий поиск постоянно вступает в конфликт с параграфом тех или иных инструкций и распоряжений. Очевидно, они необходимы. Но ориентированы-то они должны быть не на вчерашний день. В них следует учесть сегодняшнюю ситуацию, уже достигнутый уровень работы, постоянное стремление передовых клубных специалистов к поиску. Надо уметь заглядывать в завтрашний день.
Вот тогда-то не в десятках, а в сотнях клубов вас встретят с цветами у входа, предложат во время встречи с интересным человеком — журналистом, поэтом, конструктором чашку чая или кофе, а участвуя в каком-либо конкурсе, вы получите шанс выиграть книгу известного писателя, а не погремушку из «Детского мира».
Вот тогда-то и сможет клубный работник «сеять разумное, доброе, вечное». Создавать увлекательные программы, развивать творческие коллективы, исходя из интересов и потребностей посетителей клуба, а не из инструкций, отказывающих ему в самом главном — признании его творческим учреждением. Позиция для нынешнего руководителя культуры, порой бывшего директора кирпичного завода или бани—должности, сами понимаете, номенклатурной, весьма удобная. Ведь в его представлении клубный работник — всего лишь чиновник, обязанный, не слишком умствуя, выполнять изданные директивы и указания.
Какой может быть разговор о творческой профессии? — искренне удивляются подобные руководители. Абсурд, нонсенс! Клубный работник, утверждают эти руководители «культурного фронта», всего лишь организатор массово-политических мероприятий. Не более того! Ну еще там — организатор досуга. И все! Вот она — еще одна сторона «остаточного принципа» в организации клубной работы. Вот оно — подлинное существо авторитарно-административного синдрома! Убеждены, что существование этого «синдрома» — первопричина многих несуразностей, встречающихся в практике.
Вот, например, судьба слова — едва ли не самого ведущего, существенного выразителя творческого замысла в клубе. Которое к тому же всегда было и будет показателем нашей культуры: ее уровня, качества, глубины. Увы, приходится констатировать, что, если будущий исследователь лет, эдак, через пятьдесят станет изучать сценарные материалы нынешних массовых мероприятий, боюсь, он не будет слишком высокого мнения о качестве нашей культуры. Прежде всего он непременно заметит, что в обществе, особенно на уровне 60—70-х годов, произошла значительная «девальвация» слова. Это особенно заметно по тем из них, которые призваны были определить смысл и характер существования нашего социалистического общества.
Если этот будущий исследователь хоть немного любопытен, он обратит внимание и на то, что данная аномалия характерна не только для массовых мероприятий этого отрезка времени. Об этом же с горечью и тревогой на своих пленумах размышляют писатели, об этом же пишут театроведы, киноведы и другие специалисты, призванные анализировать слово во всех видах его существования — устное ли оно, письменное ли.