Смекни!
smekni.com

Детское чтение, как педагогическая проблема (стр. 2 из 8)

В последней трети XVIII века происходит количественный и качественный рост литературы для детского чтения. В создании произведений для юных читателей принимали участие крупнейшие учёные, писатели, политические и государственные деятели. Сама императрица Екатерина II писала многочисленные произведения во всех жанрах [8, с.23].

Н. И. Новиков сыграл значительную роль в развитии педагогики детского чтения. Он всемерно распространял педагогическую науку, написал несколько работ в этой области, в том числе знаменитый трактат «О воспитании и наставлении детей для распространения общеполезных знаний и всеобщего благополучия» (1783 г.) Стержнем педагогических взглядов Н. И. Новикова является воспитание любви к отечеству и благонравия. С 1785 по 1789 год Н. И. Новиков издаёт журнал «Детское чтение для сердца и разума». Этот журнал – первая реализованная попытка целенаправленного и систематического воздействия на воспитание и образование подрастающего поколения с помощью специально создаваемой литературы для детского чтения.

Идеи Н. И. Новикова о детском чтении противостояли консервативно-сословным представлениям XVIII века, призывающим ограничить круг чтения молодых людей и воспрепятствовать проникновению грамотности в широкие массы русского народа. Разработанные Н. И. Новиковым основы руководства детским чтением были взяты на вооружение прогрессивными педагогами и библиотекарями России в XIX веке [8, с.26].

В XIX веке чтение рассматривалось как важнейшее средство воспитания души подрастающего поколения. Детская литература, составной частью которой являлась детская периодика, — единственное средство массовой коммуникации в то время — старалась учитывать стремление детей к активному познанию мира, особенности протекания у них высших психических процессов, используя наиболее эффективные по своему эмоциональному воздействию выразительные художественные средства. На страницах русских педагогических журналов, таких, как «Учитель» (1861-1870), «Детский сад» (1866-1876), «Педагогический листок» (1869-1915), «Воспитание и обучение» (1877-1917), «Вестник воспитания» (1890-1917), широко обсуждались проблемы детского чтения, его роли в нравственном воспитании личности юного человека [19, с.78].

В трудах писателей, критиков, педагогов XIX века находится множество идей, суждений по вопросам детского чтения, которые сыграли большую роль в формировании специалистов по библиотечной работе с подрастающим поколением. Непреходящее значение имеют идеи революционных демократов. Они заложили основы педагогики детского чтения как относительно самостоятельной области педагогического значения.

Создание демократической теории детского чтения как относительно самостоятельной области чтения связано с деятельностью В. Г. Белинского. Он считал литературу действенным средством образования и воспитания подрастающих поколений. В статье-рецензии «О детских книгах» (1840г.) критик писал: «Воспитание – великое дело: им решается участь человека…книги, которые пишутся собственно для детей, должны входить в план воспитания, как одна из важнейших его сторон [8, с.38]. В. Г. Белинский отмечал, непреходящую роль книги, чтения в формировании нравственных качеств, патриотических чувств, эстетических представлений в подготовке юных граждан к труду и практической жизни, к бескорыстному служению общему благу.

В. Г. Белинского не удовлетворяло состояние детского чтения в России в XIX веке, поэтому он, изучив и обобщив реакционно-дидактические сочинения отечественных писателей: А. Зонтаг, В. Бурьянова, П. Фурмана, Б. Фёдорова, резко критикует их [8, с.38].

В 1878 г. редакцией «Детского чтения» были сформулированы пять основных задач в деле воспитания, которые она старалась реализовывать в художественных произведениях, печатавшихся на страницах журнала. Эти задачи нравственного воспитания детей, звучат и сегодня очень актуально:

· возбуждать в детях любовь к добру, к благородным, бескорыстным поступкам, к природе, науке и искусству;

· научить детей уважать всякий честный труд, талант, гений;

· способствовать облагораживанию юной души и воспитанию нравственного, возвышенного идеала;

· поселить в детях сознание солидарности каждого отдельного человека с родиной, человечеством и желание быть им полезным;

· дать силы детям для борьбы со злом, т. е. нравственную поддержку в жизни [19, с.77].

Таким образом, детское чтение в России в XVIII – XIX века не стремительно, но всё же развивалось. В этот период времени, на страницах таких педагогических журналов, как «Учитель», «Детский сад», «Педагогический листок», «Воспитание и обучение», «Вестник воспитания», одним из важнейших средств пробуждения чувств ребенка и обогащения его жизненного опыта считалось чтение высокохудожественных произведений. Поэтому, детские журналы, редактируемые известными педагогами XVIII – XIXвеков и содержащие специально подобранные произведения для детского чтения, являлись важным средством нравственного воспитания подрастающего поколения [19, с.82].

1.2 Выдающиеся деятели XIX века о детском чтении

Детское чтение в России было предметом внимания многих деятелей науки и культуры XVIII – XIX веков. Среди них М.В. Ломоносов, Н. И. Новиков, В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов, К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, В. И. Водовозов, М. А. Корф и др [2, с. 350].

Интересные мысли по вопросам детского чтения содержатся в трудах выдающегося деятеля русской литературной критики и публицистики Д. И. Писарева (1840 – 1868). По мнению Д. И. Писарева распространению научных знаний содействует литература, чтение, это, по мнению Д. И. Писарева, очень важно для подрастающего поколения.

Говоря о самообразовательном чтении, Д. И. Писарев рассматривал вопрос и о культуре чтения: на свете есть много хороших книг, но эти книги хороши для тех людей, которые умеют их читать. Умение читать, по мнению критика, завоёвывается упорным трудом, потому что чтение – мыслительный процесс, в ходе которого формируются убеждения. Ученическая библиотека (школьная библиотека), по мнению Д. И. Писарева, должна быть составлена «не из детских, а из общезанимательных и общедоступных книг». В ней должны быть представлены произведения лучших отечественных и зарубежных беллетристов, «описания замечательных путешествий, исторические сочинения и популярные книги по всем отраслям естествознания» [19, с.44].

Утверждение Д. И. Писарева о том, что «в ученических библиотеках детские книги совершенно неуместны», объясняется тем, что значительная часть современной ему детской литературы не отвечала требованиям искусства. Детские книги, пропитанные самодержавно-крепостническим духом, были назидательны, сентиментальны. Поэтому критик писал, что «малолетним ребятам первых трёх классов гораздо полезнее в свободное время бегать, играть и возиться, чем сидеть смирно и читать нравоучительные историйки». Д. И. Писарев также говорил, что между ребёнком и книгой всегда должен стоять человек, который поможет ему соединить книжные знания с жизнью, окажет влияние на содержание чтения. Личность ребёнка Писарев воспринимает как активный субъект, которого педагог должен понимать и уважать. Он требовал, чтобы воспитатель имел достоверное, научное представление об основных этапах развития человеческой личности. [19, с.45]

В педагогике детского чтения бесценен опыт и научный вклад Л. Н. Толстого (1828 – 1910). В течение всей своей жизни он непрестанно обращался к педагогической деятельности, организовывал чтение своих учеников в Яснополянской школе, создал «Азбуку», «Новую азбуку», «Книги для чтения» [28, с.113].

Л. Н. Толстой много сделал для распространения начального образования среди детей крестьян Крапивенского уезда. Как член училищного совета Крапивенской земской управы, Л.Н. Толстой с большим энтузиазмом взялся за организацию и улучшение школьного дела в своих родных местах [11, с.477].

Критикуя современное обучение детей Л.Н. Толстой отмечал, что умение читать строится не на познавательных интересах обучающихся, а на принуждении. В результате чего происходит «несоразмерное развитие памяти, ложное понятие о законченности науки, отвращение к дальнейшему образованию, ложное самолюбие и средства к бессмысленному чтению» [28, с.114].

Л.Н. Толстой утверждал, что сам подход к книжному познанию станет действенным лишь тогда, когда обучающийся поймёт его смысл и увидит в нём средство, пригодное для жизни. Формальное умение читать, по мнению Толстого, не составляет ещё умения работать с книгой. Важно научиться понимать прочитанное, самостоятельно осмысливать его и связывать знания с жизнью. Лев Николаевич отмечал, что в детях необходимо с ранних лет пробуждать и целенаправленно формировать способность сопереживания. Именно на способности людей «заражаться» чувствами других основан воспитательный потенциал искусства [28, с.115 –117].

Педагогическая деятельность Л.Н. Толстого блестяще подтвердила, что великий писатель не только теоретически, но и практически показал, как находить новые пути в педагогике детского чтения, сближать теорию с практикой, воспитывать творчески грамотного читателя [28, с.118].

Николай Фёдорович Бунаков – один из видных представителей демократического направления в русской педагогике второй половины XIX века. Он отдал много сил борьбе за развитие и совершенствование начальной народной школы [11, с.429].

Открытие собственной народной школы было заветной мечтой Н. Ф. Бунакова. Он приобрёл имение в Петино, в двадцати километрах от Воронежа, построил и открыл здание для школы.